Однозначно да. И вовсе не потому, что это какое-то чудо оружие, а потому, что таким образом Украина восстанавливает собственные ВВС. Со времени начала поставок украинцам западных ракет класса воздух-земля, а далее - и корректируемых авиабомб, украинская авиация начала играть все более заметную роль в конфликте, и не смотря на все усилия ВКС РФ ее до сих пор не удается нейтрализовать.
Некоторых это удивляет - ведь до начала СВО Украина своременными и сильными ВВС не располагала. Всего 120 самолетов, из которых наиболее современные - МиГ 29МУ, со все еще годными, но недостаточно эффективными без хорошей РЛС ракетами Р-27 производства киевского АХК "Артем", две дюжины Су-27, и пара десятков устаревших Су-24 - вот, собственно, все, чем украинцы могли похвастать. Как и предсказывали эксперты, в начале СВО украиснкая авиация оказалась быстро выведена из игры, и частично уничтожена. До появления дальнобойных ракет и КАБОВ западного производства, а сейчас и F-16, она почти никак себя не проявляла, но с 2023 года начала становится все более серьезной проблемой.
И это при том, что самолеты регулярно сбивались и уничтожались на земле, пилоты - погибали, а западная военная помощь до последнего времени исчислялась несколькими десятками машин советского образца, из арсеналов бывших стран ОВД. Безусловно, у украинцев сохранились определенные возможности по модернизации и восстановлению боевых самолетов, но они довольно скудные, да и самих самолетов, пригодных к восстановлению у Украины недостаточно. От богатого советского наследства мало что осталось в рабочем состоянии. Вот тут и подключились западные партнеры, у которых имеются свои интересы.
Глобально они состоят в том, чтобы максимально ослабить Россию за счет продолжения боевых действий. Чем дольше идет СВО, тем больше материальных средств и людей расходуется. Запад в этом конфликте продолжает отделываться малой кровью, а кое-кто даже срывает дивиденды с происходящего. В частности - США, котрым удалось дипломатически и экономически отрезать Россию от Европы, и фактически вернуть ее во времена "Холодной войны". Россия и Украина наоборот, платят полную цену, бросая в топку конфликта гигантские материальные и демографические ресурсы. В перспективе эти потери должны измотать русских, и создать в Европе другой политико-экономический расклад. О будущем Украины, понятно, никто не думает.
С этой целью западные спонсоры конфликт будут стараться продолжить, но не давая Украине возможности в нем победить. Можно заметить, что ВСУ поставляется довольно ограниченный объем новых вооружений, а большую часть оружия и бронетехники от спонсоров составляют системы либо уже снятые с вооружения, либо те, которые планируется заменить. И здесь следует обратить внимание уже на локальные интересы сторон.
С самого начала крупномасштабных военных поставок действует следующая схема: страна передает Украине устаревшую или современную технику из резервов, параллельно заказывая более новые машины на замену. Оплата не всегда идет за счет спонсора, а в ряде случаев является коллективной, либо за счет Украины. Таким образом страны НАТО загружают собственный ВПК, и повышают боевой потенциал своих вооруженных сил. Например, Райнметалл удвоил свою чистую прибыль в 2023 году, доведя ее до 12 млрд. Евро, а Польша резко нарастила темпы перевооружения армии, передав ВСУ в общей сложности 320 танков Т-72 разных модификаций, включая новейшую - "Твярды". Их заменяют на 112 М1А2 SEP2 Abrams, и 180 корейских К2, которые считаются одними из самых мощных и современных в мире.
Французы до недавнего времени отставали, передавая в основном свои САУ, масштабы производства которых во Франции сильно возросли, и различные виды колесных бронемашин, в основном снимаемых с вооружения. Но сейчас они решили включиться, передав технику намного дороже. Вернее, идея передать "миражи" возникла еще в прошлом году, и я даже успел написать о ней в своей статье, вот в этой https://dzen.ru/a/Y9OOO1yyhVhQvIHn. Но до реализации дело дошло только сейчас. Видимо, просчитав все риски и выгоды, французы наконец решились.
Так что же за самолет Мираж 2000-5, и почему французы его передают? Как ВВС Украины смогут его использовать?
Мираж 2000-5 это достаточно старый самолет, производство которого стартовало в начале 1990-х гг. Он является одной из последних модификаций Мираж 2000, поступившего на вооружение в 1984 году. Самолет производился до 2007 года, в настоящее время - только модернизируется. Примечательно, что в ВКС Франции данный самолет используется главным образом как истребитель-бомбардировщик, в том числе - как носитель ЯО. Модификация Мираж 2000-5F по прежнему используется как истребитель ПВО, но самолетов этих немного, и все они подлежат замене на Дассо Рафаль. И менно их, судя по всему, и готовят для передаче Украине.
Французы не намерены полностью отказываться от Миражей. Так, из 60-ти Мираж 2000-D, 55 намерены модернизировать. Версия D - это истребитель бомбардировщик, изначально адаптированный для прорыва ПВО. Он оснащается оборудованием для полетов на малых высотах, специализированными средствами РЭБ, навигации, а также различными системами наведения управляемого вооружения. Правда, в условиях войны с противником, обладающим мощной ПВО, боевую ценность он представляет в основном как носитель ракет SCALP (французская версия STORM SHADOW). Самолет уязвим для систем ПВО, неоднократно сбивался в ходе боевого применения, и в условиях современной войны прямо над ЛБС или в воздушном пространстве противника работать может далеко не всегда.
Ракеты SCALP значительно расширяют боевой потенциал этого самолета. Он способен нести не менее 2-х ракет, с дальностью применения до 560 км. Украине пока поставляются только экспортные варианты - с дальностью применения до 290 км. Осуществляя их пуск на существенном удалении от ЛБС и под прикрытием радиоэлектронных помех, Мираж способен избегать поражения средствами ПВО, например - ЗРК С-400, и при этом уничтожать объекты в глубоком тылу противника. Эти возможности ракет SCALP, к сожалению, уже были продемонстрированы украинской стороной, в частности, при поражении нескольких кораблей ЧФ и штаба Черноморского Флота. SCALP - очень сложная цель, и при хорошо подготовленном пуске ее с современного носителя может нанести немалый ущерб.
До последнего времени носителями SCALP были украинские Су-24. Но этот самолет хотя и был адаптирован для применения данных ракет, сам по себе, как боевая платформа, устарел. Боевой радиус Миража в 2,8 раза больше, скорость на малых высотах выше, средства РЭБ намного эффективнее, чем у украинских Сушек. Его появление в украинском небе в качестве носителя ракет резко повысит их эфеективность. Там, где ПВО окажется недостаточно плотной, Мираж сможет использовать и свои КАБы. К стати, в возможном прямом конфликте со странами НАТО Миражи точно получат боевое применение.
Но передать вроде как планируют Мираж 2000-5F, а это самолет ПВО. Представляет ли эта машина, созданная как аналог МиГ-29, какую-либо опсаность для современных российских истребителей?
Радар истребителя типа RDY обеспечивает обнаружение целей на дальности до 110 км, в то время как РЛС Ирис-Э российских Су-35С обеспечивает обнаружение цели типа "истребитель" на дальностях до 270км. Получается, преимущество в воздушном бою будет за русским самолетом. Но на данный момент ВВС Украины располагают МиГ-29, который способен обнаруживать и атаковать цели на дальностях до 80км, и 5 F-16, который при наличии радара AN/APG-68 обнаруживает цели на дальности до 250 км. Но у украиснких F-16, возможно, более старый радар. По сравнению с МиГ-ами у Миражей получается существенный прирост боевых возможностей. КАБЫ ведь запускаются с дальнотсей не более 100 км от цели, и МиГ-29 русскому Су-34-му на дистанции бомбометания, получается, уже не страшен. F-16 поставлено пока мало, и украинцы стараются ими не рисковать. А вот у менее ценного Миража есть шансы отличиться, и поразить цель типа Су-34, или Су-25, например.
Тем не менее, верится слабо, что французский самолет появится поблизости от ЛБС в качестве перехватчика. Вероятнее всего, их будут использовать для задач ПВО в глубоком тылу, то есть против дронов и крылатых ракет. С этими задачами хорошо справляются и МиГ-и, но их число сокращается. При помощи Миражей, теоретически, можно очень удачно их заменить, что позволит для противодействия Российской авиации высвободить F-16, поставки которых также будут наращивать. Здесь важно, правда, чтобы украинские пилоты F-16 в конце концов осовили. Поскольку, как мы знаем, первый самолет уже потерян, и как было установлено - именно из-за ошибки пилотирования.
Итак, Миражи 2000-5 французы передадут украинцам, а себе закажут более современые и мощные Рафали. Давайте-ка напоследок взглянем на этот самолет. Так ли уж они усилят ВКС Франции, заменив 20 Миражей?
В первую очередь, Рафаль - очень дорогой самолет. Его стоимость в зависимости от оснащения может достигать 124 млн. долларов, при средней цене 85 млн долларов за единицу. Радар RBE2 обеспечивает обаружение целей на дальностях свыше 200 км, при ЭПР самого самолета не более 1,5м. кв. Самолет оборудован мощной системой РЭБ, системами предупреждения о ракетной атаке, радиолокационном, лазерном облучении и пр. Возможности современных ракет типа воздух-воздух обеспечивают эффективное поражение целей на дальностях 160 - 180км., а на практике - не более 110 км. Предполагается, что Рафаль сможет уходить от ракет на больших дальностях при своевременном их обнаружении. В конструкции самолета широко применяются композитные материалы, он считается сверхманевренным, способен развивать крейсерскую сверхзвуковую скорость без включения форсажного режима. Таким образом, Рафаль считается истребителем поколения 4++, то есть обладает некоторыми возможностями истрибетеля 5 поколения.
Рафаль в бой с самолетами российского производства никогда не вступал, но уже считается одним из главных их обидчиков. Все - благодаря свои победам на рынке вооружений. И в Индии, и в Индонезии французам удалось потеснить россиян, прощемив свои истребители вместо российских, при этом предложив гораздо более высокую цену и менее выгодные условия. Но мы, конечно, будем считать, что все это просто маркетинг и взятки, а в реальном воздушном бою у Рафаля против Су-30 и Су-35 шансов нет. Но не в этом суть. Главное, Франция еще долго не смогла бы заменить устаревшие Миражи, если бы не СВО и распределение средств среди союзников по НАТО не предоставило им шанс.
Насколько хороши французские технологии середины нулевых годов, мы увидим совсем скоро в небе Украины. Нельзя исключать, что в скором времени удастся проверить и насколько хорош Рафаль в реальном бою. Возможно, это даже будет последнее, что мы узнаем.