Найти в Дзене
ПРО Искусство

Иван Билибин, (продолжение) отьезд в имиграцию, возвращение в СССР, блокадный Ленинград.

В 1900 году, Иван Яковлевич заканчивает академию, получает диплом юриста. Но при этом, продолжает учиться рисованию, он уже становится вольным слушателем. Он продолжает учиться у Репина. Параллельно ему продолжают поступать заказы на иллюстрации книг. Так же он начинает сотрудничать с журналом "мир искусств", оформляет там какие-то полосы, делает иллюстрации. В общем и целом, у него пошла карьера книжного иллюстратора. Иван Яковлевич, в своем творчестве сделал как бы некоторый переход. От прикладного значения книжной иллюстрации, когда просто иллюстрируется текст, он сделал книжную иллюстрацию, можно сказать, отдельным видом искусства. Потому что в книгах, которые он иллюстрировал, главным было именно иллюстрация. Причем он делал не только сами рисунки, и композиции, он придумывал шрифты, рисунки обрамлял замысловатыми орнаментами. То есть это была целая концепция! Именно этим, наверное, он и интересен.

-2
-3
-4

Ему вот это все было очень важно. За свою умение, делать такую точную линию, коллеги прозвали его «Иван Железная рука». Вообще, как он работал?

Он делал какой-то набросок, какую-то композицию, потом брал кальку, и с помощью кальки уже начинал доводить все линии до того уровня, который его начал бы устраивать, до совершенства. И уже потом применял цвет. Но тут тоже есть интересная особенность.

Ну, как вы понимаете, сам способ печатания книги, да, или чего-либо в типографии, того времени, только начинал развиваться. Я имею в виду цвет. Давайте вспомним, как вообще происходит офсетная печать. Точнее старый способ книгопечатания. Сначала на деревянных досках, потом на каменных вырезали будущий узор, или рисунок, или текст, то есть убирали лишние, оставляли только ту выпуклую часть, которая должна была отразиться на бумаге. Этот рельеф прокатывали краской, и с помощью пресса уже отпечатывали на бумаге. Вот таким образом это производилось. Потом придумали, что можно не один цвет делать, а несколько, то есть совмещать. Таким образом, начала появляться цветная печать. А уже с ростом научно-технического прогресса, который в конце 19-го века произошел, появились печатные машины. Печатная машина позволяла делать не один оттиск за 3 минуты, а уже целый тираж за 5 минут получать!

Первые печатные станки
Первые печатные станки

Целый тираж! За 5 минут из-под машины вылетала тысяча отпечатков. То есть это уже промышленные масштабы производства, и тогда книга распространилась в массы! Она перестала быть чем-то очень дорогим. И народ стал иметь доступ до книги. Что важно! Ведь просвещение никто не отменял. Так вот, Иван Яковлевич, когда делал свои иллюстрации, он думал о том, как будет воспроизводиться цвет его работ. То есть учитывал принципы типографской печати. И подбирал цвета таким образом, чтобы при печати ничего не искажалось.

Потому, что основные принципы не поменялись и по сей день. Офсетная цветная печать происходит с применением 4-х цветов. То есть циан, маджента, еллоу, блек. Говоря доступным языком это голубой, пурпурный, жёлтый и черный. И с помощью совмещения отдельных точек этих цветов, и набирается так называемый «полноцвет». И этот процесс важно понимать, поэтому люди, которые работают с типографиями, с иллюстрациями, с печатью, это знают.

И поэтому в своих иллюстрациях он сразу, понимая процесс, использовал именно те цвета, которые потом не будут искажаться. Что еще интересного можно рассказать о рисунках и иллюстрациях Билибина? Так как тематика сказочная была, в основном, то и способы, и методы, изображения тоже были немножко сказочные! Если так можно выразиться. Но у него бывает такое, что в работе не одно перспективное сокращение, а сразу два! То есть мы видим, допустим, задний план, город какой-нибудь, и это один угол зрения. А персонажи внизу, они немножко изображаются под другим углом зрения. И вот совмещение, вот этих двух планов делает картинку немножко нереальной, сказочной.

-6

В общем, я думаю, этот прием подчеркивает и сам сюжет, и замысел художника. В 1902 году во время работы над иллюстрациями он предпринял поездку на Север. в Архангельскую и в Вологодскую области. С целью, так сказать, ознакомление с бытом и какими-то природными,

что ли пейзажными особенностями русского севера. Ну а наш, русский север, вдохновлял многих художников. Иван Билибин не стал исключением. И там он собрал, можно сказать, коллекцию и костюмов, и утвари. И не только «живых», предметов, но и зарисовок. Что очень важно, это у нас сегодня есть интернет. Открыл, посмотрел, как там чего выяснил для себя, и все нормально. А раньше нет, извините, чтобы что-то увидеть. Надо потратить время, надо потратить какие-то усилия, куда-то уехать. И если вы хотите увидеть иностранные картины, значит, надо ехать за границу. Хотите посмотреть, как русский север выглядит, значит, надо туда съездить. И все своими глазами увидеть.

Да, это отнимало много времени, но зато давало колоссальный багаж. Знаний каких-то, понимания вообще предмета, о котором ты рисуешь. И как следствие того, что он лично сам все это увидел, стала невероятная точность, изображения и костюмов, и архитектуры, пускай даже сельской, деревенской, неважно. Получалась прямо такая вот правда жизни. И вот эта правда жизни с одной стороны, и сказочная подача с другой стороны, и точность, с которой он это все рисовал, делает его работы уникальными. То есть это какой-то авторский собственный стиль. Кстати, у него даже подражатели были в последствии.

Иван Билибин не брезговал, что называется и мелкой работой, не только большие заказы на книги, от издательств выполнял. Он также занимался и афишами, открытками, что-то еще оформлял. Так что он без дела, вообще никогда не сидел. Ну, опять же, памятуя о том, как ему вообще, в принципе, все было интересно, И какой он был охотник до работы художника, то удивляться нечему.

Ну вот по себе могу сказать, самое сложное это собраться, с мыслями сесть и начать. Это самое сложное. Дальше вот оно как-то уже потом идет, идет, идет. А у него, видимо, этот процесс, был непрерывный. Я вообще не понимаю, он когда-нибудь спал? Потому что такое количество иллюстраций, и вообще, работ, который он сделал, поражает!

Время шло, и наступил 1905 год. Революция, которую, кстати говоря, Иван Яковлевич поддержал, будучи, так сказать, либералом. Воспитывался он в семье либеральных взглядов, поэтому эту революцию он поддержал. И он не только ее поддержал, но еще и рисовал иллюстрации в антимонархических журналах. Был в частности такой журнал «жупел», там он изобразил, скажем так, не в прямую, конечно, некую иллюстрацию, с неким таким пышным оформлением, регалиями. Там как-то вот все очень красиво сделано было.

И вот в таких обрамлениях обычно изображались царские особы. А Иван Яковлевич, в этом красивом оформлении изображает осла! Намек самый прямой. Журнал закрывают, а Иван Яковлевич даже попадают в тюрьму! У него в мастерской обыски, и происходит все, что из этого следует. Ну как-то ему немножко повезло, не сильно его «потрепали» там, думаю нервы конечно попортили, но в целом ничего такого прям страшного не произошло. Слава Богу.

журнал жупел с рисунком Билибина
журнал жупел с рисунком Билибина

В 1907 году происходит еще одно событие. Его приглашают сделать декорации для театра, и здесь Иван Яковлевич тоже себя проявляет, как не дюжий талант! Это была религиозная драма «действо о Теофиле». Иван Яковлевич сделал трех ярусную композицию декораций, тем самым у него было, три места действия на сцене: ад внизу, земля в середине, и рай сверху. Ну, можно сказать, революционный подход, потому что с одной плоскости на сцене действо, перетекало еще в две, что само по себе уже было интересно.

Естественно, это было замечено, и Иван Билибин начинает развиваться еще и по театральной стезе, то есть по стезе театрального художника. Приглашают на оперу- Мусорского Борис Годунов, где он делает дизайн костюмов. Все проходит очень хорошо, работа шикарная, отличная! И это сотрудничество, естественно, получает развитие. Ну, к слову сказать, в этой опере появился не только талант Шаляпина, как исполнителя и Дягилева, как постановщика. Естественно, после этого заговорили о Билибине, как о театральном художнике. После этого последовали такие оперы, как «Золотой петушок», «Садко», и даже была серия дизайнов костюмов к постановке Анны Павловой, по-моему, «дочь Фараона». Несмотря на то, что Билибин очень занят в театральном мире, в театральных постановках, он не бросает иллюстрации книг. В 1917 году выходит самая знаменитая его книга, в иллюстрациях к сказке золотой петушок. Примечательно то, что всю серию, эскизов, оригиналов, выкупает, кто бы вы думали? Сама Третьяковская галерея! Помимо занятости в театральных постановках, помимо того, что он иллюстрирует книги, сказки, он еще делают кучу всякой мелкой работы. Иван Яковлевич еще умудряется преподавать!

Я не знаю, когда он спал. Он преподает рисунок, живопись, находит и на это время! У нее есть ученики, и даже есть такой известный Георгий Нарбут, такой вот тоже художник иллюстратор. Вот он был как раз учеником Билибина.

Примечательно то, что среди его учеников были еще и ученицы, и одной из них была Ренэ О'Конель, дочь Ирландского политического деятеля,

которая в последствии стала его супругой. Ну, правда гражданской, но это не важно. И вот с 1912 года по 1917 год, они так сказать совместно проживали.

Революцию 1917 года Иван Яковлевич уже не поддержал, в отличие революции 1905 года. Как-то его взгляды изменились. Но несмотря на это, после февральской революции, когда пришло временное правительство, там случилась интересная история. Ивану Яковлевичу заказали герб временного правительства. И вот тут как раз появляется тот самый двуглавый орел,

без короны, скипетра и державы. Между прочим, он его рисовал для иллюстрации сказок, но очень удачно применил в этом заказе. И вот его орёл стал гербом временного правительства. А в 1992 году, еще и российским символом, который изображается на монетах.

Монеты банка России
Монеты банка России

Ну как я уже сказал, революцию 1917 года он не поддержал. И они с женой уехали в Крым, где и прожили два года. В уединении, так сказать, в оазисе. Тишина, природа, минимум людей, все в общем-то неплохо, но как известно, события революционные дошли и до Крыма. И в 1919 году он вместе с отступающей белой гвардией, уходит из Крыма, и добирается до Новороссийска. И оттуда, с армией на теплоходе они отправляются на Кипр. Жена отказалась иммигрировать, к тому моменту видимо их отношения уже можно сказать, зашли в тупик, поэтому произошло некое расставание, он уезжает, она- остается.

По дороге на Кипр, на корабле случается эпидемия Тифа. Естественно, кораблю отказано в высадки пассажиров, на Кипре, потому что Кипр – это остров, и там это могло бы быть просто фатальным. И всех отправляют в Каир, во временный лагерь, и там размещают в палаточном городке. Ну, можете представить, как это все выглядит, убого, бедно, ущербно, особенно для бывшей интеллигенции, для дворян, которых поселили, можно сказать, хуже, чем крестьян.

В палаточном городке делать надо всё самим. Воду таскать, дрова рубить, еду готовить, как-то выживать. И через какое-то время вот этот вот, так сказать, быт и пейзаж, уже никого не удивлял, все привыкли к этому. Иван Яковлевич вообще чувствовал, себя более-менее нормально, наверное, в силу своего, какого-то природного оптимизма, относился к этому нормально. И через какое-то время, как только это стало возможным, он перебирается уже в сам Каир, открывает там мастерскую, и неожиданно для себя получает достаточно большое количество оплачиваемых заказов. И заметьте, хорошо оплачиваемых, заказов от местных греков. Где-то на роспись, а где-то на оформление чего-либо. Таким образом, у Иван Яковлевича и там все складывается нормально.

Он трудится по своей специальности, по-своему призванью, он занимается любимым делом, ему за это не плохо платят, все отлично. И, кстати, как он сам писал, Каир для него открыл новые горизонты, то есть он увидел мусульманскую часть жизни. Необыкновенно красивые мечети, другая архитектура, другой свет, другой цвет. Все это, естественно, его как художника будоражило, все это ему нравилось, и все это его вдохновляло. В феврале 1923 года в Каир приезжает некая Александра Щикатихина- Патотская. Это тоже одна из учениц Иван Яковлевича, которая тоже проводила время в эмиграции, но связь с России не потеряла, хоть она уже к тому моменту была и советская Россия. Но тем не менее, это ей не мешало отправлять свои эскизы на фарфоровые заводы, и как-то поддерживать такую своеобразную, творческую связь.

С Иваном Яковлевичем они проводили достаточно много времени, в следствии чего они, собственно говоря, стали мужем и женой. В 1924 году они переехали сначала в Александрию, а через какое-то время уже и в Париж. И что вы думаете, случилось в Париже? Все то же самое! Иван Билибин, сразу же, получает заказы! Он оформляет разные эмигрантские издания. Он продолжает сотрудничать с театральным миром, и получает очень интересный заказ.

Оперная певица Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа, основала частную оперу и заказывает у Иван Яковлевича декорации к своей новой постановке. В итоге в этом сотрудничестве он оформил аж три постановки! И они все были все очень успешные. И в следствии чего, он получил заказ на оформление постановки Стравинского «Жар птица», которую ставили в Буэнос-Айресе.

Она прошла там просто с огромным успехом, и её потом, по-моему, еще и в Париже ставили.

В общем, и целом имя Ивана Билибина звучало и гремело по всему миру! И он сотрудничал не только с миграцией, не только с нашими выходцами из России, ему приходили заказы из европейских театров. В частности, он с пражским театром в Брно сотрудничал. Не говоря уже про Париж! В общем, на месте, как говорится, он не сидел. В Париже Иван Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным, российским и советским, дипломатом. Во Франции они очень много общались вместе. И следствиями этого общения стало то, что Иван Билибин получает заказ на роспись в доме правительства. Представьте, В СССР! И как-то так вот уж получилось, не знаю, каким образом, но может быть Потемкин сыграл роль, может быть как-то само общение к этому подвело, но в итоге Иван, Билибин принимает решение, вернуться в Россию. Тогда уже советский Союз. Произошло это в 1936 году. Он переезжает и поселяется в Санкт-Петербурге, ну тогда уже в Ленинграде. Жизнь в Советской России у него тоже складывается весьма неплохо. Он сразу начинает преподавать в Академии, у него очень много заказов. Не думаю, что он в чем-то нуждался, уж тем более в деньгах. И в 1941 году, осенью, должна была состояться его персональная выставка. Но по всем известным причинам, естественно, эта выставка не состоялась. Ленинград был осажден. А Иван Яковлевич сказал, что из осажденной крепости не бегут, ее защищают. Это был его ответ на предложение покинуть город и уехать в эвакуацию. Он отказался.

К сожалению, это сыграло фатальную роль в его жизни, потому что, по-моему, уже в 1942 году, зимой, он скончался от истощения, так и не покинув осаждённый город.

Такой вот он был человек.

Слава богу, что после себя он оставил огромное творческое наследие. Как я уже говорил, все его иллюстрации — это вообще новый уровень книжного оформления. Это отдельный вид искусства книжной иллюстрации Говоря о которой, нельзя пройти мимо имени Ивана Билибина. Ну, что могу от себя сказать? Я считаю, что в том доме, где есть дети, должны быть книги, которые иллюстрировал Иван Яковлевич, потому что я бы сказал так, что это какое-то наша само идентичность, может быть, национальное самосознание! Это наши, Русские сказки, иллюстрированные Билибиным. Может быть, это и пафосно звучит, но я, например, не представляю себе сказки Пушкина, без иллюстраций Билибина. Это невозможно!

-10

Если было интересно, подписывайтесь на мой канал, это для вас пустяк, а для авторов очень важно! Пишите комментарии, ставьте лайки, это ещё важнее, только таким образом нам, авторам, удается зарабатывать!

Кстати говоря, все комментарии я читаю, стараюсь отвечать, если какие-то вопросы задают, я точно на отвечаю.

Поэтому живое общение для меня, это очень важный момент!

Ждите новых моих выпусков! Всем удачи!