Найти тему

Клин-Яр в окрестностях Кисловодска: как добраться, на что обратить внимание

Оглавление

Подробное описание велосипедной прогулки. Много красивых фото нескольких интересных локаций.

Сначала расскажем, как выехать из города на дорогу к Клин-Яру.

Поездка получилась спонтанной. После двух дней беспрерывного дождя в субботу 18 октября установилась пасмурная, но сухая погода. В 11 часов оседлал велосипед и поехал от конечной остановки маршрутки №16 в поселке Луначарского вниз по улице Трудовой.

Мой замечательный Аспект
Мой замечательный Аспект
По этой дороге - с ветерком вниз!
По этой дороге - с ветерком вниз!

В нижней части Луначарки, там где основная дорога начинает подъем вверх, свернул в переулок налево в сторону реки Аликоновки, рассчитывая найти рядышком мост, пересечь ее и попасть в одноименный поселок. Моста на нашлось, только броды. Но пересекать реку по ним не решился - слишком холодно.

Брод через Аликоновку
Брод через Аликоновку
Конструкция неизвестного назначения рядом  с речкой
Конструкция неизвестного назначения рядом с речкой

Вдоль реки доехал до Старого озера и пересёк по дамбе место устье Аликоновки. Далее выехал в поселок Аликоновский и по улице Бригадной стал подниматься наверх.

Грязевое поле по дороге к озеру
Грязевое поле по дороге к озеру
Осенний лес рядом с озером
Осенний лес рядом с озером
Вид на Старое озеро с дамбы
Вид на Старое озеро с дамбы
Улица Бригадная
Улица Бригадная

В месте, где дорога выходит на вершину длинной травянистой гряды, возникла дилемма: ехать дальше по асфальту или свернуть налево и ехать по гребню гряды по размытой грунтовке, собирая комья грязи на колеса. Конечно же выбрал второй вариант - так интереснее.

Улица Бригадная с вершины гряды. По этой дороге я приехал
Улица Бригадная с вершины гряды. По этой дороге я приехал
По этой дороге можно было ехать дальше. Но нам в поля!
По этой дороге можно было ехать дальше. Но нам в поля!
Поворот с улицы Бригадной, по которому поехал я.
Поворот с улицы Бригадной, по которому поехал я.
Отсюда уже виден Клин-Яр и хорошо просматривается долина Подкумка
Отсюда уже виден Клин-Яр и хорошо просматривается долина Подкумка

Внимание! Начинается природа на фото!

Проехав пару километров до канавы, пересёк ее и свернул с основной дороги на тропу направо. Скала Паровоз была уже совсем близко. Но прежде чем отправляться на прогулку к ней, решил заехать в СНТ "Ромашка", за которым есть ещё один замечательный объект - скала, отделенная от основного массива песчаника узкой расщелиной.

Корова на отдыхе. На Кавказе, куда ни пойди, везде встретишь кого-то из домашнего скота: коров, лошадей или овец.
Корова на отдыхе. На Кавказе, куда ни пойди, везде встретишь кого-то из домашнего скота: коров, лошадей или овец.
Кисловодск и Джинальский хребет за ним. С той стороны я приехал
Кисловодск и Джинальский хребет за ним. С той стороны я приехал
Канава, про которую говорилось выше. Ее надо пересечь и свернуть направо
Канава, про которую говорилось выше. Ее надо пересечь и свернуть направо
Вот мы и на главной дороге. За желтой заброшкой - Клин-Яр. За ним вдалеке Боргустанский хребет
Вот мы и на главной дороге. За желтой заброшкой - Клин-Яр. За ним вдалеке Боргустанский хребет
Лошади роются в соломе у подножия Клин-Яра
Лошади роются в соломе у подножия Клин-Яра
Поилка для скота, за ней СНТ "Ромашка", а прямо по центру - скала, которую надо посетить
Поилка для скота, за ней СНТ "Ромашка", а прямо по центру - скала, которую надо посетить

Я называю эту скалу Коренным зубом за ее массивность и форму близкую кубической. Обходя этот зуб по периметру, обнаружил зону отдыха - старую железную кровать под боярышником. Кстати, взобраться на скалу можно только по этому дереву. В сухую погоду я бы обязательно вскарабкался, но не сейчас - кора дерева размокла и стала скользкой. Листаем слайдер с фотками Коренного зуба.

Без комментариев...
Без комментариев...

После прогулки у Коренного зуба отправился к скале Клин-Яр, или Скале Паровоз, как ее называют в народе. Напротив въезда в "Ромашку" поднырнул вместе с великом под проволочное ограждение и поднялся к кустам терна у западного края скалы. По пути насобирал ароматных шампиньонов - будет на ужин куриный суп с грибами.

Скала Паровоз, Клин-Яр - откуда такие названия? Все просто. Длина скалы - 515 метров, а ширина в самой широкой западной части - менее 40 метров. Поэтому издалека скала напоминает длинный поезд. Особенно, если смотреть с юга - южный склон более высокий. Название Клин-Яр становится понятным, если посмотреть на скалу сверху - она действительно напоминает клин. Ширина восточного края скалы всего 2 метра. Слово же Яр в переводе с тюркского означает "крутой обрыв". Мы привыкли применять это слово к обрывам оврагов или речных пойм, но первоначально оно использовалось для обозначения любых обрывов, в том числе скальных.

Пристегнул свой Aspect к кусту и отправился на прогулку под южным склоном горы. В западной части обрыв не высокий, в нескольких местах можно подняться на платообразную вершину.

Аспект отдыхает в терновых кустах
Аспект отдыхает в терновых кустах
Грот в западной части Скалы Паровоз. Земля вытоптана скотом. Судя по какашкам - лошадьми
Грот в западной части Скалы Паровоз. Земля вытоптана скотом. Судя по какашкам - лошадьми
Вид на южную стену Клин-Яра с запада. Здесь она максимально низкая
Вид на южную стену Клин-Яра с запада. Здесь она максимально низкая
Удобное место для подъема
Удобное место для подъема

У одного из таких мест паслось стадо козлов. Эти животные ловкие, умные и очень любопытные. Пока я проходил под ними, все время выглядывали сверху, разглядывали меня. А я разглядывал их. Вдруг из трещины в скале вылетела какая-то птица и промчалась мимо. чуть не задев меня крылом. Оказалось, что я спугнул сову. Она уселась недалеко от меня на каменном выступе и принялась по своему совиному обыкновению крутить головой во все стороны. Извинился и пошел дальше.

Сова
Сова
В этой щели она сидела
В этой щели она сидела

Пройдя примерно половину пути, уперся в забор из сетки-рабицы. Забор поставлен для того, чтобы животные из расположенной ниже фермы не разбегались, но для туристов он тоже создает сложности. В месте, где забор упирается в скалу, удалось перелезть через него.

Забор
Забор

Пошел дальше. Борт скалы от места, где в нее упирается забор, становится все выше, все отвеснее. Наконец добрался до восточного края скалы. В этом месте она выглядит наиболее эффектно. Листаем слайдер

Пройти ПОД скалой мало, теперь надо взобраться на нее и погулять по вершине. Там есть кое-что интересное. Вернулся назад, вновь перелез через забор, нашел подходящее место для подъема

Здесь я вскарабкался наверх
Здесь я вскарабкался наверх
Клин-Яр - это не только замечательный памятник природы, эта скала имеет большое историческое, археологическое значение. Мой отец работал на строительстве фермы у ее подножия и рассказывал, что бульдозеристы и эксковаторщики постоянно натыкались в земле на различные древности. Отец даже приносил домой глиняные черепки, какое-то медное украшение. К сожалению все это где-то потерялось...

Так вот, вершина Клин-Яра, как других подобных останцев обрывистых платообразных останцев из песчаника, использовалась местными жителями в древности и в Средние века как естественная крепость. Соответственно, там имеются следы из прошлого, которые мы увидим на фото ниже.

А подробнее об истории и исследованиях Клин-Яра можно узнать ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Вид на восток с платообразной вершины Клин-Яра. Холмики слева - это не просто холмики...
Вид на восток с платообразной вершины Клин-Яра. Холмики слева - это не просто холмики...
Это остатки каменной кладки!
Это остатки каменной кладки!
Здесь работали... Но скорее всего, не археологи, а черные копатели
Здесь работали... Но скорее всего, не археологи, а черные копатели

От колодцев до восточного края скалы остается совсем немного. Постепенно она сужается до ширины менее 2 метров, оправдывая свое название. Настоящий клин!

До восточного края остается около 50 метров
До восточного края остается около 50 метров
А вот и самая узкая частью. Все завалено козьим пометом. Козы ходят - и мне надо!
А вот и самая узкая частью. Все завалено козьим пометом. Козы ходят - и мне надо!

Дойдя до самого края (о том, как это было, смотрите в видео), отправился обратно, по пути наблюдая пасущихся животных. Вновь встретился со старыми знакомыми - козлами, которые меня почему-то испугались и попрыгали со скалы вниз.

Стадо овец
Стадо овец
Грациозные красавцы-козлы
Грациозные красавцы-козлы

Обратно ехал до озера по разбитой, но все же асфальтированной дороге. Рядом с озером находится еще один объект, который мне непременно надо было посетить.

Дорога обратно
Дорога обратно

Через дорогу от главного входа к озеру со стороны Комсомольского парка есть кафе "Под самолетом". Почему же оно так называется? Потому что оно буквально находится под самолетом. Выше него на холме памятник взмывающий в небо МИГ-15. В детстве мы забирались в этот самолет по бетонной стеле, сейчас я бы на такое не решился... Кому интересна история и будущее этого памятника, читайте ЗДЕСЬ.

Кафе "Под самолетом""
Кафе "Под самолетом""
От кафе наверх ведет эта дорога
От кафе наверх ведет эта дорога

От памятника уже в город, к финишу! Вот по этой дороге

-45

А в городе небольшой отдых за чашечкой крепкого кофе, сваренного в турке.

-46

Дистанция всей прогулки составила около 26 километров, время на нее ушло всего-то часа четыре. Зато как много всего интересного удалось увидеть по пути. Так что рекомендуем маршрут всем любителям туризма. Кстати, его можно значительно сократить и пройти пешком. Старт и финиш тогда будут на Старом озере. Возможны и другие варианты, кому они интересны, спрашивайте в комментариях.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите комментарии!

А еще заходите в нашу группу в ВК, там много всего интересного.

Если эта статья оказалась полезной для вас или просто интересной, вы можете поблагодарить автора и поддержать проект "Иди в Хибины!"