Найти в Дзене

«Ворон» сквозь время: как изменился Эрик Дрэйвен спустя 30 лет

«Раньше верили, что, когда человек умирает, ворон относит его душу в страну мёртвых. Но иногда случается что-то настолько плохое, что душа несёт в себе страшную грусть и не может обрести покой. И иногда, очень редко, ворон может вернуть душу обратно, чтобы исправить зло». На волне популярности новой экранизации фильма «Ворон» мне показалось отличной идеей посмотреть самую первую версию этого фильма, снятую ещё в конце XX века. В 1994 году Алекс Пройас создал потрясающий душевный, несмотря на всю свою мрачность, фильм и вложил в него сильную идею о том, что всякая несправедливость будет отмщена, и зло будет наказано с той же силой, что пострадавшие от его рук невинные души. Первый фильм про Эрика Дрейвена был снят на основе одноимённого комикса Джеймса О’Барра. Он придумал его спустя три года после гибели своей невесты, которую сбил пьяный водитель, чтобы отрефлексировать произошедшее. Но только через семь лет комикс нашёл своего издателя и сразу обрёл популярность. В Канун дня всех свя
Оглавление

«Раньше верили, что, когда человек умирает, ворон относит его душу в страну мёртвых. Но иногда случается что-то настолько плохое, что душа несёт в себе страшную грусть и не может обрести покой. И иногда, очень редко, ворон может вернуть душу обратно, чтобы исправить зло».

«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024
«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024

На волне популярности новой экранизации фильма «Ворон» мне показалось отличной идеей посмотреть самую первую версию этого фильма, снятую ещё в конце XX века.

Первый «Ворон»

В 1994 году Алекс Пройас создал потрясающий душевный, несмотря на всю свою мрачность, фильм и вложил в него сильную идею о том, что всякая несправедливость будет отмщена, и зло будет наказано с той же силой, что пострадавшие от его рук невинные души.

Первый фильм про Эрика Дрейвена был снят на основе одноимённого комикса Джеймса О’Барра. Он придумал его спустя три года после гибели своей невесты, которую сбил пьяный водитель, чтобы отрефлексировать произошедшее. Но только через семь лет комикс нашёл своего издателя и сразу обрёл популярность.

В Канун дня всех святых, в Ночь Дьявола (другими словами, в ночь на Хэллоуин) группа отморозков каждый год совершает поджоги и разрушения в городе. В одну из таких ночей они врываются в квартиру на чердаке, где жили Эрик Дрейвен и его невеста Шелли. Шелли подвергается истязаниям и изнасилованию, а Эрик, в попытках защитить её, оказывается жестоко убит и выброшен в окно. Еле живая Шелли после 30 часов мучений в больнице умирает. Спустя год в этот же день Эрик Дрейвен восстаёт из могилы, чтобы отомстить.

Очень понравилось, что образ ворона в этом фильме играет основополагающую роль. Ворон – это не только символ, но и проводник, источник силы, провидец и товарищ главного героя. В новой экранизации ворон уходит на второй план, появляется некое лимбо и образ человека-проводника, который выступает в качестве смотрителя и помощника, но силой как таковой не обладает.

«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024
«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024

Главный герой, несмотря на то, что восстанавливает справедливость, использует для этого жёсткие методы и становится вершителем судеб, расправляясь с виновниками. С одной стороны, это делает его преступником, но отнюдь не отрицательным персонажем. В перезапуске, к слову, убийства выглядят более органично, потому что фильм с самого начала задал такой настрой, как мне показалось.

Единственный минус фильма 1994 года, на мой взгляд, – постоянные вспышки света в качестве спецэффектов. Я даже встретила комментарий, где кто-то написал: «Пока смотрел, чуть не умер от эпилепсии», что меня немного позабавило.

История любви главных героев здесь показана только в обрывочных воспоминаниях Эрика, но они такие светлые и добрые, что им веришь. В общей сложности этим воспоминаниям уделено не больше минуты или двух, но этого достаточно, чтобы почувствовать их трагедию и исполниться состраданием к их судьбе. И в тот, момент, когда восставший Эрик расправляется с очередным негодяем, зритель ощущает глубину его скорби и любви.

Очень органично и трогательно в фильм были вплетены истории полицейского и девочки Сары, которых объединила трагедия Эрика и Шелли. В новом фильме этого очень не хватало.

Хотелось бы отметить, что сцена с нанесением грима здесь выглядит куда более естественно, чем в перезапуске. Да и в целом общий визуальный ряд смотрится органично. Никто не переигрывает, не устраивает театральщину, все держатся в рамках атмосферы фильма. А атмосфера у фильма меланхолическая, но это вовсе не внушает ощущение безнадёжности, а добавляет особого очарования. На протяжении всего действия фильма идёт дождь, это та особенность, которую я не сразу заметила, и меня этот факт впечатлил. «Дождь не может идти вечно», – говорит Эрик Дрейвен, и он бесконечно прав. Дождь прекратится, и вместе с ним рассеются сожаления, печаль и страдания.

Так, мрачный фильм об отмщении оставляет чувство надежды и веру в доброе и хорошее в этом мире.

1 – Эрик и Шелли (1994), 2 – Эрик и Шелли (2024)
1 – Эрик и Шелли (1994), 2 – Эрик и Шелли (2024)

История создания этого фильма связана с трагической гибелью исполнителя роли Эрика Дрейвена – Брэндона Ли. Во время съёмок одной из сцен, в Брэндона должен был выстрелить другой персонаж, но пуля оказалась модифицированной (самодельные холостые патроны, созданные реквизиторами) и осталась в пистолете случайно. Пуля попала в живот и застряла в позвоночнике. Брэндон Ли перенёс шестичасовую операцию и умер от потери крови. Отснятые кадры со смертью Брэндона Ли были уничтожены.

Брэндон погиб всего за две недели до свадьбы со своей невестой Элизой Хаттон. Она вышла замуж через 10 лет после смерти Брэндона, потратив много лет на то, чтобы справиться с его трагической гибелью. У неё родилась дочь, которая близка с дочерью Шеннон Ли. Позже Элиза развелась.

Ужасно то, как судьба Брэндона Ли перекликается с историей его героя в «Вороне». Искренне жаль, что так вышло.

На надгробии актёра Брэндона Ли написан отрывок из книги Пола Боулза «Под покровом небес», который он перефразировал и выбрал для своих свадебных приглашений незадолго до смерти:
«Поскольку мы не знаем, когда умрём, мы думаем, что жизнь – неисчерпаемый колодец. Но любые вещи случаются лишь определённое количество раз, и на самом деле — это количество очень небольшое. Сколько ещё раз вы вспомните тот день из детства, который так глубоко стал частью вашего бытия, что без него невозможно представить свою жизнь? Возможно, ещё четыре раза, а может быть пять? А может и того меньше. Сколько ещё раз вы встретите восход полной луны? Возможно, двадцать. И тем не менее, нам кажется, что всё будет происходить бесконечно...»

Перезапуск спустя 30 лет

Режиссёром нового фильма стал Руперт Сандерс.

Начнём с того, что создатели нового «Ворона» в попытках переосмыслить сюжет и первоначальную идею перестарались и нагромоздили фильм совершенно непонятными дополнительными сюжетными поворотами и сюжетными линиями.

Мне кажется, была какая-то особая реалистичность в том, что возродившийся Эрик Дрейвен пришёл в этот мир, словно живой призрак или мёртвая сущность, на грани жизни и смерти, пронёсся бурей возмездия и исчез, словно ничего не было, и только двое знают, во сне или наяву, бессмертный Эрик Дрейвен восстал из могилы, чтобы отомстить за свою любовь и разбитые мечты. В перезапуске главный герой слишком живой для мертвеца и излишне заметный.

1 – Эрик и Шелли (1994), 2 – Эрик и Шелли (2024)
1 – Эрик и Шелли (1994), 2 – Эрик и Шелли (2024)

В новой экранизации, помимо ожившего Дрейвена, в фильме появляется мистический злодей со сверхспособностями, что, на мой взгляд, было явно лишнее.

Казалось бы, первый фильм – мрачный супергеройский боевик, где о главном герое нам известно катастрофически мало, но именно Эрику Дрейвену из фильма 1994 года сопереживаешь больше.

Так, несмотря на то, что в новой экранизации у главных героев появилась предыстория, это не сделало их более живыми или понятными. Бесконечные метания главного героя, которые оправдываются его человечностью и чувствительностью, изрядно выматывали. И в конечном итоге в любовь Эрика Дрейвена 2.0 верится с огромным трудом.

1 – Эрик и Шелли (1994), 2 – Эрик и Шелли (2024), 3 – Эрик и Шелли (1994)
1 – Эрик и Шелли (1994), 2 – Эрик и Шелли (2024), 3 – Эрик и Шелли (1994)

Что в фильме понравилось? Привлекательный торс Билла Скарсгарда, который он без всякого стеснения неустанно демонстрировал на протяжении практических всех двух часов. Ну, и собственно к самому актёру никаких претензий нет, я ждала этот фильм именно из-за него, ради него и благодаря ему. На мой взгляд, Скарсгард отыграл свою роль отлично, за исключением пары сцен, которые сами по себе были сомнительными, и можно смотреть этот фильм только чтобы поглазеть на то, какой он обаятельный.

В конечном итоге, когда я вышла из кинотеатра, то всё, что у меня осталось из впечатлений от фильма – Билл Скарсгард, что очень грустно, ведь первоначальная идея потрясающая, и можно было снять что-то действительно стоящее. К примеру, тот же «Догмэн» мне очень понравился. Изначально «Ворон» вышел в качестве альтернативы «Бэтмэну», и в данном случае, если сравнивать «Ворона» 2024 года и «Догмэна», то второй выглядит более продуманным, более органичным, более качественным и интересным и более подходящим под это описание.

«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024
«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024

В заключение хочу сказать, что фильм «Ворон» 1994 года стоит посмотреть. Я очень советую, вы не пожалеете ни об одной потраченной минуте. И, раз уж так удобно вышло, то советую также посмотреть фильм «Догмэн», он тоже крутой. Это не значит, что «Ворона» 2024 года я категорически не советую. Посмотреть можно, просто это не тот фильм, после которого ты чувствуешь себя лучше, чем до просмотра, или задумываешься о важном.

Я наверняка буду пересматривать фильм 1994 года не один раз, потому что он о вечном, о любви, о жизни, и, что самое главное, о надежде. А вот новый «Ворон», особенно на фоне своего предшественника, проигрывает, и пересматривать его никакого желания, к сожалению, нет.

«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024
«Ворон» 1994 и «Ворон» 2024

«Когда смерть крадёт ваших любимых, не прекращайте их любить, и они будут жить вечно. Дома горят, люди умирают, а настоящая любовь – навсегда».