О благородном олене и о том, за что ему приходится страдать
В этой рубрике «Сибирский.Новостной» рассказывает о животных, которых можно считать эндемиками нашего богатого и удивительного, но сурового края. В предыдущих материалах мы уже узнали, как в Байкал попала нерпа, а также обсудили превратности судеб сусликов, поселившихся на острове в центре Красноярска. Сегодня поговорим о благородном – о благородном олене, который считается тотемным животным Алтая.
Если вы увидите марала в естественной среде обитания, считайте, что стали свидетелем настоящего чуда. А коренные жители Горного Алтая с древних времён почитают красивого и удивительно грациозного марала как священное животное. Существует, конечно, и соответствующая легенда – как на Алтае и без легенд?
Когда легенда плохого не посоветует
Благородного оленя, гласит древняя легенда, на землю послал добрый бог Ульгень. Перед этим он создал мир, а пока отдыхал от трудов праведных – его антипод Дельбельгень – отправил к нам своих приспешников, попутно принеся людям горе, поселив в их душах алчность, злобу и чёрную зависть. Благородный марал боролся с нечистью – загонял под землю серебряными копытами, поддевал золотыми рогами. Но не смог он выгнать зло из людских сердец. Более того, один охотник позарился на белоснежную шкуру и драгоценные рога животного, выстрелил в него и сильно ранил. Ульгень, конечно, оленя спас, но при этом произнёс: «Лишь тогда наступит на Земле Золотой век, когда искорените вы из своих душ зависть и злобу».
В народных поверьях существует множество запретов, касающихся охоты на благородных оленей, несмотря на то что этот промысел кормил человека. Убить двух маралов в один день – значило разгневать духов и навсегда навлечь проклятье на свой род. Что, однако, сегодня не мешает людям раз в год подвергать оленя пытке отпиливания рогов – дикая, на мой взгляд, традиция, о которой мы тоже обязательно поговорим. А пока давайте разбираться, что за зверь такой – марал.
Большой и красивый, но не семьянин
Маралы предпочитают горные широколиственные, смешанные и таёжные леса. Положа руку на сердце, повстречать благородных оленей можно и в Северной Америке, и в Азии, и в Европе и даже в Африке. Но самые красивые – именно их мы и называем маралы – живут, естественно, в Сибири. И 90% их поголовья сосредоточено на территории Алтая.
Марал – самый крупный из благородных оленей. Взрослый самец может достигать 155 см в холке и весить до 400 кг. Самки обычно меньшего размера и не носят рогов. А ведь из-за этого «украшения», которое делает облик животного ещё более впечатляющим, маралы страдают буквально всю историю своего существования. Природа задумала их, чтобы олень мог отвоевать понравившуюся самку у более слабого сородича. Даже у молодого и амбициозного, ведь чем старше обладатель рогов, тем они у него больше и ветвистей.
Благородные олени – животные стадные, но стадо состоит из маралухи и её потомства (обычно это 5-6 особей). Самцы ходят поодиночке, чтобы раз в год, по осени, встретиться и хорошенько помахаться рогами в период гона. Они непременно отвоюют участок и отберут себе в гарем несколько самок. Самок привлекает протяжный трубный звук, который мастерски издают олени, давая понять, что готовы к размножению. Через 8,5 месяцев (в конце мая – начале лета) на свет появляются оленята. Каждая маралуха приносит одного-двух. Телята первое время не похожи на родителей – их окрас отличаются не только цветом, но и пятнистостью. Эта особенность помогает малышам маскироваться. Примерно через полгода они перелиняют и уже не будут похожи на мультяшного Бемби.
Первое время оленёнок ни на шаг не отходит от своей мамы – он зависит от её молока и, конечно же, боится потеряться. Такие случаи, конечно, большая редкость. Но шанс, как говорится, никогда не равен нулю. Не верите? Вот вам одна трогательная история с хорошим концом.
Как лосёнок и маралёнок стали друзьями
Во-первых, они оба потерялись. Лосёнка нашли местные жители в Балахтинском районе Красноярского края – он пищал в кустах. Сообщили «куда надо», приехали охотинспекторы, поискали маму – не нашли. Буквально спустя сутки такая же история приключилась с самочкой марала. Только она находилась в Берёзовском районе, у границ государственного заказника «Красноярский». Во-вторых, дети были доставлены в парк флоры и фауны «Роев ручей», где ветеринары оказали им неотложную помощь и назначили диету. Хорошей мыслью оказалось определить их в общий вольер – там малыши обнаружили, что вместе играть и есть молоко из соски куда веселей. И быстро подружились!
Надо отметить, что дело было в 2022 году. Сейчас, как сообщили «Сибирскому. Новостному» в пресс-службе парка, лосёнок и маралёнок подросли и теперь живут в разных вольерах.
Увидеть вблизи и даже погладить
Увидеть благородного оленя гуляющим на воле – предел моих мечтаний и мечтаний многих ценителей природы. Однако каждый из нас понимает, что это – большая редкость и удача. Бывали случаи, когда маралов встречали на воле. Так, например, участники одной из экспедиций смогли увидеть стадо из 27 особей в Хакасии, на территории Саяно-Шушенского заповедника.
Но, увы, не всем так везёт. Поэтому, если вы хотите увидеть благородного оленя в естественной среде обитания, отправляйтесь всё-таки на Алтай. Гарантированно полюбуетесь этими животными во время конных прогулок по мараловодческому хозяйству «Байгабак», что в Чемальском районе. Или посетите ещё одну ферму, в ущелье Карым. Это в 50 км от Горно-Алтайска, в Майминском районе. Там в летний период животные свободно пасутся на склонах гор – их ещё поискать надо.
А вот зимой они попадают в огороженные зимники, тогда оленей можно увидеть вблизи и даже погладить.
Расплата кровью
Понятно, что мараловоды холят и лелеют своих подопечных не ради эстетического удовольствия. В маралах ценятся панты – так называются их рога, пока они не окрепли. Растущие рога покрыты бархатистой кожей, пронизаны кровеносными капиллярами, питающими их. Это – живой чувствительный орган. Потом рога станут твёрдыми, полиняют, выполнят свою функцию во время гона (ими олень, как мы уже говорили, подерётся с сородичами) и отпадут.
Но пока рожки мягкие и наполнены кровью, именно в них сосредотачиваются многочисленные полезные биологически активные вещества. И этот факт сильно возбуждает народных целителей, которые стремятся как можно выгодней продать ценное сырьё – производят из них «волшебные» бады и допинг-заменители, купают своих клиентов в пантовых ваннах и игнорируют тот факт, что достоверных клинических исследований, подтверждающих полезное влияние пантов на человека, не существует. Хорошо хоть животных не убивают ради рогов, как это делали раньше – теперь мараловоды ампутируют панты, заперев оленя в узком загоне и зафиксировав его голову.
«Животные довольно тяжело переносят срезку пантов, это болезненная процедура, при которой марал теряет довольно много крови. После срезки три-четыре дня олени болеют», – цитирует алтайского мараловода популярное издание.
Конечно, через какое-то время срез заживает, благодаря своей способности к быстрой регенерации. Маралу усиливают питание, дают витамины для восстановления. Но разве оно компенсирует тот факт, что «парень» уже лишился своего главного украшения? Лишился через боль.
Считается, что панты у алтайских маралов самые ценные среди их собратьев из других стран или с других континентов. За это и страдает олень, который, согласно алтайской легенде, должен был нести в мир благополучие и избавить его от злобы. Тем временем, поток туристов в места обитания маралов в период обрезки пантов увеличивается. Возможно, кому-то из них действительно поможет чудодейственный напиток из маральей крови. Тогда мы хотя бы будем знать, что не зря благородный олень пожертвовал свои рога человечеству.
Наталья Смирнова
Главное фото: pixabay.com