Читатель! Мы продолжаем знакомить тебя с биографией композитора Николая Римского-Корсакова. Если ты ещё не читал первую часть, то сейчас самое время это сделать!
Личная жизнь. В конце 1860-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Римский-Корсаков познакомился с пианисткой Надеждой Пургольд. Она изучала теорию музыки, писала небольшие пьесы и увертюры, дружила с участниками "Могучей кучки" и играла их произведения. Пургольд помогала Римскому-Корсакову в работе над "Псковитянкой". Композитор Александр Бородин писал: "А какова Надежда Пургольд? Корсинька наиграл ей антракт из "Псковитянки"; она на память написала его, да не на фортепиано, а прямо на оркестр - со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения". Пианистка разбирала эскизы оперы, обсуждала и редактировала их с композитором. Позже Римский-Корсаков писал: "Увертюра от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю". Пургольд ещё несколько раз помогала редактировать его произведения. В 1871 году во время совместного чтения повести Николая Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" Римский-Корсаков сделал Надежде Пургольд предложение. Через год они поженились, а вскоре композитор посвятил ей романс "Ночь". Критик Владимир Стасов писал об этом произведении: "При всей красоте его, романсы почти все были довольно спокойны и даже чуточку холодны. Теперь пришла для него другая пора…" Жене Римский-Корсаков посвятил и свою вторую оперу - "Майская ночь". Её премьера прошла в 1880 году в Мариинском театре. Вместе Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше 30 лет, в браке у них родилось семеро детей. Их сын Владимир Римский-Корсаков писал, что Николай Андреевич "до конца жизни не переставал восхищаться игрой жены и особенно любил и поощрял её занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе".
Педагог и глава Беляевского кружка. В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал её директором. Однако вскоре он понял, что ему не хватает знаний для преподавания. Римский-Корсаков вспоминал: "Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился". Чтобы заполнить пробелы в знаниях, в конце 1870-х Римский-Корсаков начал изучать музыкальную теорию: одновременно преподавал в консерватории и вместе со студентами посещал отдельные занятия. Пётр Чайковский писал своей знакомой Надежде Фон Мекк: "Он пришёл в глубокое отчаяние, когда увидел, что столько лет прошло без всякой пользы и что он шёл по тропинке, которая никуда не ведёт. И он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой". По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать "наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности" обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми "Майская ночь" и "Снегурочка". Основой "Снегурочки" стала одноимённая пьеса-сказка Александра Островского. Композитор вспоминал: "В зиму 1879–80 года я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя всё более и более влюбённым в сказку Островского". Над "Снегурочкой" музыкант работал около года - изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать "старинную весеннюю сказку". Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: "Музыка к моей "Снегурочке" удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки". "Снегурочка" принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за "дух старины" и "языческие мотивы". Однако над новым крупным произведением работать музыкант не начинал. В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину "Ночь на Лысой горе", а по его черновикам закончил оперу "Хованщина". В 1887 году умер другой участник "Могучей кучки" - Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу "Князь Игорь". Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок - объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов. В 1880-х Римский-Корсаков создал несколько небольших музыкальных произведений, среди которых симфоническая пьеса "Сказка", а также сюиты "Испанское каприччио" и "Шехеразада".
Последние оперы. В 1892 году Николай Римский-Корсаков написал оперу-балет "Млада", в основе которой лежали истории и сказания славянского племени полабов. Для публики произведение оказалось слишком сложным. Музыковед Инна Образцова писала: "Надуманность сюжета оперы мешала работе композитора. Музыка оперы отмечена печатью холодности". Основой следующей оперы Римского-Корсакова стала повесть Николая Гоголя "Ночь перед Рождеством". Композитор добавил несколько новых сцен, в которых показал борьбу с нечистой силой. Накануне премьеры оперу едва не запретили по личному указанию императора Александра III: роль царицы, прообразом которой была Екатерина II, посчитали оскорбительной. Чтобы "Ночь перед Рождеством" всё-таки поставили, вместо Царицы Римский-Корсаков был вынужден ввести её фаворита - Григория Потёмкина. Премьера оперы прошла в ноябре 1895 года. Публика не поняла оперу, не понравилась она и критикам, которые посчитали "Ночь перед Рождеством" "неблагонамеренной". Неудачи не заставили Римского-Корсакова оставить творчество. В 1895-1896 годах композитор работал над оперой "Садко" на основе русских былин. Снова обратиться к этому сюжету ему предложил музыковед Николай Финдейзен. Он же составил первоначальный план либретто, который в дальнейшем отредактировали критик Владимир Стасов и поэт Владимир Бельский. Римский-Корсаков вспоминал: "Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями". Композитор специально сделал композицию "Садко" неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: "Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение - считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания". К 1897 году опера была готова. Однако Николай II запретил включать "Садко" в репертуар государственных театров. Император писал: "Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее". Критик Семён Кругликов предложил показать оперу в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, которая располагалась в театре Гаврилы Солодовникова. Но через несколько недель после премьеры здание сгорело, и "Садко" поставили заново в Санкт-Петербургской консерватории. До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил ещё несколько опер, среди которых "Моцарт и Сальери", "Боярыня Вера Шелога" и "Царская невеста". В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России. В 1898 году художник Валентин Серов написал его портрет. Римский-Корсаков начал работу над оперой "Сказка о царе Салтане" по одноимённому произведению Александра Пушкина. Либретто, как и для "Садко", написал поэт Владимир Бельский. Оперу Римский-Корсаков хотел закончить к июню 1899 года - столетию со дня рождения Пушкина. Однако завершить "Сказку о царе Салтане" удалось только в 1900 году. Премьера оперы прошла в ноябре того же года в Москве, на сцене восстановленного театра Гаврилы Солодовникова. Декорации и костюмы создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части "Сказки о царе Салтане" - увертюру "Три чуда", мелодию белки и "Полёт шмеля" - ещё при жизни композитора стали часто играть отдельно. В 1900 году музыкант отпраздновал творческий юбилей - 35 лет с момента исполнения Симфонии №1. В 1900-х Римский-Корсаков создал ещё несколько опер - "Кащей Бессмертный", "Сервилия", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". В эти же годы его учеником стал композитор Игорь Стравинский, который позднее писал: "В моем музыкальном образовании есть одно большое преимущество - я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным". Последним произведением Римского-Корсакова стала опера "Золотой петушок" по одноимённой сказке Александра Пушкина. Либретто для неё вновь написал Владимир Бельский. Премьера "Золотого петушка" прошла в 1908 году в театре Гаврилы Солодовникова. В последние годы жизни Николай Римский-Корсаков болел. В 1908 году вместе с труппой Сергея Дягилева он планировал поехать на первые Русские сезоны в Париж, но из-за болезни остался в России. Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 года в своей усадьбе в Любенске Псковской губернии. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1930-х годах могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. В 1995 году в имении в Любенске открыли музей Николая Римского-Корсакова.
Читатель! Делись своими впечатлениями после прочтения в комментариях. Как тебе творчество композитора? Подписывайся и узнавай новое вместе с нами каждый день, ведь это Твоя История!