Найти в Дзене
Разговорчики в строю

Майкопская пленница

Аслан бродил по моему кабинету добрые десять минут, нервно куря сигарету за сигаретой. - Да сядь ты уже наконец, - не выдержал я, не в силах сосредоточиться над бумагами. Что у тебя стряслось? - Да ничего. Амине устрою. Представляешь, она дочь в Егерухай на свадьбу отпустила. Убью. Аслан достал очередную сигарету. - Погоди, Аслан, я не понял. Ну отпустила и отпустила, это же свадьба. Родственники, сваты, друзья, как не поехать, если пригласили, это же практически оскорбление? Люди ждут, готовятся, рассчитывают наконец. - Слушай, ты просто не понимаешь, это же дерзкий аул. Украдут дочь, и всё. Тебе, русскому, не понять. - Что значит «украдут»? Там же будут все свои – родственники, друзья, знакомые, все ваши, короче? Как это «украдут»? - Как, как… Я же Амину украл. Вот так и её украдут. - Подожди, подожди, Аслан. А можно с этого места поподробнее? *** Вот так я услышал эту удивительную историю. Я в то время директорствовал в одном малом предприятии, работало у нас почти 80 человек в три

Аслан бродил по моему кабинету добрые десять минут, нервно куря сигарету за сигаретой.

- Да сядь ты уже наконец, - не выдержал я, не в силах сосредоточиться над бумагами. Что у тебя стряслось?

- Да ничего. Амине устрою. Представляешь, она дочь в Егерухай на свадьбу отпустила. Убью.

Аслан достал очередную сигарету.

- Погоди, Аслан, я не понял. Ну отпустила и отпустила, это же свадьба. Родственники, сваты, друзья, как не поехать, если пригласили, это же практически оскорбление? Люди ждут, готовятся, рассчитывают наконец.

- Слушай, ты просто не понимаешь, это же дерзкий аул. Украдут дочь, и всё. Тебе, русскому, не понять.

- Что значит «украдут»? Там же будут все свои – родственники, друзья, знакомые, все ваши, короче? Как это «украдут»?

- Как, как… Я же Амину украл. Вот так и её украдут.

- Подожди, подожди, Аслан. А можно с этого места поподробнее?

***

Вот так я услышал эту удивительную историю. Я в то время директорствовал в одном малом предприятии, работало у нас почти 80 человек в три смены. Мы занимались деревообработкой, выпускали ступени, поручни решётки, столы, панели из дуба, бука, ясеня. Словом, из дорогих и редких пород дерева. У нас на Кавказе это традиционная отрасль промышленности.

Любая деревообработка, а особенно связанная с выполнением достаточно сложных и иногда уникальных операций, весьма травмоопасна – то руку человек не туда сунет, то отвлечётся ненароком и влезет куда-нибудь пальцем, то (самое страшное) чугунная режущая головка с твердосплавными резцами развалится от умопомрачительных 11000 оборотов в минуту, снесёт защитный кожух и полетит по цеху, дико вращаясь, сея смерть и разрушения – было один раз, благо никого не задела. Поэтому опытный механик на таком производстве – человек нужный и весьма ценный. Именно таким толковым инженером был у меня Аслан. Родом он был из кабардинцев, наверное, потому что постоянно ездил к родственникам в Нальчик. Я не сильно интересовался такими подробностями и вообще просто считал Аслана адыгом, черкесом, во всяком случае. Как-то так сложилось, что мне достаточно часто приходилось заключать сделки с адыгами, и мне нравилось работать с ними. Если ударили по рукам – всё будет сделано как надо. А уж если я должен что-то – то разбейся, но исполни.

Вот точно таким по характеру был и Аслан. Если я пообещал что-то – клещами вытянет. Но и сам выполнит до точки, до запятой. А уж если он человека на работу порекомендует – можно не сомневаться, придётся ко двору, к месту.

Амина - жена Аслана. Она занималась небольшим бизнесом, и вообще пользовалась в нашем маленьком городке большим уважением. Аслан иногда веселил нас рассказами о шуточных баталиях между ними на тему, какой род древнее, его или жены. Ну например: «Когда мой род на охоту собирался, твой род коня под уздцы вёл», или «Когда мой род в комнату заходил, твой род весь вставал!».

Естественно, всё это было в шутку, и мы отдавали должное чувству юмора Аслана и его умению смешно пошутить над собой. Но сейчас ему явно было не до шуток. И вот его рассказ:

Было это в восьмидесятые. Сидели они в Майкопе вечером в одном модном тогда кафе. Выпили немного, больше общались, шутили, смеялись. За соседним столиком пили кофе две симпатичные девушки. И одна из них как-то сразу запала ему в душу. Слово за слово – познакомились поближе (благо Майкоп – город не такой уж большой, и в каждой компании были общие знакомые), дальше шутили и смеялись уже вместе. Ничего удивительного – Амина и сегодня, спустя много лет, очень красивая женщина. Красивая именно нашей, кавказской тонкой красотой.

Короче, наведя первичные справки, кто она такая и откуда, Аслан принял решение – надо красть, и немедленно. Друзья (кунаки) были здесь же, под рукой, готовы на всё. Транспорт опять же есть – две шестёрки – самое лучшее, что мог позволить себе советский человек в то время. Что может остановить джигита? Договорились довезти девушек домой, покатавшись по вечернему Майкопу. Немного, для успокоения, покружив по городу, маленький конвой неожиданно взял курс на наш городок, а это уже не Адыгея, но совсем близко, четыре-пять десятков километров. Перепугавшимся от такого поворота девушкам была доведена информация, что их украли, впрочем, не всех, только одну из них, а именно Амину. Второй можно пока ни о чём не беспокоиться.

Дядя джигита работал в торге в нашем городке, и краденую невесту решено было везти к нему. В общем, около полуночи прибыли и постучали в ворота дяди. «Дядь, я невесту украл», - услышав эти слова, вышедший на стук в черных семейных трусах и в тапочках на босу ногу дядька рванул по двору, как молодой, одеваться. «Только пятки белые в темноте мелькали», -смеясь, вспомнил Аслан.

Осмотрев брыкающуюся невесту, уточнив, кто она и откуда, дядя одобрил выбор племянника и попросил уточнить у неё телефон, по которому нужно звонить родственникам, чтобы, во-первых, поставить их в известность о факте похищения Амины, а во-вторых, указать им место и время встречи для обсуждения дальнейших действий сторон. Попутно дядя распорядился женщинам увести девушек, успокоить потенциальную невесту, для чего влить ей (насильно, если не захочет добровольно) граммов 25 коньяку.

Дядя набрал номер отца Амины, извинился, представился и сообщил, что, следуя древним горским обычаям, влюбленный гордый джигит Аслан, его племянник, которому он, дядя, всё равно что отец, счёл себя достойным кандидатом на роль мужа прекрасной Амины, дочери столь почтенных и уважаемых родителей. В связи со сказанным выше предлагается согласовать время и место для встречи высоких договаривающихся сторон.

На эту речь, исключительно миролюбивую и выдержанную в уважительных тонах, последовал многословный и непередаваемый в письменном виде ответ, смысл которого заключался в том, что мы, родственники Амины, уже давно все собрались, мы все вооружены, и мы не будем почтенными и достойными, если мы сейчас же не приедем на двух машинах и не зарежем всех вас, причастных к этому происшествию, осталось дело за малым – сообщите, где вы, негодяи, находитесь (передаю смысл сказанного своими словами, так как половины тех слов, которыми угрожали дяде Аслана, я не знаю, да и не хотел бы знать).

Что делать, дядя назвал свой адрес в нашем городке, на том конце три раза переспросили (видимо, диктовали кому-то) уточнили, как именно удобнее подъехать со стороны Майкопа, после чего коротко рявкнули: «Всё, не расходитесь» и бросили трубку.

Дядя подержал в руке пибикающую трубку, подумал немного и распорядился готовиться к круговой обороне. Для этих целей под навес вытащили огромный круглый стол, после чего спустились в подвал и провели ревизию наличных средств защиты. Напомню, дядя Аслана работал в торге и, соответственно, арсенал был достаточно обширен. Потащили наверх баранину, лаваши, овощи, солёности, коньяки, чачу и, на всякий случай, вина. Женщины засуетились на кухне, стараясь успеть сделать что-нибудь горячее – ехать-то минут сорок, не больше.

Приготовления были в самом разгаре, когда за воротами завизжали тормоза (показалось, что шум моторов донесся уже после), и начали колотить в ворота.

Дядя распорядился всем исчезнуть, Аслану спрятаться за угол дома, а сам пошёл открывать «гостям». Разъярённые ругающиеся на всю ночную улицу гости, увидев одного-единственного человека в почтенном, хотя и в ещё не преклонном возрасте, как-то вдруг замолкли, растерявшись. А тут еще краем глаза можно было заметить обильно накрытый стол с парящими под ночной лампой блюдами. Воспользовавшись секундной заминкой, дядя еще раз извинился за своего племянника, после чего уверенным жестом предложил гостям пройти под навес и уже за столом решать, что делать дальше.

Посоветовавшись, гости постановили, что на голодный желудок можно принять скоропалительные решения, о которых будут потом жалеть всю жизнь, и поэтому неплохо было бы подкрепиться. При этом строго сообщили дяде, что их согласие подойти к столу ничего не значит, и всё равно они всех зарежут, но если у дяди есть им что-то сказать, пусть это будут его последние слова. Последние не в том смысле, что после них его непременно убьют, а в том, что ему предоставляется полупроцентная возможность попытаться хоть как-то оправдаться за вероломное поведение своего племянника. И, говоря свою речь, дяде не мешало бы не только молить о пощаде, а ещё и не забывать о задетой чести семьи, рода, фамилии.

И дядя сказал! Что это были за слова! Песня, а не речь. Не какой-то цветистый многословный панегирик, не какая-то отсылающая к праотцам и возносящаяся к заоблачному будущему мудрость. Вовсе нет. Здесь не было старинных черкесских пословиц, не было цитат из Омара Хайяма. Ничего подобного. Это была чёткая и точная речь уважаемого человека из «Крёстного отца». Помните это бессмертное: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»?

Прежде всего дядя предложил перекусить и выпить пару рюмок просто так, без тостов и речей, просто с дороги, для успокоения нервов и в связи с прибытием в его дом. Выпили, закусили, выпили, закусили. Начали понемногу разговаривать вполголоса. Сочтя, что гости готовы, дядя предложил наполнить бокалы и сказал следующее:

- Друзья (в этом месте все немного зашумели)! Уважаемые (шум утих)! Вот там, за углом моего дома, в котором я всегда буду рад вас видеть, стоит мой племянник Аслан, которому я всё равно что отец (дядя махнул рукой, чтобы он выглянул). Ему двадцать восемь лет, ему нравится ваша Амина и у него есть высшее образование.

Аслан вышел на свет, гости вдруг возбудились, и дядя махнул рукой, чтобы он исчез. А дядя между тем продолжил:

- Там, в дальней комнате находится ваша родственница Амина (гости зашумели еще больше). Не беспокойтесь, с ней все в порядке, с ней моя жена и ее сестра. Так вот, ей 25 лет, и у неё тоже есть высшее образование. А теперь подумайте и скажите мне, почему они не могут пожениться? Давайте выпьем!

И дядя гордо первым осушил свой бокал. Ошарашенные гости на автомате тоже выпили, и, помолчав несколько секунд, вдруг заговорили: мол, а правда, почему бы и нет, что мешает. И разговор как-то незаметно перетёк в конструктивное русло. Старший среди родственников, дядя Амины, через три тоста даже побратался с дядей Аслана, и предложил выпить на брудершафт. Постепенно к столу присоединились Аслан и его друзья.

Кстати, о них. Невесту ведь крали непростые люди. Если я правильно помню с его слов, один из них был чемпионом Европы по стрельбе, другой – работал в какой-то спортивной федерации, ещё один был членом обкома комсомола – Адыгея тогда была автономной областью в составе Краснодарского края. По мере присоединения друзья представлялись, и атмосфера становилась всё дружелюбнее, а тосты всё чаще и всё длиннее.

Стали решаться уже практически свадебные вопросы, то есть вопросы, которые дядя Амины должен был передать её родителям. Обсудив их, основательно выпив и подкрепившись, гости уже под утро стали горячо прощаться и собираться в обратную дорогу.

И тут кого-то из них осенило: «Мы ж забыли у Амины спросить, она-то согласна?».

Послали за ней. Аслан говорит, мол не на шутку перепугался, уж чего он только от неё не наслушался, пока её везли, и потом, во дворе, пока не передали её женщинам. Аслан понял, что в этот момент решается его жизнь. Он понял вдруг, какую глупость совершил, украв её, ведь можно было начать встречаться, попытаться завоевать её сердце, ну словом, сделать всё, как у людей.

Амина вышла. Её дядя сказал, что они приехали за ней и ждут от неё решения – она едет с ними или остаётся. Её решение остаться будет означать её согласие на брак.

Все притихли. Аслан стоял ни жив ни мёртв. Её отказ остаться будет означать его позор – он, воруя её, не рассчитал свои силы – женщина не хочет быть с ним всю оставшуюся жизнь.

Амина помолчала, оглядывая, словно увидев впервые своих притихших родственников, которые, прочем, начали уже через несколько секунд показывать признаки нетерпения, покачала головой, вздохнула и едва слышно произнесла:

- Я остаюсь…

Вот такая история. Вот такой красивый и древний обычай.

Больше тридцати лет вместе душа в душу, замечательные дети. Интересно, была бы семья, дети, не укради Амину Аслан в ту ночь?

Но наверное, семьи бы точно не было, если б не мудрость дяди (долгих ему лет жизни, почтенного уже возраста человек).

Имена, место действия и сами события сочинены автором и в случае совпадения с событиями в жизни реальных людей прошу претензий не предъявлять. Давайте относиться к этой истории как к просто забавной новелле, посвященной моим родственникам, друзьям и знакомым - кунакам с Северного Кавказа.

Кстати, большой им привет!