На бульваре Рокоссовского растет новый жилой комплекс с потрясающим названием «Мангазея». Еще более потрясающе, что никто понятия не имеет, что это за название и что за ним стоит, а я понятия не имею, почему Мангазея оказалась в столице.
Барабанная дробь!
Мангазея - первый русский заполярный город в Сибири, существовавший в XVII веке. Располагалась она на краю света в прямом и переносном смысле – на северо-восточной окраине современного Ямало-Ненецкого АО на реке Таз. Сначала надо понять, а что это за место такое, что там вообще было и откуда взялся город?
На восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи. Яд их — мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят. («Сказание о человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных»)
Разбираемся с этим источником начала XVI века. Югорская земля – это земли Северного Урала от пролива Югорский шар до речки Таз. Проживали там в основном предки современных ханты и манси. С Югрой водились новгородцы - к XV веку даже появилась купеческая корпорация с собственным названием «Югорщина», которая имела свою церковь, а в XV веке Югорскую землю присоединил к Московскому государству Иван III. Имперский австрийский посол при московском дворе Василия III, автор «Записок о Московии» и наиболее подробной карты России того времени Сигизмунд Герберштейн на своей карте подпишет Югорскую землю как родину венгров - ну, финно-угры же.
Кто такие Самоеды? Так называли сразу целую группу коренных народов Сибири, говорящую на самодийских языках: ненцы, энцы, селькупы, сойоты и так далее. Про них на первых порах иногда выдумывали целые сказки: мол, народы на зиму оставляют в определенном месте товары для обмена и засыпают, а весной просыпаются и забирают принесенное купцами взамен. На самом деле они просто были кочевниками (мясо оленье едят), а вот про каннибализм самоедов так до сих пор толком не разобрались.
Почему зовут их молгонзеи? Не очень понятно. Либо от слова «молгон» - крайний, те крайний народ, либо от имени самодийского князя Маказея, либо от старого названия речки Таз. В любом случае, город, основанный по приказу Бориса Годунова отрядом стрельцов в 1600 году, получил такое «местное» название - Мангазея.
Зачем?
Для чего русским строить город черт-те где? Потому что пушнина была чуть ли не самым роскошным товаром у русских купцов. А еще имела свойство быстро истребляться - и Угорских запасов стало не хватать. Тут еще в конце XVI века те самые Новгородцы недалеко от будущего места города основали факторию - в общем, с самоедью вроде как, иметь дело было можно, а ясак (налог на коренные народы Сибири в виде пушнины) - дело очень и очень прибыльное. Мангазее было суждено стать опорным пунктом царской администрации для самоеди - туда они сдавали тот самый ясак (а потом не только они, но и тунгусы с Енисейскими остяками).
Город рос, что называется, на дрожжах, несмотря на печальные приключения первого отряда стрельцов, который и основал острог - из 100 отправленных мужчин из-за нападения «воровской самоеди» дошли только 70. В следующем году «на подмогу» из соседних острогов был отправлен отряд из 200 служивых людей с воеводой Пушкиным. Все вместе уже стали строить настоящий посад. Через два года приехал воевода Булгаков (прямо литературный салон, а не город), основавший гостиный двор. Еще он привез целого священника и церковную утварь! Через пять лет город обзавелся деревянными укреплениями, через 15 выяснилось, что до Мангазеи можно доплыть из Архангельска, и не надо совершать героические переходы по необъятной родине.
Небесный покровитель
В городе даже появился свой святой! Звали его Василий Мангазейский, и известно про него ровным счетом практически ничего. Вроде как он был сыном ярославского купца, который отправил его в «подмастерье» к другому купцу, уехавшему в только что родившуюся Мангазею. Когда Василий молился в храме, воры ограбили лавку его хозяина. Купец не долго думая, обвинил во всем нерадивого мальчишку. Только юноша вины не признавал даже под пытками. Тогда дело дошло до воеводы - Пушкина - и он то ли довел его до смерти очередными истязаниями, то ли просто ударил связкой ключей по виску - в общем, юноша умер за свое стремление к правде. По другому варианту жития дело обстояло еще серьезнее - Василий отверг греховные домогательства купца, а тот в отместку и обвинил его в утере своего имущества. Похоронили мученика у приказной избы, и накрыли сверху доской. Спустя 30 лет местные увидели, что доска переломилась, а под ней виден гроб. И тут-то начались всякие чудеса и исцеления - место сразу огородили и возвели часовню. Потом мощи перенесли в Туруханский монастырь. И даже тут целые волшебство - настоятель в середине 1750-х решил «усмирить» культ Василия и приказал просто закопать его мощи под часовней. Но не тут-то было - земля под зданием осыпалась, и гроб снова стал виден людям - после этого священномученика в землю прятать перестали. Со временем Василий стал считаться покровителем охотников, а мощи до сих пор можно увидеть в Туруханском монастыре.
De brevitate vitae
В Мангазейской земле был экономический центр всего Заполярья, если не всей Сибири - купцов было до тучи, причем не только русских, но и английских с голландскими. Мангазею называли «златокипящей» - товары и золото находились в большом по объёму и быстром по времени осуществления сделок торговом обороте, приносившим баснословные прибыли.
Но все хорошее быстро заканчивается. В 1619 году город сгорел в страшном пожаре, а в следующем, 1620 году, Михаил Федорович запрещает проходить морским путем до Мангазеи под страхом смертной казни. Причин много: государство этот морской путь не контролировало и не могло получать пошлину с пушнины, пользовались морским путем поморы, а еще больно опасно было пускать в сердце Сибири Английский флот - вдруг хитрые англичане захотят сделать ее своей колонией, тогда как русские цари уже давно мыслили Сибирь своей? Якобы даже были найдены документы, по которым в 1612 году Англия планировала захват земель и установление своего протектората на Русском Севере.
Из города сразу исчезли поморы, англичане, голландцы, да и многие русские купцы тоже. Ну и сочетание двух страшных событий вместе сильно подкосило Мангазею - как город и как крупный торговый центр Сибири в своих старых масштабах она больше не восстановится, но останется центром царской администрации над самоедью.
Смутные времена
В конце 1620-х здесь была чуть ли не кровавая Гражданская война между двумя воеводами. Старший воевода Григорий Кокорев еще до отправления в «златокипящуюю» написал роковой донос на дядю младшего воеводы, Андрея Палицына (кто додумался отправить их работать вдвоем на край земли, история, конечно, умалчивает). Мужчины в первый же день торжества в честь их приезда разругались, так еще утянули за собой в разборки весь город - гарнизон поддерживал Кокорева, а местный посадский люд и купцы - Палицына. Мелкими действиями и стычками дело дошло до вооруженного конфликта - Палицын объявил Кокорева государственным преступником, вооружил горожан и взял в осаду гарнизон, где прятался старший воевода. Осада продолжилась практически 9 месяцев - за это время «перестрелок» была успешно уничтожена половина города, а 12 человек и вовсе стали жертвами шальной пули. Победителем не вышел никто - в гарнизоне у Кокорева началась цинга, а в посаде у Палицына кончились запасы оружия. Пришлось Андрею Федоровичу отступить в Тобольск, где на него повесили вину за весь творящийся беспредел. Однако отделался он довольно легко - парой недель домашнего ареста в Москве. А вот Григорию Кокореву даже пальчиком не пригрозили - и он оставался на посту старшего воеводы еще весь следующий год.
В 1642 году недовольные слишком высоким ясаком самоеды проникли в город и устроили роковой пожар, уничтоживший город подчистую. Больше никто былую златокипящую столицу Сибири отстраивать не пытался. А к концу XVII века город и вовсе исчезнет с карт.
Дальнейшая судьба
Зато появляется Новая Мангазея - Туруханск. Былого величия Мангазеи острог не достиг, но тоже завоевал славу крупного купеческого города Сибири. Сейчас город называется Старотуруханском, потому что Туруханск в современной России - это бывшее село Монастырское при том самом Туруханском Свято-Троицком монастыре, где хранятся мощи Василия Мангазейского (и вообще изначально именно сюда хотели перенести Мангазею, но решили все-таки Бога лишний раз не гневать). Церковная обитель довольно быстро сумела, что называется, хорошо устроиться - в конце XVII века в ее владения достался крупнейший в Сибири солеваренный завод. Здесь же были открыты первые в Туруханском крае духовные училища и пункты миссионерской деятельности. А если вы все еще ломаете голову, откуда вам знакомо это название, я напомню - здесь 3 года отбывал ссылку будущий вождь советского народа, Иосиф Сталин, и спустя полвека 6 лет отбывала наказание дочь Марины Цветаевой, Ариадна Эфрон.
А пустующее городище на месте Мангазеи местные прозвали «Тагаревы хард» - в переводе «разломанный город»