Некоторые соединения 6-ти валентного урана обладают прекрасным свойством ярко люминесцировать в ультрафиолетовых лучах. На горе Бештау, что в Ставропольском крае, мы обнаружили пару удивительных мест, где урановая минерализация встречается на открытых скальных обнажениях. Речь в данной статье пойдёт о так называемой «Зоне Великого обрушения» (ЗВО).
Поиски "люменящих" руд нашей командой проводились в основном в светлое время суток, что сильно осложняло выявление "интересностей", разбросанных в различных местах на южных склонах массива Большой Тау. Кто хотя бы раз бывал на ЗВО, прекрасно понимает, места там скажем так "специфические" и не особо приятные для пеших прогулок – отсутствие элементарных тропинок, завалы из сухих деревьев, крайне сыпучие порфировые породы и так далее. Однако моему хорошему товарищу намедни пришла в голову безумная идея вооружиться мощными УФ-фонарями и выдвинуться в зону обрушения после заката...
Зона Великого обрушения
Ярые любители изучать объекты бывшего уранодобывающего предприятия ГХРУ заверяют, что во времена работы Лермонтовского уранового Рудника №1 на горе Бештау в районе "добычной" зоны системы 21-ых штолен, происходило контролируемое обрушение кровли некоторых очистных блоков, что привело к оголению многих рудных тел жильной системы «Скала».
Данная локация располагается на "четвёртом участке", между вершинами Два брата, и Большой Тау. Дневная поверхность в этом районе изуродована многочисленными провалами и обрушениями. Местами на земле валяются многотонные глыбы, в трещиноватостях которых прослеживается урановая минерализация. Разум обывателя порой не может вообразить, как так вышло, что система подземных горных выработок оказалась прямо на поверхности. Это местечко, среди местных любителей геологии, получило скромное название «Зона Великого обрушения». А приурочено оно к западному крылу главного оруденения на месторождении.
Дабы не грузить залётных читателей сложными терминами, перейдем к описанию нашей экспедиции.
Царство уранил-фосфатов и главная стена объекта «Карьер»
На ЗВО мы прибыли в 18:00. Уже заметно смеркалось, поэтому "перезарядив" ультрафиолетовые фонарики сразу выдвинулись в глубь обрушения. Первым делом заскочили на знаменитую "метаотенитовую скалу", которая в сумерках особо ярко светились ослепительными зелёным лучами. Только после заката понимаешь, что весь райончик восточнее разрушенной штольни 21-II буквально усеян уранил-фосфатами.
Остатки выработок обрушенной штольни также оказались набиты метаотенитом. Смею предположить – первоначально, до пуска завода ГМЗ, система 21-х относилась к «Западному» руднику, а разработка шла прямиком по жилам.
Обогнув скалу мы спустились в низину и, преодолев пару лютых завалов из поваленных деревьев, начали набор высоты в сторону объекта "Карьер". По пути наткнулись на необычные лишайники, "люменящия" в оранжевых красках. Впервые найдены два новых жалких проявления сульфатной минерализации, предположительно образованной циппеитами. Под одной из глыб мой компаньон также обнаружил образования неких голубоватых карбонатов.
Поднявшись к главной стене "Карьера" мы заглянули в очистную камеру набитую аммониоциппеитом. Спускаться вниз не стали, там и днём-то можно сильно травмироваться, а ночью так и подавно. На скалах Главной стены нам встретились как минимум три "натёчки" сульфат-карбонатных образований.
Прошлые результаты диагностики, скажем так, меня весьма удивили. Из новеньких минералов на ЗВО были обнаружены редкие рудные минералы титана и марганца – титанит и тодорокит, соответственно. Также, походу, у нас появился очередной подлый минерал, "косящий" под уранил-карбонаты. Новичок оказался аллофаном, – экзогенным водным силикатом алюминия с примесью уранил-иона.
В ходе поиска не упустили возможность полюбоваться классической аммониоциппеитовой "жилкой". Наведались и к "злому" выход уранофана-b. Дозиметр в общем замере показал плотности потока свыше 20 000 част./см2•мин, при 8-10 мкЗв/ч чистого гамма-излучения. Культовое местечко.
"Урановый грот"
Далее мы скрупулезно обследовали правый борт "Карьера", который также оказался богат на различную "люменяющую вторичку". Через завалы веток пробились до знаменитой аммониоциппеитовой жилки, после чего принялись за поиск новых точек минерализации близ "Уранового грота". Грот, судя по наличию шпуров в риолитах, чисто искусственного происхождения. Небольшая выработанная камера имеет две локальных точки с аномально высокими значениями мощности дозы гамма-излучения.
На гроте все стабильно, однако товарищ впервые обнаружил новенький выход ярчайшего сульфата прям на потолке пещерки. Калиевый циппеит? Ох уж эти визуальные диагностики гадания по типу люмены и агрегатам....
В самой "злой" точке грота обнаружили "гнездо" светящее свыше 20 мкЗв/ч по чистой гамме. Регенерированные урановые черни или уранил-силикаты, не прошедшие сепарацию от радия в зоне цементации? Кто ж знает. "Зло" прячется внутри прочного скального массива.
Чуть западнее грота ВПЕРВЫЕ выявлена новая локальная аномалия в виде мощного гамма-активного включения (до 18 мкЗв/ч). Рядом с выработанной камерой множество фосфатов в трещиноватых риолитах. А на стенке сидел забавный павук. Не урановый, обычный =)
Шёл третий час поисков. Ножки пытались сообщить мозгу, что "пора сворачиваться", но интерес брал верх!
Урамфит подтвердился!
Силы были уже на исходе, поэтом идти до РТ-15 (очередной провал на дневной поверхности с уранопроявлениями) мы не захотели. По пути заскочили к "Урамфитовому проявлению". Про урамфит я писал отдельную статью, можете глянуть, но напомню, что это редчайший (!!!) аммониевый уранил-фосфат, который был обнаружен нашей командой впервые за 60+ лет.
Логично было бы предположить, что наш урамфитик мог определиться на диагностике случайно, в виде небольших следовых количеств на отенитовых образованиях. Но нет! Буквально несколько месяцев назад мне пришли результаты апрельской диагностики – специалисты заверяли, наш урамфит сформирован крупными агрегатами, при этом сам минерал повторно подтверждён в наших сборах. Хорошая новость.
Урамфит щедро дарил нам свои "лучи ионизации", активно распадаясь в пределах 5000-6500 част./см2•мин. Полюбовавшись красотой было решено возвращаться обратно. Далее начался лютейший спуск по лесным завалам, много матов и прочие прелести блуждания по ЗВО. Вы даже не представляете как же я намучился. Но объективно считаю вылазку вполне успешной.
Заключение
В ходе экспедиции нашей командой впервые обнаружено два новых проявления уранил-сульфатов и одного карбоната на северном склоне ЗВО. Выявлен ранее неизвестный выход сульфатной натёчки близ "Уранового грота". Примечена "злая точка" 18 мкЗв/ч. Также было найдено множество различных уранил-фосфатов в трещиноватостях по пути к "урамфитовой скале".
Вылазка состоялась при поддержке ВК-сообщества «Урановый курорт». В будущем планируем устроить поход к богатой таллием рудной зоне «Гремучка», где в 2012 году был открыт редкий аммониевый минерал Бештауит. Спасибо за внимание!
Смотри также
Параллельный мир в урановых подземельях горы Бештау | Штольня №35
Прогулка на хранилище радиоактивных отходов
Урановый минерал Урамфит. Вторая находка редчайшего уранил-фосфата спустя 70 лет после открытия!