Быстро время летит: три года назад мы были в гостях у белорусского Jaguar-клуба, а в минувшую субботу они собрались, чтобы отпраздновать 10-летие! Заглянули к ним и по традиции расспросили о редких для Беларуси машинах.
Стрелки показали 10
Место сбора у любителей «кошачьих» автомобилей все то же – «Атлант-М Британия» на Лещинского. Но если три года назад в шоуруме были выставлены новые Jaguar и Land Rover, то теперь сплошь EXEED и Zeekr – такие времена.
И если в прошлый раз встреча получилась рекордной по массовости – собралось больше 100 машин, а весь район едва не встал в затор, то нынешний сбор получился скромнее. Но этому есть объяснение: во-первых, члены клуба начали собираться в 9 утра, а во-вторых, по случаю 10-летия запланирована большая культурная программа. Сразу после встречи у дилера колонна двинулась в Мирский замок, где днем к ней должны были присоединиться остальные участники.
У дилера клуб собрался, чтобы вручить именные часы по случаю юбилея. «Часы нашего завода «Луч», механизм 1956 года на 16 рубиновых камнях. Как сказали на заводе, механизм максимально прочный. Запас хода – 38 часов. У каждого члена клуба была возможность «загримировать» часы так, как хотелось. Павел, наш одноклубник, чуть ли не стихи там разместил – его заказ пришлось согласовывать два дня, потому что не все вмещалось. Но получилось!» – рассказал представитель клуба Алексей.
Глава белорусского Jaguar-клуба Дмитрий сравнил 10-летие сообщества с взрослением человека: «10 лет – это ребенок, который ходит в школу». А еще он очень сильно удивился количеству Jaguar XJ в 308-м кузове – этих машин на площадке было едва ли не большинство! С двумя владельцами флагманских седанов мы пообщались отдельно.
«В смысле ты поставил деталь от BMW на Jaguar?!»
Автомобиль Алексея привлек наше внимание еще в момент заезда на дилерскую стоянку. Оцените эти величественные и королевские черты автомобиля. Так и хочется воскликнуть: правь, Британия!
Как выяснилось, это не простой Jaguar XJ, а версия Vanden Plas. В чем ее отличие? Спросили у хозяина машины.
– «Коротышей» таких не было, только длиннобазные автомобили, – объясняет Алексей. – Это последний из настоящих «Ягуаров», у него крестовины сзади, в то время как в современных машинах используются ШРУСы. На ходу он супермягкий! Супернаворотов в нем нет, но все, что надо, – есть.
В этой комплектации Vanden Plas есть подогревы, телефон, климат-контроль для задних пассажиров, сиденья с электрорегулировками. Все XJ напичканы оснащением, нет такого, что в какой-то комплектации не будет кожаного салона. Из фишек – разные породы дерева.
– Машина у меня четыре года, здесь атмосферный 4,0-литровый V8. Как едет? Как в старые добрые времена: четко, надежно, без мегаускорений.
– Сложно было найти подходящий экземпляр?
– Искал долго, а восстанавливал в более-менее достойное состояние еще где-то год. Машины немолодые, содержать их намного дороже, чем купить новый автомобиль. Можно сравнить с приготовлением пищи. На электроплите или в микроволновке сделаешь все быстрее и с большим комфортом. Но у мангала ощущения совсем другие. Да, устанешь, перемажешься, но от этого кайфуешь. С классическим Jaguar примерно то же самое.
С запчастями всегда было непросто, потому что машина старая. Расскажу историю: когда восстанавливал XJ, мне нужны были тросики ручника. Оригинальные у дилера – €300, а ждать запчасти нужно три месяца. Я взял тросики, пошел на рынок – и мне нашли точно такие же детали, но от какой-то BMW за $10! Вспомнил этот случай, когда ездил в Польшу на слет местного Jaguar-клуба. На меня посмотрели, как на сумасшедшего: «В смысле ты поставил запчасть от BMW на Jaguar?!» Ответил, что у меня был вариант либо ездить, либо нет.
– «Трушные» фанаты Jaguar за то, чтобы все детали стояли по оригиналу?
– Да, но мы, к счастью, не совсем такие, иначе наши автомобили просто стояли бы по гаражам. Оригинальные запчасти стоят безумно дорого и с каждым годом их все меньше.
– XJ в клубе используют только для выездов по выходным?
– Как у кого, но, как правило, это не первая машина в семье. Стоит она пока что не очень дорого, хотя это вопрос времени. Чем старше будет становиться модель, тем дороже она на «вторичке».
«Jaguar XJ нельзя назвать ломучим»
«Пообщайся еще с Павлом, у него очень красивый зеленый XJ», – советует члены клуба. Смотрим: его экземпляр действительно в очень крутом состоянии. Жаль, из-за особенностей осеннего утра и тени от здания показать всю красоту колера не удастся. Но поверьте на слово: вживую машина хороша!
– 2001-й – это последний год выпуска таких XJ, – начинает рассказ хозяин седана. – Машина у меня уже пятый год. История была такая: супруга владела на то время актуальным Jaguar F-Pace. Поездили на нем, и Jaguar нам запал в душу. Я начал искать 308-й, хотел R-версию с компрессорным 4.0 V8, которых нет в «живых» и, наверное, уже не будет. Искал примерно полгода. Подвернулся хороший вариант с 3.2 V8, оценил объем вложений – купил, восстановил, катаюсь.
Хотя восстановление – это процесс бесконечный. Нашлась оригинальная деталь? Покупаешь ее про запас, пускай лежит. В клубе с поиском запчастей очень сильно помогают. Пару лет назад парень из клуба «подсуетил» шесть оригинальных масляных фильтров по $10 за штуку.
Вообще Jaguar XJ нельзя назвать ломучим. Он практически весь механический и сделан добротно. «Расходники» стоят доступных денег и, думаю, современного «китайца» починить сложнее!
– Стереотип про британские машины и бесконечные поездки в сервис разрушаем?
– По крайней мере, Jaguar всегда передвигается своим ходом. Понятно, что нюансы бывают, как и на всех машинах: может ошибка выскочить или шланг перетереться. Но все устраняется превентивно.
– Что дальше будете делать с этой машиной?
– Ездить и любить ее! Это машина выходного дня, мужская игрушка. Если удастся ее сохранить, то оставлю сыну.
«Меняется только тормозная жидкость и салонный фильтр»
Помимо множества классических XJ, на площадке собралась парочка более современных моделей XF и даже электрокроссоверы I-Pace.
С Никитой, владельцем одного из них, мы тоже успели поговорить – тем более что он «ягуаровод» со стажем:
– Почему перешли на электромобиль?
– В Минске появилась очень хорошая инфраструктура. Живу в городе, и около дома буквально в шаговой доступности много «столбиков» Malanka. Они не быстрые, а медленные. Мне удобно: заряжаю раз в неделю, поскольку по городу часто не езжу, за день максимум 30–40 километров. Мне запаса хода хватает.
– Какой рекорд дальности хода?
– Как обычно, производитель заявляет чуть больше – 470 километров, но компьютер больше 400 не показывал. Вообще, смотря как ехать и где. Например, по трассе со скоростью 90 км/ч показывает расход 23 кВт·ч/100 км. В теории можно 350 километров проехать.
По городу больше, потому что работает рекуперация и меньше скорость. Но у меня не случалось такого, что батарею высаживал в ноль. Такой цели у меня не было.
– Электрический Jaguar – это настоящий Jaguar?
– Ха, поначалу было непривычно. До I-Pace у меня был Jaguar XF 4.2, двигатель с компрессором. В нем было комфортнее и мягче. В I-Pace есть пневмоподвеска, но установлены диски 22-е, потому что машина жестче. В XF было приятно слушать, как урчит двигатель, чувствовать его подхват. I-Pace тоже едет динамично, но непривычно. Не скажу, что «электричка» хуже или лучше. В ней просто свой вайб.
– Электромобилем владеть дешевле, чем обычным Jaguar?
– Очевидно, что сравнение с XF он выигрывает – автомобиль я заправлял очень часто! На XF расход был 17–18 литров. А «полный бак» для I-Pace на Malanka обойдется в 30 рублей, и мне этого хватает на неделю или даже больше.
Электромобиль я купил у человека из клуба, он за машиной следил и ухаживал. «Болезнь» модели вылезла со временем – это выезжающие ручки, электрик починил их за 50 рублей, просто отошли провода. Вот и все проблемы. Меняется только тормозная жидкость и салонный фильтр.
Производитель заявляет, что масло в редукторе менять не надо, оно здесь на весь срок службы. В I-Pace сейчас 50 тысяч пробега, и в клубе говорят, что к 60 тысячам масло стоит поменять.
– Не пожалели, что перешли на электромобиль?
– Глобально – нет. Впереди первая зима с электромобилем, посмотрим, как будет в морозы. А так проблем с зарядками нет. Я даже забыл, когда просто так заезжал на обычную заправку!
Мир, суббота, Jaguar
После раздачи часов колонна эффектно выехала с площадки дилерского центра и отправилась в Мирский замок на встречу с одноклубниками.
Владельцам Jaguar завидуешь по-белому: не каждый решится купить британский автомобиль. Страшилок про стоимость владения и ликвидность ходит много, но членам Jaguar-клуба все равно. Они просто владеют этими машинами, обслуживают их и ездят в свое удовольствие. И это круто!
]]>