Время написания пьесы А.Н. Островским "Гроза" пришлось на годы, когда Россия стояла на пороге больших перемен в стране: отмены крепостного права, реформ в сфере образования, самоуправления и социальной жизни. В своем драматическом произведении "Гроза" Островский описал купечество того времени. Показана жизнь людей, живущих в маленьком городке Калинове на берегу Волги с жестокими нравами и предрассудками. Город полностью оторван от прогресса всего мира. Писатель, используя прием гиперболы, показывает, что в этом мирке время как будто остановилось, ведь жители живут по устаревшим традициям и правилам, даже не зная о чем-то другом. В своей статье «Луч света в темном царстве» литературный критик Н.А. Добролюбов дает точную характеристику городу, называя его «темным царством». В статье говорится о том, что «темное царство» не интересует происходящее за пределами их города, для них это страшно и дико, что делает их «затерянными в пространстве и времени».
Главным представителем этого мира является богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова — властная, жестокая и бессердечная женщина. Она привыкла держать в подчинении своих домочадцев и, живя по домостроевским законам, заставляет подчиняться им всех окружающих, которые из страха перед Кабанихой, пытаются угодить ей. Так, например, Феклуша, странница, которая на самом деле «далеко никуда не ходила, а много слыхала» специально рассказывает Кабанихе о том, как ужасно за пределами города – «Ведь эта беготня-то, это суета в Москве; бегает народ неизвестно зачем». Для Феклуши восхваление «обетованной» земли Калинова является выгодой в виде денег и привилегий, которые ей дает Кабаниха, которая «нищих оделяет». Для калиновцев Феклуша является единственным источником знаний и информации о внешнем мире. Жители «темного царства» искренне верят рассказам странницы о том, что на «неправедной» земле живут люди «с песьими головами», которые «запрягают огненного змея». Калиновцы как будто не сдвигаются с мертвой точки своего развития и знаний о внешнем мире, что делает их затерянными во времени. Примером такой недалекости, примитивности и дикости знаний становится диалог двух жителей Калинова - «Что же такое Литва? Она на нас с неба упала». Как отмечает Н.А. Добролюбов, в мире может произойти все, что угодно, но жители «темного царства» даже не будут знать о произошедшем, находясь в полном неведении – город затерян в пространстве и огражден от цивилизации.
Этому ужасному миру в какой-то степени противостоит Кулигин – механик-самоучка, который хочет сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, но его знаний, основанных на литературе 18 века, все равно не хватает для того, чтобы сделать жизнь города более удобной. Он, как и Катерина по-своему, выражает протест «темному царства», но только эта «темнота» поглощает все «светлое и чистое», поэтому пронзительный Дикой, хозяин этого города,называет Кулигина татарином. Когда Катерина кончает жизнь самоубийством, именно Кулигин говорит, что «душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!". В этой фразе Кулигин показывает, что у жителей города не только отсутствуют знания о внешнем мире и образование, но и даже обычные для человека чувства, такие как милосердие и доброта.
Безусловно, город Калинов – художественный образ, в котором воплощена главная мысль Островского о том, что в мире, где жизнь застыла и время «замерло» не происходит никаких изменений. Общество должно развиваться или хотя бы не сопротивляться прогрессу п тем изменениям, к которым его подталкивает историческая действительность. В частности, автор говорит современникам о том, что необходимо предоставить женщинам право самостоятельно решать свою судьбу, получать образование и получить иные права аналогичные тем, которые были у мужчин.