Найти в Дзене
Духовное Созвездие

Кельтский праздник Самайн: исторические корни Хэллоуина

В нашем современном мире существует множество праздников, которые уходят корнями в давнее прошлое. Хэллоуин – один из них, его традиции зародились в давно ушедшей культуре кельтов на далеких Британских островах.

Самайн – это важный праздник древних кельтов, который отмечался 31 октября и начинал новый кельтский год. Кельтский год состоял из двух частей – темной и светлой. Темная часть года наступала 1 ноября и длилась до 1 мая. С началом мая наступала светлая часть года, которую знаменовал праздник Белтейн. Помимо Самайна и Белтейна, кельты праздновали еще два праздника в течение года: 1 февраля – Имболк, 1 августа – Лугнасад.

С современного гэльского языка Самайн переводится как «ноябрь». По другой точке зрения, Самайн может означать «конец лета».

С наступлением темного периода года кельты начинали готовиться к наступлению зимы. До наступления холодов собирали и сохраняли весь урожай, пригоняли скот с пастбищ.

Самайн отмечали всем поселением, и каждый член племени обязан был присутствовать на празднике, иначе пропустивший празднование, мог сойти с ума или умереть. В честь праздника организовывали большие пиршества, которые длились неделю – три дня до праздника и три дня после, в ирландском сказании «Сватовство к Эмер» говорится об этом: «Триста шестьдесят пять воинов жили во дворце Конхобара, и каждый из них один раз в год служил на пиру. Это было нелегкое дело, ведь никого нельзя было обойти ни мясом, ни пивом. А за три дня до Самайна и через три дня после, когда собирались во дворце самые знатные мужи, служил им король Конхобар. Если кто из мужей не являлся на пир, значит, пора было рыть для него могилу и на другой день класть на нее памятный камень». На пирах часто обсуждались политические и торгово-экономические отношения.

В мифе «Финн, сын Кумхала» находим текст: «Мал еще был годами Финн, но все же решил идти в Тару к верховному королю, который собирал всех мужей Ирландии на Самайн. В это время никто не смел браниться или вызывать врага на поединок. И король, и все вожди, и Голл, сын Морны, который был во главе фениев, и Каойлте, сын Ронана, и острый на язык Конан, сын Морны, пировали в королевском доме…». Таким образом, во время празднования Самайна все люди должны были предаваться веселью, и нельзя было вспоминать обиды или причинять зло кому-либо, так как за все склоки, распри между людьми в этот день могли наказать как боги, так и король.

На Самайн разводили священные костры. Старый огонь в доме гасили, а новый огонь от костра приносили домой, что символизировало очищение жилья от зла, чистоту, которая была необходима с наступлением нового года. Через костер прыгали, чтобы очистить себя от злых сил и болезней, по сгоревшим головешкам от костра гадали. Между двумя кострами проводили для ритуального очищения и животных.

Помимо социального значения, у Самайна был еще и сакральный смысл: считалось, что в этот день материальный мир сообщается с непроявленным миром духов, с Иным Миром. Таким образом, Самайн – это еще и праздник двух миров. В этот день открывались и врата в мир мертвых, поэтому в Самайн было принято кормить ушедших предков. Нечистая сила так же получала доступ в мир людей: особенно активны были ведьмы, феи, разные демонические существа, которые могли вредить людям.

С приходом христианства на территорию и в культуру кельтов языческий праздник Самайн превратился в День всех святых, и некоторые кельтские традиции Самайна сохранились и в западном христианском празднике: например, в этот день поминают усопших и посещают кладбище.

Само слово «хэллоуин» происходит от англосаксонского выражения «канун всех святых». С этим названием праздник закрепился в современной культуре, вобрав в себя обычаи и традиции древнего кельтского Самайна.

Многие люди во всем мире до сих пор верят, что на Хэллоуин два мира – физический и духовный, темный и светлый, мир живых и мир мертвых – проникают друг в друга, и все обитатели непроявленных миров могут свободно гулять по нашему миру в ночь накануне Дня всех святых. Чтобы отогнать нечистых духов, в тыкве вырезается мордочка и зажигается в ней свеча, такая тыква ставится перед домом. На Западе люди переодеваются в костюмы сказочных и мифологических персонажей, и таким образом как бы сливаются с невидимыми духами, которые принимают их за своих и поэтому не нападают. Тематика Хэллоуина является популярной для вечеринок, фильмов, в мире рукоделия.

Могли ли знать или догадываться кельты, что их сакральный и важный праздник будет главным праздником осени для многих людей и через много тысяч лет?

***

Автор Светлана Гамова

Спасибо за внимание!