В контексте осенних нововведений 2024 года в сфере текущего российского законотворчества прозвучало и вообще доселе неслыханное предложение, высказанное омбудсменкой Кузнецовой: в рамках полномочий Госдумы внести законопроект о запрете всех деструктивных идеологий на территории РФ. Не больше, не меньше. Только диву даёшься: что бы это значило. Понятно, что коли так повернётся, пропишут - насколько хватит изобретательности. В остатке что, и какие последствия возможны в перспективе?
Вроде бы, хронологически инициатива появилась уже после выдвижения в первое чтение другого законопроекта - о запрете на пропаганду чайлдфри (добровольной бездетности). Если после *радужного секвестра (по следам, так сказать, переедания мороженым) это казалось немыслимым и отрицалось, называясь личным делом и правом выбора, то ныне государство решило более активно залезть за ширму. Казалось бы, уже ничему нельзя удивиться, но пока это выглядит так, как словами героини Льюиса Кэролла: чем дальше - тем страньше. Впору воскликнуть: - Алиса, чё творится в Госду(ме)? И вместо неё Gpt с готовностью отвечает: - Как голосуете - то и получаете. (Разве что не так всё просто).
Аполитичность социума была сформирована ещё в 90е, после наступления частичной эйфории 90х - мол, растоптали совок (или, как выражались в далёкое - уже начало прошлого века), *раздавили гадину (цитата одного из тогдашних политических или культурных деятелей - только в отношении империи Российской. Опустим то, что сейчас Россия - не империя, и не способна вернуться в состояние своего белоснежного образчика до потрясений 1917 года). В общем, можно было и лапки сложить, - что и оказалось провозглашено в период ельцинского посткоммунизма: люди кинулись в новую для себя квазимечту: делать деньги и чувствовать себя капиталистами - то есть, хозяевами положения. Довольно быстро оказалось, что вожделённые сорта различных колбас и продуктов появились, цены выросли, а собственность толком никто не приобрёл, кроме определённых проворных счастливчиков. Народная психология была другой, а образ заполненных прилавков с Запада оказался просчитанной картинкой и декорацией. Да, грубо говоря, жрать стало в магазинах и ларьках что - притом, ценой роста смертности и падения рождаемости, но в остальном ситуация оказалась выброшена наоткуп обстоятельствам: куда вынесет неуправляемую лодку. Одновременно, сама лодка раскачивалась и грозилась опрокинуться в бурном потоке, всё более сносима в сторону водопада...
При этом, нисколько не топлю за верховенство политики над другими сторонами жизни, а воспринимаю её лишь как одно из звеньев. Полис - по гречески, это город-государство, а в России достаточно территории существует ближе к природной естественности, хоть и на современный момент большинство страны урбанизировано - в сравнении с обстановкой на сломе эпох 1917го, когда российское государство было преимущественно аграрным. Сейчас же доля крестьянства уступает общему числу городского населения страны (с поправкой, что данное число охватывает как мегаполисы, так и областные города и посёлки городского типа). Следуем дальше.
Аполитичность как тренд закрепилась в так назывемых тучных нулевых, когда социальное положение оказалось возможным стабилизировать, как и росэкономику - высокими ценами на нефть. Лафа стала сворачиваться посл общемирового кризиса в 2008 году, или плюс-минус. По инерции, пострадал не весь средний класс. Бюджетные группы населения не ощутили на себе падения доходов, так как у них таковых почти не было и до обвала. Так что аполитичность никуда не делась. Параллельно заметно, что такое состояние являет внутреннюю миграцию, если внешние институты оказываются малоэффективными в решении социально-экономических задач. С каждой тряской растут психологические заболевания, падает общий уровень здоровья и адаптации, усиливаются различные виды эскапизма, алкоголизм и другие неблагоприятные привычки, бытовые конфликты, социальный раскол, итд.
Соответственно, имеется то, что имеется. Более того, в политоте, претендующей на первенство в социальной повестке, не проводился эффективный анализ данных, а большинство активности вылилось в противостояние текущей власти, отсутствие внутренних механизмов противодействия и слив оппозиционности в радикальный слепой протест (на примере эмигрировавшего в нынешних условиях движения ФБК* - признанного нежелательным в РФ, за рубежом отмеченного в скандальных связях с финансирующими банковскими структурами, итд). Псевдооппозиция оказалась легко убрана с дороги, но она и не пыталась оформить философское обоснование своей деятельности и полезности, играя лишь на популистских лозунгах - и была переиграна Кремлём. Одновременно его партия политддержки - Единая Россия - получила большинство мандатов в Думе и сохраняет данное присутствие в парламентской конфигурации - а значит, и в законодательных инициативах.
Если сейчас уже ставится вопрос о запрете любой деструкции, то резонно уточнить, какими способами и при каком составе экспертов и их уровне компетентности будет определяться деструктивный характер тех или иных идей. В крупных инициативах нет широкого обсуждения на уровне основных и локальных социальных групп в стране - это автоматически подкидывает щепки в костёр политической нестабильности. Пока она вполне контролируется спомощью огнетушителя - однако, его содержимое в какой-то момент завершается. Или несите новый. Пожар пылает? Периодически. И взрывы гремят. Думается, сильно пояснять не надо. Остановлюсь на внутреннем аспекте.
Сейчас в России не ощущается чёткой системы социально-правовой защиты, и это видно начиная от интернета - в котором, какзалось бы, есть всё. Нет. Информация в сетях, считающихся социальными, далека от совершенства, включая и подачу. Социум атомизирован, и это нужно учитывать при продвижении социального и политического дискурсов - причём, не одновременного. Необходима чёткая карта социальных групп или их формирования по привычкам и склонностям - от профессиональных до хобби, чтобы не навязывать государственную повестку, а делать сами группы лояльными. Большиство эту лояльность сохраняют, но государство не учитывает психологических затруднений, и не патерналирует создания среды психологической поддержки и адаптации. Не нужно особо углубляться, чтобы показать, какой адаптационный метод преследует граждан. См. в иллюстрации ниже.
С одним, или парой но. Один из видов внутренней миграции - не единственный. Сбалансируйте - и покажите другие. Пропагандируйте ЗОЖ, социально-полезные дискуссии, устраивайте социально-психологические территории, допустите механизм обратной связи, с приёмом предложений от граждан и предоставлением им трибуны. Развивайте социальное блогерство, с интервьюируеммыми экспертами и людьми с низов. Может быть, тогда начнёт меняться энергетический фон, в составе которого станут минимизироваться негатив и контрпродуктивные тенденции. Полностью их изжить будет нельзя, но должна предусматриваться система своеобразных резерваций, с относительно свободными правилами, но без широкого внешнего выхода на пространство активного соцума - то есть, граждан. Таким образом, сведётся к минимуму попрание личностных прав, но допустимы ограничения в повсеместном распространении информации из негативно-резервационных территорий, препятствующие разложению здоровых кластеров. Полезна и самоцензура - соспособностью к самоотсеиванию негативного контекста, но здесь же - нужно предусмотреть ступени дистилляции, нахождение в которых обусловлено социальными дивидендами и оказываемой поддержкой самих активистов (граждан). Согласен с самой постановкой вопроса, но надо смотреть на его внутреннее содержание.
#Кэн #Мнение #Кэнсайд #Тенденции #Социум и #Политика #Аполитичность #Социальная_среда #Психология #Социальные_клубы #Гармония #Теория #Интернет #Digital #Пещерный_труд #Октябрь2024 #Осень2024