Алгоритмом называется последовательность действий, которые нужно выполнить, чтобы получить определённый результат. В обучении это следующий этап после ознакомления с теорией, в русском языке переход от правила к его применению. Алгоритм – прагматика, конкретное использование полученных теоретических знаний. Связь теории и практики в обучении не оспаривалась пока ещё никем. Никем, кроме носителей нового мышления, педагогов-новаторов. И здесь я хочу начать издалека.
Итак, начинаю издалека. В 1980-е годы в Краснодарском крае работал известный педагог-новатор Виктор Фёдорович Шаталов (1927 – 2020). О его деятельности рассказывали чудеса. Мне посчастливилось быть свидетелем применения его методики. Первый раз – в самом начале 1980-х. Сведена она была на практике к тому, что объяснение нового материала по русскому языку осуществлялось в опорных схемах, схема отражала самые простые случаи применения правила. Это было доступно, это было здорово, в классе не оставалось ни одного ученика, который мог не понять информацию. Лес рук во время урока, нет отбоя от желающих ответить, по нескольку "пятёрок" в журнал каждому! Успеваемость в классе была очень высокой. Но как быть с тем, что существуют сложные тексты, что не все случаи укладываются в схему? Что работа с текстом и схемой требуют разных навыков и уровня развития речи? Про себя я решила, что систему Шаталова можно применять только на начальном этапе объяснения и никогда не руководствоваться ей при оценивании знаний учеников. Следующая встреча с информацией о выдающемся педагоге произошла в 1990-м: Москва транслировала выступление Шаталова в студии. Виктору Фёдоровичу Шаталову было тогда присвоено звание Народного учителя СССР. И наконец в 1994-м году я встретила материалы о методе Шаталова в архиве Горметодотдела – засунутые в самый дальний ящик, запылённые и совершенно не востребованные.
Шаталов утверждал, что нет неперспективных учеников, то есть своего рода, "готовить может каждый". Педагог разработал авторские учебные пособия, представляющие программный материал в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания. Говорят, что его обожали ученики, всю жизнь вспоминали о нём с благодарностью. Педагоги-практики отзываются с уважением, но осторожно. Я отношусь к скептикам, поскольку никакой сжатый конспект, упрощающий восприятие, не компенсирует плохих природных способностей или недостаточного развития учеников. А удобные лаконичные схемы разрабатывает и применяет каждый предметник, как для себя, так и для учащихся.
Тем не менее имя Виктора Фёдоровича Шаталова вызывает заслуженное уважение.
С уходом Шаталова не кончилась мечта о панацее, обеспечивающей стопроцентную успеваемость и отличные оценки для всех желающих. К сожалению, никогда не переведутся люди, спекулирующие на проблемах плохо успевающих школьников и их родителей. И я обращусь к этой теме.
Знакомьтесь, эпатажный трэш-поэт Наташа Романова из Санкт-Петербурга, она же автор очередной методики обучения русскому языку, превращающей абсолютно всех если не в отличников, то в безупречно грамотных людей, – и это всё без труда, заметьте! Без зубрёжки и, самое главное, без грамматических правил.
Начать знакомство с личностью выдающегося человека лучше всего на сайте, где педагог и поэтесса читает студентам свою миниатюру, сдобренную махровым матом. Содержание произведения отвратительнее всякой матерщины.
Наталья Романова -Закончилось детство rutube.ru https://rutube.ru/video/59b123be4717776ee057e0b64c92b5e4/?r=plwd%0A%0AНаталья%20Романова%20-Закончилось%20детство%20-%20смотреть...
Прежде чем перейти к методике новатора Романовой, хочется познакомиться с её "нравственными" критериями. Слово"нравственными" пришлось взять в кавычки.
– Интеллигенты считают, что они имеют право поучать, запрещать, осуждать и оценивать. В этом корень всей неправды. В школах и университетах работают такие же невежественные хабалки, как на заводах и в парикмахерских.
– Интеллигенция вообще не в состоянии понять, что такое народ. Лично мне глубоко чужда точка зрения, что в каждом человеке есть «искра божья», это типичное интеллигентское заблуждение. Подавляющее большинство населения — тупые обыватели. Они такими родились и никогда не будут другими. (ТО ЕСТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ, КРОМЕ РОМАНОВОЙ, ХАБАЛКИ, а НАРОД – ОБЫВАТЕЛИ. ТУПЫЕ.)
– Критическое отношение интеллигенции к власти можно определить только одним словом: «тявкать». И это тявканье никогда ничего не решало. Самое большее, что они могли делать, — отсасывать у бандитов. Классические примеры: «дружба» Сталина с Горьким.
– Нормы, догмы и запреты, повышенное требование к «чистоте» языка и трепетное отношение ко всевозможным «святыням» — типичные признаки блатной культуры. Вся уголовная эстетика построена на этом. Все это как раз и есть самый настоящий блатняк. Если интеллигенция считает себя вправе ставить запреты и навязывать установки в культуре, это означает только одно: что она недалеко ушла от представителей блатной культуры.
ПО ПОВОДУ НЕУДАЧНОЙ ПОПЫТКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ: "Против меня проголосовали такие «интеллигенты», как Яснов, Измайлов и Штемлер. Зато проявил себя настоящим интеллигентом Кушнер, который голосовал за".
Определив, кто является истинным интеллигентом, а кто нет, перейдём к альтернативной методике, которую создала и пропагандирует как единственно имеющую право на существование трэш- и панк- поэт и педагог-новатор Наталья Романова из Санкт-Петербурга. Известно, что окончив СПбГУ, филологический факультет, будущий новатор смогла устроиться работать в заводскую газету. (Неплохой вариант после окончания такого престижного учебного заведения!) Вскоре решила получить второе высшее образование и поступила в Первый медицинский университет, где отучилась на нейрофизиолога. В начале 1990-х годов женщина основала в Санкт-Петербурге Школу грамотности Романовых, обучение в которой проводится по ее авторскому методу.
Основные идеи авангарда русской педагогики таковы:
1. Все безграмотные — дисграфики. 2. Школа и репетиторы не помогут. 3. Люди пишут с ошибками не потому, что не читают книг, а потому, что они дисграфики. Хватит уже повторять этот расхожий штамп: «книг надо больше читать». После таких заклинаний вряд ли кто-то захочет взять в руки книгу. 4. ГЛАВНОЕ: Грамотность человека не зависит от знания правил.
Мы подошли к сути. Вместо традиционного изучения правил и закономерностей языка нужно усвоить примитивные практические приёмы, которые заменят понимание и мышление, не требуют развития речи и логики. Грамотность "наступит сразу". Из других источников в интернете узнаём, что двоечник превращается в твёрдого хорошиста за десять занятий. ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТАКОГО ЧУДА?
– Нужно освоить всего три закона письма, я называю их «тремя китами грамотности»: где трудно, там слитно(сидит ВПОЛОБОРОТА, пришел НАУТРО, смотрит ВСЛЕД, НЕСМОТРЯ на позднее время, семья НЕБОГАТАЯ, он НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, до школы НЕДАЛЕКО); – КАК БЫТЬ С ТЕМ, ЧТО МНОГИМ ДЕТЯМ ТРУДНО В ИНЫХ СЛУЧАЯХ, ГДЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО?
– Слова типа «ниоткуда, никакой, ничего, ни за кого, ни с кем, ни у кого» писать или в одно слово (никакой, ничей), или в три слова (ни с кем, ни у кого, ни за кого). Ни в коем случае не в два. И всегда только с НИ. Это в моей программе называется «гармошка», для ее усвоения используется несколько простых мнемонических приемов. – ЗАЧЕМ НУЖНА "ГАРМОШКА", ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ ПРОСТОЕ И ЛЁГКОЕ ПРАВИЛО ИМЕННО ДЛЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?
– Трудные слова без проверки писать, как слышишь. Опора на речь: везде будет А или И (АрАнжИровка, прИвИлегия, эквИлИбрист, АрмАтура, нАвИгацИя). – КАК БЫТЬ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ, ГДЕ ПИШЕТСЯ О или Е? ОГУРЕЦ, КОМОД, КОНТРОЛЬ? ПЕРСПЕКТИВА, РЕКРЕАЦИЯ, ПРЕАМБУЛА? КАК БЫТЬ С ДРУГИМИ ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ?
"Для начала вам этого хватит, а дальше дело наживное", – резюмирует гений педагогики.
Итак, основные враги грамотности: неправильно пишут по причине дисграфии и из-за школьных правил.
Вторая основополагающая идея автора методики «Русский язык без правил» – повышение самооценки неуспевающего школьника, независимо от его возможностей и реальных успехов. "Ничто так не способствует ошибкам, как неуверенность и страх. Наш главный союзник – наша речь, а вовсе не словарь мнимых трудностей и не учебник грамматики". "
"Самое главное, чему мы учим, это прекратить во время письма сомневаться и рассуждать. При письме думать надо о содержании, а не о том, где какая часть речи или, ещё хуже, вспоминать правило. У грамотного рука свободно пишет сама, а безграмотный ей не доверяет, одёргивает сам себя и тормозит". – ДРУГИМИ СЛОВАМИ, НЕ БЕЗГРАМОТНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ЗАСТАВЛЯЮТ КОЛЕБАТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ НАПИСАНИЯ, А, НАОБОРОТ, НЕДООЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ МЕШАЕТ ДВОЕЧНИКУ НОРМАЛЬНО УЧИТЬСЯ. Автор методики предлагает что-то вроде плацебо для неуспевающих учеников и гарантирует выздоровление в поразительно короткие сроки. В другом своём выступлении Романова утверждает, что части речи знать вообще не нужно, это так же вредно, как учить правила грамматики.
К сожалению, всё чаще встречается убеждение, что на государственных экзаменах нужно не знание, а умение правильно заполнить поля для ответа. Что теоретические сведения для этого не нужны, являются лишними, почти обузой. Происходит дискредитация умственного труда, теоретического мышления, появляются, например, попытки упростить орфографию и пунктуацию языка в интересах малоспособных учеников, снизить планку требований к уровню мышления и культуры. Исподволь осуществляются нападки даже на Д. Э. Розенталя, систематизировавшего русское правописание на многие десятилетия вперёд. На самом же деле подготовка к государственным экзаменам по русскому языку предполагает итоговую сумму знаний, а не заученных , лишённых смысла практических действий. Алгоритм вырабатывается и осваивается только на основе усвоенных теоретических знаний и анализа основных сведений дисциплины.
Чем же закончился эксперимент в классе, несколько лет обучавшемуся по схемам Шаталова? После окончания эксперимента выяснилось, что знания детей переоценены и оценки завышены, а усвоенные знания могли бы быть более прочными и глубокими. Школьники, избалованные лёгкими "пятёрками" и вниманием, стали буквально требовать прежнего режима оценивания, то есть даровых "отлично" и "хорошо".
Родной язык и речь являются лакмусовой бумажкой уровня развития личности, возможностей логического мышления, успешности. Если искусственно уравнять детей с примитивным восприятием и прагматическими установками и детей с развитым теоретическим мышлением и способностями к анализу, будет нанесён удар по культуре последующих поколений, создана основа для их деградации и развалу общедоступного образования.