Праздник "воронья свадьба" или Каргатуй связан с пробуждением природы от зимнего сна и был посвящен одной из самых почитаемых башкирами птице - вороне.
В древности ворона была одним из тотемов башкир. И отношение к ней было особенным. Было запрещено проливать кровь воронов, бросать в них палки, разорять гнезда, а также рубить деревья, на которых они могли селиться. По преданиям, вороны являлись божественными птицами, так как они могли перемещаться между нашим миром и миром загробным. Такая вот птица.
В зависимости от образа жизни башкир и просьбы к воронам были разные. Так, полукочевые башкиры просили духов проявить заботу о скотине, обеспечить хороший приплод, избавить от болезней, а те башкиры, которые вели оседлый образ жизни, просили о дожде и о хорошем урожае. В первом случае, обряд проводился до начала кочевания, а во втором - до начала сева, поэтому празднование Каргатуя могло растянуться на довольно длительный срок - с апреля по июнь.
Традиционно принимали участие в "вороньей свадьбе" женщины, девочки и мальчики не старше 13 лет, но бывали и исключения. Например, могли быть приглашены певцы или мужчины переодевались в женские платья. Старики, если и приходили, то оставались только на ритуальную часть - отдать дань уважения предкам, а после покидали праздник.
Подготовка к празднику начиналась за несколько дней. Тогда дети в сопровождении нескольких женщин ходили по деревне, издавали звуки, напоминающие карканье, собирали вещи и продукты, необходимые для проведения обрядов. Они же от имени ворон приглашали людей на праздник.
Организацией и проведением "вороньей свадьбы" занималась распорядительница - женщина, которая знала все традиции и обряды - "алсабыр" ("впереди идущая") или "юлбарсы" ("ведущая по дороге"). Помимо знания правильности соблюдения обрядов, она должна была пользоваться уважением односельчан, а также обладать веселым нравом и умением завладеть вниманием слушателей.
Для проведения Каргатуя выбиралось место за пределами деревни. Это могла быть поляна, с которой уже сошел снег, любое живописное место, но обязательно с наличием высоких деревьев.
С самого утра женщины и дети несли к месту празднования кухонную утварь, продукты, разводили костры. Было принято украшать деревья: ленточками, серебряными браслетами, платками (южные башкиры), цветами, шалями (северо-восточные башкиры). Иногда на поляне ставили юрты для пожилых женщин.
Основной ритуал - это кормление птиц кашей. Старшие женщины молились, занимались приготовлением каши, которая являлась символом плодородия. Традиционно это была каша из ячменя, пшеницы и пшена. Во время приготовления каши приговаривали:
Наша каша варится
В серединку - масло,
У того, кто кашу сварит,
В жизни все свершится
Пока шло приготовление праздничной трапезы, женщины и девушки, которые не участвовали в готовке, проводили игры, прыгали через препятствия, пели песни, водили хороводы вокруг деревьев, исполняли танцы, в которых имитировали движение птиц. Они должны были показать свои таланты, мастерство и силу.
Яркими были игры "Похищение каши" (дети, изображая ворон, похищали кашу), "Воронья игра" (девушка ходила по кругу с горшком каши, а остальные девушки изображали ворон и ходили следом за ней).
Перед началом трапезы присутствующие снова обращались к воронам, прося их о защите урожая, о здоровье, о дожде. Во время трапезы старшие женщины давали молодым советы, делились историями из своей жизни.
После трапезы остатки ритуальной каши раскидывались по камням, размазывались по пням и деревьям, чтобы умилостивить птицу, заручиться ее покровительством. При этом еще раз просили ворон о защите. Дети залезали на деревья и оттуда говорили:
Вороны прилетайте, прилетайте,
Году удачи пожелайте!
В настоящее время Каргатуй утратил изначальное значение. Теперь он носит преимущественно развлекательный характер и представляет собой фольклорный праздник.