Существуют 4 базовые эмоции: радость, печаль, гнев и страх. С радостью все просто и понятно. Печаль связана с гореванием (утрата, прошлое, крах надежд и т.д.). А вот с оставшимися эмоциями может возникать путаница.
Страх. Он связан с безопасностью и защищает нас. Лишившись этой эмоции, социум давно бы уже перестал существовать. Базовый страх всегда пытается помочь решить проблему и найти выход из трудной ситуации. Однако, бывает так, что мы испытываем сильную тревогу, хотя угрозы нет.
Загляните в детство.
Высока вероятность, что родители запрещали вам проявлять агрессию и пытались взрастить «хорошего мальчика» или «хорошую девочку». Может быть они и сами были чрезмерно нормативными и сдержанными. Получается, что злиться нельзя. Страх же является социально приемлемой эмоцией. Подобная схема характерна для людей с сильным внутренним «цензором». В сознании которых часто звучит слово «Должен!». Попытки контролировать свои отрицательные эмоции злости и гнева легко трансформируются в тревогу и страхи!
Гнев. Он тоже помогает нам. Позволяет сохранять личные границы, с уважением относиться к себе, своим желаниям и системе ценностей. Но бывает так, что человек «взрывается» без видимых причин. Он вспыльчив и агрессивен. Снова заглядываем в детство. Например, мы видим маленького мальчика, который во время прогулки встретился со стаей бездомных и злых собак. Он испугался и страх пытался защитить его. Но жесткий отец обесценил эту эмоцию, заставил мальчика расправить плечи и пойти навстречу стае, ведь он - «мужик и не должен бояться!». Страх подавлялся и всячески запрещался, постепенно трансформируясь в гнев. На выходе мы имеем человека, что в момент злости и агрессии на самом деле очень боится. Но, к сожалению, не понимает, что это так. Данная схема часто работает на уровне рабочих процессов или отношений с партнером, где за взрывными реакциями может скрываться страх отвержения, разрыва отношений и т.п.
Помогите себе распутать узел. В момент сильного страха спросите себя: «Есть ли сейчас смысл бояться или адекватнее было бы злиться?». Эта же модель работает и с гневом: «Действительно ли сейчас нарушены мои границы или где-то внутри я очень сильно боюсь?».