Этот бред про бесправных аж до 1974 года колхозников уже выдает ИИ Яндекса в виде ответа на вопрос, его публикуют солидные издания типа Коммерсанта и повторяют бездумно несчастные жертвы всеобщей цифровизации и реформы образования. На фото выше, обратите внимание, ПАСПОРТ, выданный даже не колхознице, а крестьянке-единоличнице. Правда в приграничном районе, там их раньше начали выдавать.
Сразу давайте определимся с одним важным вопросом в части объективности. Напоминаем читателям, что наш канал военно-исторический, хотя и публикует иногда фантастические рассказы и даже стихи. Это значит, что мы следуем простому правилу: пишем о том, что знаем сами по личному опыту или о том, что можно подтвердить документами. И мы не выбираем версию "по сердцу", мы пишем КАК ЕСТЬ.
Иногда такая правда не нравится сразу всем - так было со статьей про платное образование после 7-летки в СССР в период 1940-1956 годов. Пару сотен пожилых и не очень здоровых граждан нас коллективно анафеме пытались придать, жали дрожащим от возмущения пальцами кнопку "пожаловаться", плевались и обзывались. А с другой стороны ехидничали жертвы ЕГЭ.
Не менее весело шли материалы про Болгарию - тут полным полно идейных патриотов в комментариях повылезло, которые не знали, что Болгария не объявляла войну СССР и не посылала своих войск на Восточный фронт, зато они же уверенно перекидывали, как мячик в детстве друг другу, одну и ту же фотографию трех болгарских летчиков, якобы награжденных за бои в Сталинграде. А их награждали за атаки на американские бомбардировщики, летавшие бомбить румынские нефтепромыслы через болгарскую территорию.
Т.е., проще говоря, мы за правду, а не просто "за СССР" при любых раскладах. СССР - наша Родина. Он не был раем на земле, но там были решены многие проблемы, которые не в состоянии решить власти нынешние. Вот в чем правда состоит, если коротко. И одним из способов решения указанных проблем был режим прописки. А еще уголовное наказание за тунеядство. И практика выселения деструктивных элементов за 101-й км из крупных городов.
Так вышло, что все авторы канала, кроме потомственного военного Е.В. Келпша, так или иначе вышли из крестьян - в первом или втором поколении. Сын сельской учительницы Борис Николаевич Григорьев, отец которого, кстати, был в плену, поехал в Москву и поступил в иняз. Позже его пригласили на работу в КГБ - и не куда-нибудь, а в ПГУ - внешнюю разведку. Мои дедушка с бабушкой приехали в Москву из деревни примерно в начале 30-х, бабушка работала на заводе, дед шоферил на мукомольной фабрике. Отец поступил в ВУЗ, стал авиаконструктором. Половина нашей деревенской родни, включая сестер бабушки (позже они в складчину выкупили свой родной деревенский дом, я там прожил два самых прекрасных года дошкольного детства) тоже жили в Москве, никто их не арестовывал и не выселял. Я 1969 года рождения, мой брат - 1960.
Если вы не знали, еще в начале 2000-х в самой наипрекраснейшей и наисвободнейшей из всех свободных стран, т.е. в России, НЕ БЫЛО общей паспортной базы, доступной для использования уполномоченными лицами без долгой волокиты. Надо было запросы слать по почте или просить прислать первую форму по факсу, когда проверку проводил. И паспорта СССР действовали еще долго после 1991 года, их меняли очень постепенно, а не разом. Не год и не два. Выдача паспортов это очень сложное мероприятие. Сложное и затратное. Нужно не просто всем книжечки с фотографиями раздать, нужно вести соответствующую БУМАЖНУЮ картотеку, для чего необходим штат, помещения, регламенты и регулярные проверки, чтобы не началась, как это было в свободной России года так до 2004, коммерциализация выдачи паспортов всем желающим с использованием имеющихся прорех и пробелов в учете.
Прежде всего "левые" паспорта тогда выдавались за деньги якобы на основании ранее сданного советского паспорта или по другим основаниям, минуя процедуру вступления в гражданство, как раз в сельских районах РФ - многие еще от руки заполнялись. Липецкая область, Волгоградская, реже Тверская... Массовые явления, можно сказать, повседневная практика. Разбираться с этими чудесами начинали только после особо громких скандалов - например, когда паспорт получало лицо, находящееся в розыске за участие в незаконных вооруженных формированиях. Вы думаете в 30-40-х годах 20-го века было проще? Было сложнее в разы. Поэтому временно использовались существующие схемы учета - через правления колхозов в том числе. Колхозникам паспорта в большинстве случаев были банально не нужны, за очень редким исключением. А когда человек собирался учиться, шел в армию или ехал, допустим, работать на стройку, ему выдавали соответствующий документ без проблем.
Но вернемся к Росси после 1991 года. Постепенно, слава Богу, проблема была не то чтобы совсем решена, но в значительной степени былой разгул левой паспортизации преодолели за счет очень действенных приказов МВД в части обязательной проверки факта получения гражданства РФ для лица, родившегося вне территории РФ, при любом действии, связанном с регистрацией по месту жительства, заменой паспорта, сменой фамилии и пр. И за счет создания общей паспортной базы, а также соответствующих механизмов проверки паспортов, доступных обычным гражданам, например, при оформлении на работу нового сотрудника. Но ведь это совсем иной технологический уровень! И опять же... Свобода нарушается. Паспорт есть? Хорошо. Но этого мало. Давай дальше будем разбираться. Так, уважаемые, всегда бывает, а не только в СССР. Не бывает никакой "полной свободы", во всяком случае для тех, у кого нет валютных миллиардов в швейцарском банке.
На относительное наведение порядка с паспортами и замену советских на российские ушло даже в 21-м веке несколько лет. Плюс все 90-е.
Наладить такую же работу, учет и контроль, выдачу, своевременную замену по сроку и замену по требованию паспортов всему населению в 30-е годы было просто невозможно. Особенно в сельских районах. Ее проводили постепенно, начав с крупных городов. Но это не значит, что колхозники жили без документов и не имели гражданских прав. В СССР, кстати, были еще и совхозы - сами посмотрите, что это такое, если не знали. Это государственные предприятия.
В предвоенное и военное время в СССР вообще ввели много строгостей. С работы на оборонном заводе нельзя было уволиться без разрешения администрации. Паспорта рабочих и служащих полагалось также хранить в администрации. За самовольный уход из ФЗУ полагалась ответственность по соответствующему указу - отправляли в трудовую колонию (это не ИТЛ, если что, хотя тоже в системе НКВД). Время было суровое. Отметим однако, что большинство осужденных по таким статьям не страдали в ГУЛАГе, а отбывали наказание по месту работы с удержанием части заработка. И всех их, за исключением особо злостных, амнистировали в 1945 году. Ограничивающие возможность смены работы указы были отменены в 1948 году.
В войну человек, вернувшийся из плена и не годный к строевой службе или "изъятый из действующей армии" по причине национальной принадлежности ( немцы, финны, греки и др.), направлялся на работу в народное хозяйство - без возможности выбирать и отказываться. У них этот перевод в документах был указан - уволен из рядов РККА по телеграмме такой-то, направлен в распоряжение треста такого-то. И все. Но эти люди не считались осужденными или ограниченными в правах. Они считались МОБИЛИЗОВАННЫМИ на трудовой фронт. Тогда дети и женщины работали в тылу, в том числе в шахтах. Не до прав и свобод было.
В хрущевские времена НИКТО не мог помешать колхознику уехать из родной деревни. Просто на работу в городе его бы не приняли без прописки. А проживание без прописки дольше определенного времени - административное правонарушение. Тунеядство - уже уголовная статья. Этот же режим прописки, который современные демагоги обзывают нарушением права на свободу передвижения, фиксировал самобытные народы в местах компактного проживания и исключал их массовое переселение в крупные города европейской части.
Приехать в Москву из Ташкента посмотреть Кремль? Без проблем! Посмотрел? Всего доброго. Посмотреть можно. В гостинце несколько дней провести или у родственников погостить. Остаться здесь жить нельзя. Только так сдерживался поток неконтролируемой миграции населения и поэтому жизнь была СОВСЕМ другой. Наши нынешние насущные проблемы для СССР 70-х звучали бы просто дико. Никто бы не поверил, что такое вообще возможно.
Режим прописки - это РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ режим, а не уведомительный, как в случае регистрации по месту жительства. И только он мог блокировать развитие тех негативных тенденций, которые мы наблюдаем сейчас - резиновую Москву, застроенную человейниками, резиновые квартиры, в которые по три кишлака разом зарегистрированы, этнические группировки и клубы, фактически уже этнические гетто, дальше скромно промолчим от греха.
Так всегда в жизни бывает. Нельзя иметь все сразу. Надо главное выбрать и добровольно чем-то пожертвовать. Иначе то, что у тебя отобрать, а что всучить взамен, решат без твоего участия. И ты вряд ли будешь рад.