При социализме пропагандировалось, что “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!” – и пусть не так активно, как в западных странах, но – планомерно создавались условия для этого: наращивалось производство автомобилей и расширялся модельный ряд, строилась инфраструктура. Теперь же, при “благословенном” многими капитализме, власти все явственнее дают понять, что личный автомобиль – это роскошь, это не для всех, а только для избранных – для тех, кто готов (и имеет возможность) изрядно потратиться.
В последнее время в стране все активнее ведется кампания по стимулированию жителей городов к отказу от личного транспорта: во все новых городах и все больше парковок становятся платными, постоянно растут тарифы на них (в Москве они уже просто запредельные!), принципиально (не в пользу личного транспорта) меняется градостроительная политика, почти во всех новостройках стандартом де-факто уже стали дворы без машин (и почему-то покупателям жилья это преподносится как преимущество), сносятся гаражные комплексы, а массово и с высокой плотностью строятся “человейники” – машину приткнуть становится уже просто негде. При этом по последнему законопроекту связываются руки даже тем, кто готов выложить круглую сумму за машиноместо в подземной парковке: ограничивается уже не минимальное, как было до этого, а МАКСИМАЛЬНОЕ количество машиномест в паркингах жилых комплексов – не более 30% от количества квартир. Кто не успел урвать – тот опоздал.
Помимо затратной парковки и проблем хранения – в роскошь превратились сами автомобили: меньше чем за миллион новую машину купить уже нереально, даже отечественную в минимальной комплектации.
И как можно заметить, все новые магистрали (за исключением политически важных регионов - таких, как Крым с его “Ставридой”) – теперь строятся исключительно платными, при этом тарифы сравнимы с европейскими, и ежегодно растут.
Почему же люди покупают личную машину (даже несмотря на все проблемы), какие преимущества это дает?
- Прежде всего – ты сам себе хозяин и сам себе водитель. И этим сказано все! Когда и куда возникла потребность – тогда туда и поехал, практически ни от кого и ни от чего не зависишь. Выбор маршрута и т.п. – все определяешь сам!
- Машина обычно хранится где-то не очень далеко от дома – нет необходимости далеко идти.
- Нет необходимости ждать прибытия и зависеть от расписания. В любой момент, в т.ч. ночью - пришел, сел, поехал.
- Нет никаких проблем с перевозкой практически любого багажа, любого объема, массы, габаритов (естественно – в рамках технических характеристик автомобиля и правил дорожного движения, согласно которым груз не должен выступать за габариты более чем на 1 метр спереди и сзади, и 0.5 метра с боков). Нет никаких проблем с перевозкой таких вещей, как газовые баллоны, бензин/ДТ, краски, растворители, бензоинструмент (и другая техника с двигателем внутреннего сгорания), гражданское и спортивное оружие и боеприпасы к нему. Для дачников – это и перевозка стройматериалов, и саженцев (рассады), и любой садовой техники.
- Нет проблем с перевозкой практически любых животных (в пределах технических характеристик авто, разумеется).
- Значительно проще и удобнее перевозка детей, больных или престарелых родственников.
- Возможность без проблем посещать крупные гипермаркеты, такие, как Ашан, ЛеруаМерлен, Касторама, ОБИ, Максидом и т.п., в которых и выбор значительно больше (многого из их ассортимента в более мелких магазинах не бывает в принципе), и цены ниже, но которые обычно располагаются на окраине города или вовсе за его пределами, и посещение которых обычно предполагает большой объем поклажи.
- Не нужно платить непосредственно за услугу перевозки – платишь только ее себестоимость (топливо и другие расходные материалы, амортизационные расходы). При поездках семьей или компанией, а также перевозках крупного багажа, это получается особенно существенно. Сюда же можно добавить и отсутствие проблем с наличием билетов в высокие сезоны.
- Дождь или мороз особых неприятностей не доставят.
- Элементарные человеческие условия проезда: гарантированное сидячее место, отсутствие давки, защита от дождя, приемлемый температурный режим (отопление, кондиционирование). Причем, опять же – здесь ты сам себе хозяин, и не зависишь ни от каких третьих лиц - ни от водителя/машиниста, ни от проводника, ни от самой компании-перевозчика.
- Многим доставляет удовольствие сам процесс вождения.
- Возможность самовыразиться за счет тюнинга.
- Автомобиль - хороший объект для технического творчества.
- Нет необходимости каждый раз переодеваться из грязной и не очень красивой одежды, в которой занимаешься теми или иными грязными работами, в "цивильную" одежду, а также отмываться самому, чтобы доехать до дома.
- Другие причины.
Из проблем личного автотранспорта, особенно в городе:
- Вышеупомянутая (создаваемая властями искусственно) растущая стоимость владения;
- Проблема хранения и парковки;
- ПРОБКИ. Увы – то, на что мы в 90-е с удивлением смотрели в телерепортажах из “западных” стран, удивляясь, “как можно так жить, стоя по нескольку часов в пробке?” – теперь стало ежедневной насущной реальностью для нашей страны. Причем стоя в пробке – ты одновременно сам же являешься и одним из ее создателей.
Может ли общественный транспорт (особенно в существующем его виде) быть полноценной заменой личному? Может ли он обеспечить то вышеприведенное, из-за чего люди покупают личную машину???
Какие еще возможны альтернативные варианты передвижения?
Об этом в следующих частях.