Когда я ввожу в поиске на маркетплейсах слова детские игрушки, первое, что появляется на страничке и бросается в глаза- это развивающие игрушки. В описании к таким игрушкам обязательно сказано, что они сделаны из безопасных материалов, развивают слух, речь, мелкую моторику, память, логику, познакомят с цветами и формами. В общем они способствует всестороннему развитию.
И я, как и многие, покупаю такие игрушки в надежде, что малыш будет заинтересованно в них играть и развиваться.
В арсенале моего ребенка много игрушек от кубиков и мягких зверушек до электронных (интерактивных). Наблюдая за его игрой, я обратила внимание на тот факт, что новая игрушка довольно быстро надоедает ему, он не может сосредоточить свое внимание и быстро переключается, на что-то другое. Почему так происходит?Может я достала слишком много игрушек? Может не понравились или они не по возрасту? А точно ли они развивают? Такие вопросы я стала задавать себе. Это побудило меня на поиск и изучение материала, посвященного вопросу о детских игрушках. Забегая немного вперед скажу, что для того, чтобы ответить на свои вопросы было необходимо подойти к теме игрушек как с психолого-педагогических, так и с экономических аспектов.
В последние годы рынок детских развивающих игрушек претерпевает значительные изменения под влиянием различных факторов. Одним из ключевых факторов является растущий интерес родителей к раннему развитию своих детей. Современные родители стремятся не только обеспечить ребенка необходимыми игрушками, но и сделать их обучение и игры максимально полезными и увлекательными.
В условиях жесткой конкуренции и технического прогресса производители пытаются придумать то, что выделит их продукцию на полках или страницах в магазине, чтобы обратить внимание покупателей и толкнет их совершить покупку. В итоге игрушки модернизируются, появляются совершенно новые. Одним из главных направлений развития рынка являются интерактивные игрушки. В большинстве своем, игрушки делают яркими, красочными, часто узнаваемыми по любимым персонажам из мультфильмов, или в виде животных. Они наделены электронными стереотипными звуками и мелодиями. Цель таких игрушек удивить, создать «Вау-эффект». Цель производителя же одна-продать.
«Основной конфликт сегодня состоит в противостоянии интересов компаний, производящих и распространяющих игрушки, и носителей ценностей детского развития – психологов, педагогов, методистов и пр. Развитие игрушечной промышленности идет по линии технологизации игрушки, внесения в них различных инноваций.»(1) Многие авторы отмечают, что цифровые медиа охватывают все больше детей, а производители игрушек просто пытаются выжить в такой борьбе. Значит ли это, что игрушки лучше? Все это подталкивает на вывод, что задача производителей игрушек- остаться на плаву и иметь прибыль. 💰
Рынок не стоит на месте, он подстраивается под те условия, в которых находится. В связи с сокращением доходов населения, возрастной структуры детей, и рационализацией потребления на рынке игрушек активно развивается сегмент низких цен (3). Так, например, по данным исследования ResearchView тенденции рынка идут к предпочтению более низкого ценового сегмента. (2). Думаю, что данный факт будет определяющим для производителей, а качество игрушек пройдет очередную модернизацию для прибыли компаний.
В каждом возрастном периоде есть свой ведущий вид деятельности. Для маленького ребенка ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра.
Развитие ребенка,его внутреннего мира невозможно без игр и игрушки. Посредством игрушки ребенок выражает свои эмоции и чувства, исследует окружающий мир и познает себя. Манипулируя игрушкой он учит общаться,и взаимодействовать с людьми, познает мир взрослых, усваивает социальные нормы, развивается как личность(5).
Некоторые исследовательские данные, свидетельствуют, что дети, которые играли во всех возрастах (хорошие игроки) более активны, общительны, эмоциональны, у них лучше развито воображение и т. д.
Вместе с тем, отмечается, что разные игрушки имеют различную ценность для детского развития. Наибольшее развивающее значение оказывают игрушки полифункциональные, позволяющие осуществить разные виды активности.
«Эти игрушки открывают простор для создания сюжетов, что создает прекрасные условия не только для моторного, но и для умственного социального развития». (6)
В статье Мифы о развивающих игрушках д.п.н. Е. Смирнова пишет следующее:
«Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением.
Развитие ребенка представляется как «сумма развития»различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать».
В результате известный тезис отечественных психологов «Обучение ведет за собой развитие» вошел в жизнь: стал руководством к действию для родителей и источником прибыли для «новаторов» и бизнесменов. Ребенок (как и человек вообще)– не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем подругому.»(7)
В 2019 г. Американская академия педиатрии составила клинический отчет «Выбор подходящих игрушек для детей младшего возраста в цифровую эпоху» (Selecting Appropriate Toys for Young Children in the Digital Era), в котором содержатся данные о признании потенциального вреда от электронных игрушек: в частности, электронные средства связаны с вытеснением игрового взаимодействия между взрослым и ребенком, а также со снижением когнитивной, речевой и двигательной активности, что имеет последствия для развития и здоровья ребенка
(Healey, Mendelsohn, 2019).
Большинство как отечественных так и зарубежных педагогов и психологов сходны в одном утвежении, что игрушка должна быть средством для игры и чем более она детальна, тем менее практична. Игрушка должна оставаться лишь условным обозначением и не должна управлять ребенком. Получается, что очень хорошо вписанные в наши дни интерактивные игрушки ведут к стереотипному и однотипному поведению с ними, не давая ребенку свободы в игре и никаким образом не помогают ему развиваться.
Настоящая игрушка — это средство для детской игры... Только та игрушка может считаться развивающей, с которой можно интересно, разнообразно и осмысленно играть.(7)
Многие полагают, что для игры и гармоничного развития ребенку нужно много разных игрушек. На это есть интересное исследование американских ученых во главе с профессором Карли Двухом. Они изучили поведение 36 детей: Сначала их посадили в комнату с четырьмя игрушками, а затем с шестнадцатью и выявили, что когда у детей было всего четыре игрушки, они были веселыми, изобретательными и находчивыми, тогда как в комнате с шестнадцатью игрушками детям быстро становилось скучно, портилось настроение и они начинали плакать. Такое поведение ученые объясняют тем, что маленькие дети не справляются с высокой концентрацией внимания. Был сделан вывод, что большое количество игрушек негативно сказывается на развитии и психологическом состоянии ребенка, а также на таком качестве как изобретательность. (5)
Как и чем тогда развивать ребенка? Для развития ребенку прежде всего необходимо эмоциональное и психологическое благополучие, возможность и желание делать и действовать самому, а не навязывание со стороны взрослых. Многие родители бросаются занять ребенка интеллектуальными играми в ту минуту, когда видят, что вдруг он все бросил и «ничего полезного» не делает или завис и смотрит в точку. На самом деле в этом моменте «зависания» и происходит важное изменение для развития в головном мозге. Конечно, можно научить ребенка использовать игрушку только по ее истинному назначению, заучить пользоваться по инструкции, но он не поймет для чего он это делает. Так например, если родители научили в три года ребенка читать, чему они безусловно рады, то чтение будет иметь лишь механический характер для малыша и в будущем у него будут проблемы со смыслом в тексте. (Речь о вундеркиндах не идет). (7) В погоне за «развивашками»родитель, сам не зная того, может наоборот отсрочить, затормозить процесс развития. Все больше новых исследований
Говорят о том, что дети, которые с раннего возраста были ориентированы только на обучение и «раннее развитие», в старшем возрасте оказываются менее творческими, более тревожными и напряженными и неуверенными в себе. (7)
Елена Абдулаева педагог-психолог высшей категории, методист Учебно-методического Центра Игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета в своей статье пишет:
Сфера игры – это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка и возможностей. Для дидактических материалов в игре есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами. Т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком. Дидактические игрушки, в большинстве своем, предполагают определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры.
Развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре.(9)
Психологи предлагают подходить к выбору к игрушкам с умом и ориентироваться на следующие правила:
1. Игрушка должна радовать, и вызывать положительные эмоции.
2. Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка.
3. Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
4. Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней.
5. Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности.
6. Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.(8)
Дети всегда будут играть в игры и игрушки. Игрушка пережила много веков. То , какой она будет в будущем покажет только время. Нужно ли отказываться от электронных, интерактивных игрушек, смартфонов и планшетов, ненужных дидактических приспособлений -решать каждой семье. В эпоху цифровых технологий спрятать все электронные игрушки от ребенка не получится, да и наверное не нужно отрицать то время, в которое мы сейчас живем, так что пусть у него будет понимание о таких игрушках, но это не должно стать панацеей. Дети, как губка впитывают то, что видят. Поэтому, что касается смартфонов и прочих гаджетов, с их огромными минусами и негативным влиянием на развитие детей, нужно знать одно, чтобы ребенок не просил не брал и не играл ими-взрослые сами должны ограничиваться от их пользования.
К вопросу о выборе игрушек одно я поняла точно, подходить к этому нужно с головой, понимая возрастные особенности своего ребенка и его личные качества. Самое главное - не заменять игрушками себя и свое внимание.
Список литературы:
- Исследования феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование — 2008. Том 13. № 3
- Рынок товаров для новорожденных в России: исследование ResearchView
- Майорова Е.А. Тенденции и перспективы развития рынка игрушек
- Золотова Я. В. Рынок детских товаров: стратегии и пути совершенствования//Экономические науки - 2020.
- Переберина Л.В. , Миронова Е.В., Наумова И.В. Роль игрушки в дошкольном возрасте // Педагогика -2023
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек//Культурно-историческая психология-2019. Том 15 №2
- Правда и мифы о развивающих игрушках /Смирнова Е.О.//СДО-2009. №3
- Детская игрушка в современных психологических исследованиях/ И.А. Рябкова, Е.Г. Шеина, С.Ю. Смирнова //Вопросы психологии-2021. Т. 67. № 5
- Развивающие игрушки. Что это такое?/Е.Абдулаева//Мама и Малыш -2006.№2