Что будет если сейчас в столовых сказать, что обед стоит, к примеру, 350 рублей, и деньги кладите на поднос? При этом никто не будет тебя проверять расплатился ты за обед или нет. Я думаю, что не все 100 % честно расплатятся за еду.
- А вот в советское время провели такой эксперимент и были удивлены результатом, а точнее ответственностью и честностью посетителей.
Поскольку раньше не было различных кафе, ресторанов, бистро в близи производства и вообще в городе, как сейчас, а были лишь обычные столовые при каком-то производстве, то готовили там очень вкусно и качественно, что называется по ГОСТу.
- При этом были и такие предприятия, которые заключали договоры на поставку продовольствия напрямую с фермами, а некоторые брали шефство над колхозами, чтобы помогать в постройке зданий, уборке урожая и сбыте.
Проблема заключалась в другом: в обеденное время был большой наплыв работников, желающих покушать, а работники столовой просто не успевали накладывать обед из нескольких блюд, как полагается – первое, второе и напиток. Время же, отведенное на обед было равно 30 минутам, при этом покормить надо было несколько смен.
- Чтобы устранить эту проблему ещё в 1930-х годах была придумана линия раздачи, когда после выбора блюда посетителем, работники столовой быстро раскладывали блюда, те шли на кассу.
- Промышленная революция 1970-х годов увеличивала промышленные мощности, вместе с этим и количество работников. А столовые снова столкнулись с проблемой наплыва посетителей.
В одном из таких заводских столовых решили устроить эксперимент, который предусматривал ускорение процесса обслуживания посетителей и так сказать, проверка работников на честность при оплате за выбранные блюда.
Эксперимент заключался в следующем: на блюда поставили ценники, с линии раздачи убрали кассу и вместо неё поставили коробку для приема купюр и поднос с мелочью. То есть работники сами считали на сколько рублей набрали еды и оставляли там, где коробка с подносом и, при необходимости, сами же брали сдачу.
Задача работников столовой были лишь каждый день считать правильно ли велся расчет и нет ли недостачи.
Первые несколько дней всё было идеально, всё сходилось копеечка в копеечку, но в последующие дни работники стали замечать, что около 20% посетителей не расплачиваются с обедом, а в середине месяца была уже 50%-ная недостача.
Понятное дело, у работников столовой стали появляться нехорошие мысли по отношению к посетителям, но всё оказалось не так плохо.
Эксперимент был рассчитан на 30 дней. Ближе к концу этих дней работники столовой были удивлены тому, что ежедневно стало набираться выручка аж больше 100%. Оказалось, что именно в эти дни работникам завода была выплачена зарплата и все, что брал еду в долг разом вернули наевшее.
Таким ответственным и честным был советский человек!