Звонит мой старинный друг и коллега, работающий на ниве пиара крупнейшего российского шинного кластера.
- Бро, мы едем в Баку, ты в теме?
- Конечно, бро! Еду!
Примерно так для меня начался тур в Азербайджан, куда я отправился с командой Кордиант на очередной тест новых шин Torero.
Сам обзор, равно как и обзор Gislaved с летнего трипа в Беларуси, выйдет весной 2025 года. Но пару слов о новинке я скажу ниже, а пока - про страну, которая оставила в моей мятежной душе много разных эмоций).
Спойлер: не всегда позитивных, но, по-восточному, ярких.
Итак, опущу некоторые детали трипа, но эмоции до поездки бурлили )
Как за два дня менял загранпаспорт - "юбилейный" - пятый по счëту (на самом деле, шестой); как думал, что обстоятельства будут выше, но Вселенная благоволила, и я включил прекрасное фëдоро_конюховское "а [непечатно] дома делать?!"; как мою тачку заметили на ЦКАД, когда я тот самый момент устало ужинал в "Новотеле" (Автодор, проверьте свои часы, вы людей до инфаркта доведëте своими криворукими настройками); как весь полёт до Баку сонно дремал под аудиокнигу Стига Ларссона - а это в условиях спецвремëн, на минуточку, 3.5 часа лëту! - и так далее.
И вот он - Азербайджан.
Реальный фьюжн Востока и Запада, истории и современности, классики и хай-тека.
С оглядкой на ОАЭ и Турцию, но имеющий свой характер, колорит и... запах нефти.
Отрадно, что маленькая, но гордая нефтяная держава реально вкладывается в страну и население, и по Баку это более чем заметно.
Даже жильё - не ипотечные однотипные коробки, а прекрасные и стильные жилые дома.
А про нежилой фонд Баку можно говорить часами.
Природа здесь бомбически прекрасная. От равнины и моря, до гор и виноградников - вот стой на месте и снимай всё вокруг. Класс.
Люди. Очень (подчёркнуто тремя линиями!) гостеприимные, живые, позитивные и душевные. Реально, понимаешь, что тебе рады.
Ты - гость, значит - vip по умолчанию.
Цены. Они примерно на уровне Мск или чуть выше, но и уровень жизни в городе нормальный. Про деревню расскажу ниже.
Литр соляры и 92 - около 1 манат (57 руб), пачка Sobranie - 350 руб., эспрессо - 90-200 руб. - и так далее.
Карты Мир и рубли из "нового СССР" здесь не работают и не нужны, исключение - карты Мир из Казахстана, например.
Баксы и евро меняйте в обменниках, потому что я пару раз попадал на то, что в магазинах и лавках у меня не брали эту валюту, даже с учётом "да оставь сдачу себе".
Ну вот реально - манат здесь правит бал. Конечно, кое-где рубли можно поменять, но они не в почете.
Движение. Здесь тоже не всё однозначно.
Дороги отличные, даже в горах, но иные водители, видимо, ощутили на себе влияние Бакинского этапа Гран-при Формулы-1)
Например, когда мы с коллегой ехали из Габалы в Баку, мы не знали, доедем или нет. Ну вот так.
Перестроение в левый ряд, и сразу за ним - резкое торможение. Зачем? А, позвонили, надо ответить, ну, ок.
Езда "ни два, ни полтора" - при 3 попутных рядах ехать почти по разделительной - норма.
Сигналы. Здесь их очень много.
И если записать трели автомобильных клаксонов и свести их в единую композицию, она получится в стиле "фанк" - рваный ритм, бодрый настрой и сумасшедшая динамика.
Пешеходы. Потомки Бессмертного Вечного Горца.
То есть, норма перейти хайвей типа нашей М4 просто перешагивая через барьер. Особенно ночью и в темной одежде.
Дорожная полиция в области здоровается за руку. Просто и по-братски. Непривычно, но душевно)))
Город - много иномарок, есть и электрички типа BYD, а в области доминирует жигулевская "классика" и некротачки из ЕС.
Область. За пару дней проехали 800+ км, и посмотреть было на что.
Туманы и дожди сменили солнце и тепло; равнины уступили место горам. В деревнях и маленьких городах - и тачки попроще, и дома не такие пафосные, а вот люди - такие же гостеприимные и позитивные.
Русский язык понимает моё поколение и старшее, молодые говорят на родном и неплохо по-английски.
Кухня. Мясо, мясо, много мяса - баранина, говядина, птица.
Шашлык, карэ, люля - примерно по кг на человека за приём! Это без учёта кутабов и закусок.
Много зелени и специй, а также восхитительных вкуснейших помидоров (клянусь, в России таких нет!) и восточных сладостей.
Моя диета пошла по кривой дорожке)
Чай. Много чая, мало кофе. Чай пьют всегда и везде.
Мне, как ярому кофеману, сейчас факт, конечно, показался не очень позитивным, но во всех трёх отелях 5* кофе подавали великолепный. Но чай - это в AZ святое.
Чёрная икра. Это один из специалитетов Азербайджана: Каспий, как-никак.
Ну, здесь без комментов. Либо нравится, либо нет. Мне нравится, но без фанатизма. Цены на неё - дешевле, чем в РФ.
А теперь - о шинах Torero.
Я скажу лишь немного, обзор готовим, вы всё увидите сами.
Удивило приятно, что модель Torero MP47 очень (!!!) тихая и цепкая (проверено и в дождь, и в зной, и в условиях убитого грунта в горах) , и это далеко не высший сегмент покрышек.
До этого "Тореро" назвались Matador, а брендом владел Continental. Сейчас - наш шинный кластер Кордиант.
Откровенно: даже мои шины Pirelli (а это премиум-сегмент) или Kumho (тот же расклад) шумят намного сильнее, и это, порой, напрягает.
Экстремальную езду на Torero мы тоже проверили, а как же ;)
- Горные шиканы и вынужденный лосиный тест на трассе Габала - Баку - оценка 5.
- Торможение - да.
- Стояк на дороге - да.
- Цена - минимальная даже в нынешних условиях.
- Безусловная гарантия в течение года.
В общем, такие вот, позитивные дорожные заметки.
Засим откланиваюсь, искренне ваш, Алекс "Стрит" Шамарин.
Текст: Алексей Шамарин, CarzClub
Фото автора