О причине победы фильма на фестивале - расскажем в конце)
Каннский фестиваль - самый престижный международный кинофестиваль, проводящийся с 1946 года, и с 1955 года главным призом является Золотая пальмовая ветвь.
Фаворитами этого года были иранский «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа, индийский «Все, что мы представляем как свет» Паял Кападии и работа американского режиссера Шона Бейкера - «Анора». Собственно, все фильмы получили свои награды - специальный приз за сценарий, Гран-при и Золотую пальмовую ветвь соответственно.
"Анора" вызвала ажиотаж еще до выхода - в наше непростое время в американской картине много ролей исполняют российские актеры - среди каста Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Алексей Серебряков - ему сниматься в зарубежных фильмах не впервой.
Главную роль проститутки, строящую отношения с сыном российского олигарха, исполнила американка Майки Мэдисон - ее мы могли увидеть в роли члена секты Мэндсона - Сьюзан Аткинс в фильме Квентина Тарантино "Однажды...в Голливуде" и в роли Эмбрер в "Крик 5".
В Европе с "Анорой" ознакомились еще в мае, в России же прокат стартовал 17 октября.
Что по специфике фильма?
По жанру было обозначено - комедийная драма. Хочется добавить - социальная. Главные герои Эни и Ваня из разных социальных слоев, но с искренними чувствами друг к другу, в которые не верят окружающие. Вот и все, что стоит знать о сюжете - очень простой, обыденный и непритязательный, а от этого и скучный.
Интересная фишка для зарубежного зрителя - языковой барьер. Английский, русский, матерный русский, да и армянский иногда - если смотреть в оригинале, то довольно забавная вещь. Для российского зрителя - карикатура. Собственно, как и поведение второстепенных героев Юры Борисова и Карена Карагуляна, но их игра не вызывает отторжения, как раз то, что необходимо. Что нельзя сказать о персонаже Марка Эйдельштейна - это уже второй фильм, в котором актер демонстрирует свои актерские навыки так, что вызывает чувство испанского стыда - что-то подобное приходилось испытать при просмотре "100 лет тому вперед", когда его персонаж Коля взаимодействовал с Алисой, в частности исполнял рэпчину. Вроде и хорошо показан как "золотой ребенок", а вроде... Временами испытываешь чувство, что это затянутый видео-анекдот о русских.
А что критики?
Разберем, почему "Анора" набрала столько восторженных отзывов.
Во-первых, это адаптация культовой "Красотки" (ну или "Золушки") для нового поколения, но с достаточно реалистичным финалом. Некая правдоподобность покорила как зрителя, так и критиков - как зарубежных, так и отечественных.
Во-вторых, новые лица. Борисов и Эйдельштейн покоряют своей "новизной" зрителя за бугром. Если про Борисова можно согласиться, то вот ко второму - большие вопросы, хотя все объяснимо - ну любят смазливые мордашки, Эйдельштейна в России вообще начали называть "нашим Шаламе".
В-третьих, что, как по мне, самое ключевое... все напрочь забыли или забили на факт того, что председателем комиссии кинофестиваля в этом году была... Грета Гервиг! Да, та самая, что режиссировала "Барби". Причем тут она? Да если разобраться по сути, то "Анора" - типичная картина американского независимого кино, что является личным предпочтением Гервиг - она начинала свою трудовую деятельность с фильмов жанра мамблкор - жанр, для которого свойственны небольшой бюджет, участие непрофессиональных актеров и сосредоточенность на естественности диалогов. Разве "Анора" не похожа на, как раз, это? Конечно, это не точно, но вполне вероятно, что ключевая позиция Греты на Каннском кинофестивале в этом году дала ей право вытащить "Анору" на первое место среди тяжелых драматических фильмов-конкурентов. Мысль об этом приходила еще в мае, как только стало известно о сюжете, но российские критики, например, Сергей Сычев, тоже пришли к этому мнению. Честно ли это? Стоит учитывать, что это всего лишь предположение.
Собственно, и другие отечественные кинокритики дают крайне смешанные рецензии - кому-то понравилось, кто-то люто отрицает. Схожи только все в одном - отечественные зрители выходят из зала с горьким послевкусием - даже для тех, кому фильм "зашел", ожидания не совпали с реальностью.
Что ж, это тот случай, когда маркетинг картины (даже без именно прямого маркетинга, а через медийное продвижение в виде встреч "наших" и "мировых" звезд и тд) слишком преувеличил возможности влияния фильма на зрителя.
Итог
Итак, что можно сказать в итоге? "Анора" - одноразовая картина, с закосом на народный российский сюжет вмешанный в классическую романтическую американскую историю. Подойдет для девичьих посиделок под винишко, но никак не для большого экрана. Вероятно, "Анора" скоро выйдет в цифровом формате, так что в кинотеатры на него идти не стоит.
Спасибо, что ознакомились со статьей, большая признательность за подписку и лайк!