Найти тему

Смотреть и пересматривать: 10 лучших мультфильмов для взрослых

Оглавление

Многие почему-то ошибочно считают классическую анимацию исключительно прерогативой детей, тогда как существует целый пласт мультипликации, ориентированной исключительно на взрослых, так как детям поднимаемые там проблемы не понятны и не интересны.

Это остросоциальные проблемы, утопии и антиутопии, ленты, поднимающие религиозные и экзистенциальные вопросы.

И в этой статье я хочу рассмотреть десять лучших представителей этого жанра, снятых за все время существования мультипликации.

Подборка в данном случае построена не от худшего к лучшему, а показывает историю развития мультипликации, от начала эры кино и до наших дней.

10. Дикая планета

Действие этого фантастического мультфильма происходит на планете Игам, которой правит высокоразвитая цивилизация гигантов драгов.

После экспедиции на погибающую планету они привозят в свой мир людей, но для великанов те люди лишь глупые животные.

Человек тут становится крошечной детской игрушкой, которая может в любой момент пострадать от нерасторопности юных драгов.

Постепенно осознавая свою незавидную участь, люди начинают объединяться и решают противостоять хозяевам.

Дикая планета – один из первых взрослых мультфильмов в истории.

Французский художник-иллюстратор Рене Лалу создал его в ответ на хиты Уолта Диснея, во всём тому опонируя.

Сюжет заведомо был рассчитан на зрелую аудиторию, а вместо рисованной анимации он использовал перекладочную технику.

Фигурки персонажей и их конечностей вырезали из бумаги и в процессе съёмки двигали и заменяли различными вариантами.

Стиль резко отличается от уютных детских мультиков.

Уже в самом начале зрителям под психоделическую музыку показывают сюрреалистические кадры в духе работ Сальвадора Дали, а в открывающей сцене фильма мы видим смерть матери главного героя, причиной которой стала детская игра.

Эксперты сразу оценили смелую кинопродукцию французских и чехословацких авторов.

В Каннах «Дикой планете» вручили специальный приз жюри, а критики поставили фильму высшие баллы. Его и до сих пор включают в подборки лучших анимационных полнометражек за всю историю.

9. Пробуждение жизни

-2

Главный герой видит во сне философские разговоры разных людей. Он пытается проснуться, но каждый раз оказывается в новом сновидении.

Продираясь через грезы, герой все больше узнает об их природе и начинает смотреть на мир иначе.

«Пробуждение жизни» — первый эксперимент культового постановщика Ричарда Линклейтера в анимации и сразу же революционный.

Линклейтер придумал новый визуальный язык, усовершенствовав классическое ортоскопирование.

Сначала режиссер снимал диалоги и передвижения реальных актёров на камеру, а затем вместе с огромной командой художников преобразовывал кадры с помощью анимации.

Не верьте рецензиям с кинопоиска, это не тот случай, когда рисовку просто наложили поверх готового материала. На деле в каждом кадре много сложных, постоянно меняющихся и плавающих деталей, а весь фон полностью отрисован с нуля.

На создание всего одной минуты анимации уходило до 250 часов, над финальной сценой работали три недели.

Психоделический визуал "пробуждения жизни" впечатляет, но на деле это лишь инструмент для погружения в необычную историю. Линклейтер намеренно не использовал классические приёмы сторителлинга, здесь нет привычной зрителям структуры и драматургии.

Фильм будто бы расползается во всех направлениях и почти полностью состоит из философских монологов и диалогов на сложные темы, от политики и религии до проблем кинематографа и природы сновидений.

Попутно "пробуждение жизни" успевает комментировать само себя и ссылаться на предыдущие работы режиссера. В одной из сцен мы видим героев драмы перед рассветом в исполнении Итана Хоука и Жюли Дельпи, а ближе к финалу встречаем и самого Линклейтера.

"Пробуждение жизни" - это редкий фильм, который можно бесконечно пересматривать, повзрослев, воспринимаешь философские диалоги картины под совсем иным углом.

Линклейтер вдохновлялся исследованиями психоделиков и работами об осознанных сновидениях, они в итоге и стали центральной темой фильма, углубив его проблематику. Но эта порой излишняя "высоколобость" может осложнить просмотр.

Все персонажи картины в своем познании настолько преисполнились, что будто бы уже сто триллионов миллиардов лет проживают на триллионах таких же планет, как эта Земля, и ищут покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным.

Такая претенциозность и монологи в духе "идущего к реке" могут отпугнуть некоторых зрителей.

Но революционное значение фильма для истории анимации невозможно отрицать.

В Каннах «Пробуждение жизни» отметили двумя специальными призами.

Критики были в восторге, и Линклейтер решил продолжать. Схожую стилистику он использовал в следующей работе «Помутнение», уже более сюжетной, дорогой и звездной.

В новой ленте сыграли Киану Ривз, Вайнона Райдер и только что излечившийся от наркозависимости Роберт Дауни-младший.

Любопытно, что фильм в итоге сужается как раз до темы наркотиков, что делает его намного более простым и поверхностным, чем "пробуждение жизни". Хотя визуал в сочетании с мощной актерской игрой тут впечатляют даже сильнее.

8. Персиполис

-3

Это автобиографический мультфильм Маржан Сатрапи о последствиях Иранской революции.

В 2000 году женщина выпустила графический роман, где рассказала об истории страны через судьбу отдельного человека.

В 2007 Сатрапи экранизировала комикс совместно с режиссёром Венцаном Паронно, сохранив сюжет и эстетику оригинала.

Мы наблюдаем за реальными событиями иранской истории глазами маленькой девочки, которая постепенно превращается в самостоятельную успешную женщину.

Героиня успела застать падение режима шахов, возврат к традиционным исламским ценностям, войну с Ираком и репрессии по отношению к свободолюбивым людям.

Автобиографическое повествование в этом случае особенно ценно. Оно позволяет с максимально близкого ракурса показать, что происходило с конца 70-х с положением женщины в иранском обществе.

"Персиполис" высказывался о притеснении слабого пола задолго до того, как это стало мейнстримом. Причем Сатрапи не давила на жалость, а простым языком развлекательной анимации рассказывала факты о государстве, где запрещено ходить без хиджаба и проявлять публичные чувства, не состоя в браке.

Говоря о серьёзных и даже опасных проблемах, Персиполис сохраняет баланс между драмой и комедией. Всё в этой истории происходит естественно, а большинство сцен обыгрывают понятные в разных уголках мира темы, от подросткового бунта и смены поп-культурных героев до отношений с родителями и притеснения по национальному признаку.

7. Вальс с Баширом

-4

Ветеран Ливанской войны встречается с сослуживцем. Тот жалуется, что постоянно видит сон, где его преследуют 26 собак. Это отголоски воспоминаний из Ливана, когда ему пришлось перестрелять ровно столько животных, чтобы они не смогли поднять тревогу.

Услышав эту историю, герой осознаёт, что ничего не помнит со времён службы.

Он решает отправиться на поиски других ветеранов, желая по крупицам собрать все ключевые эпизоды и разобраться, почему память предпочла от них избавиться.

Феномен "Вальса с Баширом" в том, что это мультижанровое произведение, балансирующее на стыке документалистики и экспериментального художественного кино.

И не забываем, что в то же время историю рассказывают языком анимации.

В основе лежат реальные интервью, воспоминания побывавшего на фронте автора, хроника войны в Ливане и пересказ ее самой жуткой страницы — бойни в лагерях для беженцев Сабра и Шатила.

С помощью анимации режиссёр Ари Фольман переплетает реальные события с фантазией, а драму соединяет с комедией абсурда.

Зрителям, как и герою, предстоит неторопливо по кусочкам восстанавливать целостную картину сюжета. Но оттого повествование не превращается в скучное расследование.

Хроники войны постановщик разбавляет причудливыми образами, вроде восстающей из моря гигантской обнажённой женщины, а военные конфликты сопровождает пронзительной музыкой Макса Рихтера, одним из лучших саундтреков в карьере композитора.

"Вальс с Баширом" стал первым анимационным произведением, номинированным на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а на церемонии Золотого глобуса Ари Фольману и вовсе удалось завоевать аналогичную награду.

Отметили картину не только за важную тему, но и за технические достижения. Режиссер создал уникальный стиль, совместив трехмерную, классическую и флэш-анимацию.

6. Бесподобный Мистер Фокс

-5

В молодости ловкий лис по прозвищу Мистер Фокс обожал обворовывать фермы. Но однажды люди поймали его вместе с возлюбленной.

С трудом выбравшись из плена, Фокс пообещал благоверной, что оставит воровство в прошлом и станет примерным семьянином.

Прошло два года, лисы живут в норе как супружеская пара и воспитывают сына Эша. Решив переехать в дом побольше, Фокс узнает, что неподалеку расположились целых три богатые фермы.

Вспомнив былые времена, герой нарушает свое обещание, чем наживает проблем всей семьи.

«Бесподобный мистер Фокс» — первый опыт культового режиссера Уэса Андерсона в стоп-моушен-анимации.

В этом заметно авторском прочтении сказки Роальда Даля, Андерсону удалось еще ярче былого воплотить фирменный красочный стиль и причудливый юмор.

Художественная часть впечатляет особенно сильно. Фон создавали из песка и кусочков деревьев, а на костюмы Фокса дизайнеров вдохновил реальный гардероб режиссёра.

Для ещё большей естественности звёздный каст из Джорджа Клуни, Мэрил Стрип и Уильяма Дефо отправили записывать голос в лес, на чердак и в конюшню, сохранив аутентичные звуки на фоне.

В самом сложном для воплощения анимационном жанре перфекционизм Андерсона проявился сильнее прежнего.

Здесь попросту нет лишних деталей и всё подчинено единой эстетике.

"Бесподобный Мистер Фокс" — редкий в нашем сегодняшнем списке мультфильм, который будет понятен и детям. Но также тут есть множество моментов, доступных только взрослой аудитории и раскрывающих эту анимационку намного шире.

В частности, специфический юмор, многогранность характеров и тонкая иллюстрация сложностей брака.

5. Мэри и Макс

-6

Пластилиновый мультфильм рассказывает историю отношений девочки Мэри и одинокого сорокалетнего мужчины Макса. Действие разворачивается с 1976 по 1994 год. Все это время абсолютно непохожие друг на друга люди ведут переписку, которая началась со случайного письма.

Мэри живет в Австралии, а Макс в шумном квартале Нью-Йорка, но на протяжении 18 лет они сильно влияют на жизнь друг друга и делятся самым сокровенным.

Мультфильм Адама Эллиота сильно опередил время и уже в 2009 году смело раскрывал модные сегодня социальные темы, от аутизма до депрессии и принятия себя.

Непривычная для мультфильмов эпистолярная форма, позволила лучше раскрыть персонажей и показать их развитие на протяжении полутора часов хронометража.

Изображая необычные отношения и раскрывая вопросы зависимости, веры и смысла жизни, Эллиот сохраняет здоровый юмор и показывает, что даже на самые серьезные проблемы всегда можно взглянуть под другим углом.

4. Эдит и я

-7

2074 год, Белград. Студентка Эдит заваливает важный экзамен. Перед очередной пересдачей она решает пойти на хитрость и вживить в мозг чип для улучшения памяти.

Но вскоре под воздействием импланта с девушкой начинают происходить странные вещи. Она видит галлюцинации, потребляет много железа и воспринимает окружающий мир иначе.

Постепенно, благодаря чипу, Эдит узнает тайны крупной технологической корпорации, становясь мишенью для её боссов.

Этот киберпанк отличается от других представителей жанра нестандартной локацией. «Эдит и я» — самое яркое, что делали сербы со времён классических фильмов Эмира Кустурицы.

Тем удивительнее, что занимавшаяся производством картины студия больше походила на стартап.

Компания из 15 человек в маленькой белградской квартирке решила создать анимационное продолжение популярного японского комикса «Технолайз».

События в мультфильме разворачиваются стремительно, а сюжет раскрывает всё больше новых тем.

От аутизма и наркозависимости до искусственного интеллекта и тотального контроля корпораций.

Авторы с первых секунд отсекают детскую аудиторию чёрным юмором, а ближе к середине наводняют историю экзистенциальными вопросами.

Впечатление портит только слишком простая рисовка и довольно сумбурный инфантильный сценарий, где авторы попытались разом зацепить все модные молодёжные темы.

Но это компенсирует неплохая 3D-графика, стильный монтаж с обилием матч-катов и глубокие философские проблемы, которые поднимает фильм. Если вы фанат киберпанка, то вам это точно обязательно смотреть.

3. Бэтмен под красным колпаком

-8

Анимационное подразделение DC целилось во взрослую аудиторию задолго до первых успешных кинокомиксов.

За последние 10 лет мультфильмы различных франшиз сложились в единую историю и завершились кроссовером, который по эпичности и насыщенности впечатляет сильнее последних «Мстителей».

При этом что в «Бэтмене», что в «Отряде самоубийц», что в «Константине» режиссёры не боятся показывать кровь и сложные моральные дилеммы.

Для нашего списка подошёл бы почти любой фильм как из анимационной вселенной DC, так и из числа экранизаций классических комиксов, вроде «Убийственной шутки» или «Красного сына».

Но мы остановимся на самом жёстком и остросюжетном примере – мультфильме «Бэтмен под красным колпаком».

С первых кадров авторы намекают, что это не мультик для детишек. История начинается со сцены, в которой Джокер жестоко избивает Робина мантировкой, а затем взрывает его.

Дальнейшие события переносят зрителей на несколько лет вперед и показывают Бэтмена, который тяжело переживает трагедию.

Герою не хватило всего пары секунд, чтобы спасти напарника. Но даже после такого травмирующего опыта, Тёмный рыцарь не стал убивать злейшего врага и продолжил бороться с преступностью по закону.

Вновь усомниться в верности принципам, его заставляет появление в Готэме нового героя. В отличие от представителей Бэт-семьи, незнакомец под красной маской действует радикально и всегда убивает преступников.

Постепенно антигерой добирается и до Джокера, но на пути у него встает Бэтмен, пытающийся раскрыть тайну личности загадочного персонажа.

2. Аномализа

-9

Майкл Стоун написал бизнес-бестселлер об успешной коммуникации с клиентами, но трагедия автора в том, что на самом деле ему очень тяжело общаться с людьми.

Причина кроется в синдроме Фреголи.

Майкл видит абсолютно всех окружающих как мужчину с одинаковым лицом и одним и тем же монотонным голосом.

Но однажды, во время деловой поездки, герой впервые за многие годы слышит приятный женский голос и тут же влюбляется.

«Аномализа» — пример истории, которую невозможно рассказать ни в каком другом формате.

Визуальное повествование держится на кукольной анимации. Это помогает отразить болезнь героя — всех персонажей, кроме Майкла и Лизы, озвучивает один актёр, а почти все куклы сделаны по одному шаблону.

В то же время абсурдистский язык авторы подчеркивают техническим исполнением — у кукол периодически отваливаются части тела или пропадает лицо.

И это далеко не самое странное из происходящего в ленте. За сценарий и частично за режиссуру отвечал Чарли Кауфман, культовый автор с уникальным стилем, приложивший руку к фильмам «Адаптация», «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума».

Его романтическая история сильно отличается от голливудских канонов, героев Кауфман намеренно показывает неуживчивыми и некрасивыми, в их любви нет искренности, а счастливая ночь сменяется печальным утром.

Аномализа – это сложная метафоричная история, которая очень точно иллюстрирует депрессию, кризис среднего возраста и полное разочарование, как в окружающем мире, так и в самом себе.

1. Душа

-10

Мультфильмы Pixar считают шедеврами во многом потому, что они универсальны. Сюжеты "истории игрушек", "головоломки" и «Вверх» могут развлечь детей и растрогать взрослых.

Причем большинство тем считает только зрелый зритель. Как, скажем, стартовые сцены того же «Вверх» или ключевой сюжетный твист «Тайны Коко».

И есть один пример, который будет гораздо ближе опытной аудитории, чем все остальные.

Речь, конечно же, о "душе". Режиссер Пит Доктер развивал сложные философские темы ещё в прошлых фильмах, Корпорации монстров, головоломке и вверх.

Но в последней на данный момент работе главный гений Pixar пошёл ещё дальше и решил поговорить о смерти.

И нет, вовсе не данная тематика делает "душу" не детским мультфильмом. В этом плане Доктер как раз максимально аккуратен и нацелен на юных зрителей.

Дело совсем не в смерти, а в тонких экзистенциальных вопросах и центральной проблеме, которая будет понятна только взрослым.

Гибель главного героя, неудачливого джазового музыканта, становится триггером для его приключений в загробном мире и последующего возвращения в реальность.

Но самое важное происходит в кульминации. После первого акта «Душа» казалась фильмом о пути к мечте, но ближе к финалу Доктер ломает классический голливудский сюжет и показывает суровую правду.

Достижение цели всей жизни чаще всего не приносит никаких эмоций. Это очень тонкая проблема, с которой в своей карьере сталкивались даже не все взрослые.

Но дальше "душа" делает ещё больше, предлагая мудрый и философский ответ на вопрос о смысле жизни.

Мультфильм прямо говорит, что его нет. Но это не должно быть проблемой, ведь счастье можно найти в, казалось бы, пустяковых эпизодах, вкусном куске пиццы или красиво падающем на землю листике.

Именно поэтому "душа" – самая зрелая работа Pixar, ведь она не только честно и прямо говорит с детьми о смерти, но и утешает запутавшихся в бытовой суете взрослых.