Умение выявлять автоматические мысли — важнейший навык в КПТ терапии. В статье подробно описаны поэтапные шаги по их эффективному выявлению.
Автоматические мысли (АМ) — это совокупность спонтанных мыслей, возникающих как ваша оценка различных жизненных ситуаций. Такие оценочные мысли свойственны всем людям. Они воспринимаются как истина, не требующая доказательств.
Автоматические мысли мгновенно формируют оценку ситуации, привычным для каждого человека способом. Такая оценка может быть как реалистичной, так и искажённой, и повлечь за собой как позитивные, так и негативные последствия.
Находясь в подавленном состоянии, люди часто неспособны заметить и оценить АМ, они больше осознают эмоции, возникающие вследствие реакции на события.
Техника выявления автоматических мыслей
Техники когнитивно-поведенческой терапии помогают выявить и проверить на достоверность автоматические мысли. В ходе терапии пациент вместе с терапевтом учится искать дисфункциональные АМ, которые негативно влияют на эмоциональное состояние пациента и создают поведенческие сложности. Проще всего это сделать, когда вы обсуждаете с пациентом проблемы из его жизни.
Технику выявления автоматических мыслей поможет проиллюстрировать диалог психотерапевта Джудит Бек со своей пациенткой, которая постоянно ощущала подавленность и тревогу, она с трудом выполняла домашние дела, чувствовала себя неспособной к концентрации и обучению. Состояние пациентки соответствовало критериям определения эпизода большого депрессивного расстройства средней тяжести.
Шаг 1. Выявляем неприятные ситуации
Вначале важно установить терапевтическое взаимодействие: проверить настроение пациента, впечатления последней недели, узнать о трудных ситуациях, помощь в решении которых для него наиболее актуальна на данный момент. Когда пациент рассказывает о расстраивающей ситуации, эмоции или дисфункциональном поведении, задать основной вопрос: «О чём вы сейчас подумали?»
Терапевт: «Поговорим о том, как вчера вы расстроились, когда гуляли в парке».
Пациент: «Давайте».
Терапевт: «Что вы в тот момент ощутили? Грусть? Тревогу? Злость?»
Пациент: «Грусть».
Терапевт: «А о чем вы думали?»
Пациент: (продолжает описывать ситуацию, а не автоматические мысли.): «Я смотрела на людей в парке, как им хорошо, как они бросают фрисби и все такое».
Терапевт: «А какие мысли возникали у вас, когда вы на них смотрели?»
Пациент: «Что я никогда не буду такой, как они».
Терапевт вместе с пациенткой выявили:
Шаг 2. Объясняем пациенту природу возникновения автоматических мыслей
Когда терапевт объясняет пациентам, как возникают АМ и к каким последствиям в поведении они приводят — он расширяет не только кругозор пациента, но и имплицитно передаёт основную мысль: «Ваши проблемы не кажутся мне нерешаемыми, даже если кажутся таковыми вам».
Терапевт: Только что вы назвали так называемую автоматическую мысль. Они бывают у всех без исключения. Эти мысли возникают,когда...
Пациент: «Хммм».
Терапевт: «На сеансах терапии вы научитесь распознавать такие автоматические мысли и анализировать их достоверность. Например, вскоре мы обсудим вашу мысль о том, что «Я никогда не буду такой, как они». Как вы считаете, какие эмоции возникли бы, если бы вы поняли, что эта мысль неверна, и что когда у вас хорошее настроение, вы ничем не отличаетесь от людей в парке?»
Пациент: «Я бы почувствовала себя лучше».
Терапевт объяснил пациентке, как возникают автоматические мысли, уточнив, что это нормально для всех людей, и что они часто воспринимаются как правда. Терапевт предложил в процессе обучения выявлять автоматические мысли и проверять их на реальность, убедившись, что пациентка положительно реагирует на это предложение.
Шаг 3. Записываем автоматическую мысль и её влияние на чувства и реакции.
Когда терапевт делится своими мыслями и интересуется мнением пациента, это позволяет пациенту подтверждать или уточнять услышанное, что помогает создать более точное понимание и улучшить процесс лечения.
Терапевт: «Теперь давайте зафиксируем то, что вы сказали. Когда вы подумали: «Я никогда не буду такой, как они», вы начали грустить. Понимаете, как ваша мысль повлияла на ваши чувства?»
Пациент: «Да».
Терапевт: «Это и есть когнитивная модель. На терапии вы научитесь распознавать автоматические мысли в моменты изменений настроения. Это будет нашим первым шагом. Мы будем практиковаться до тех пор, пока вам не станет легко. Затем вы сможете оценивать и даже изменять свои мысли, если они не соответствуют действительности. Все понятно?»
Пациент: «Кажется, да».
Терапевт зафиксировал слова пациентки без интерпретаций и оценок. Он не пытался убедить её в положительности её мыслей, а предложил совместно исследовать реальность, что вызвало согласие пациентки.
Шаг 4. Проверяем правильность восприятия информации.
Терапевт, обобщая мысли и чувства пациента, записывает их для подтверждения правильного понимания и положительной оценки сессии.
Терапевт: «Вы можете пояснить, как вы видите связь между мыслями и действиями?»
Пациент: «Порой у меня возникают неправильные мысли, которые заставляют меня чувствовать себя плохо… Но вдруг они окажутся верными?»
Терапевт: «Хороший вопрос. Если ваши мысли отражают реальность, нам нужно разобраться с причиной, по которой они могут быть правильными. Но обычно мы сталкиваемся с искажёнными мыслями, что часто бывает при депрессии. В любом случае, мы выясним, где вы правы, а где — нет».
Терапевт попросил пациентку повторить свои понимания, не вступая в споры при возникновении сомнений. Он предложил исследовать автоматические мысли и объяснил, что искаженное мышление характерно для различных психических расстройств.
Шаг 5. Подводим итоги и закрепляем знания на практике.
В конце сессии важно проверить, что пациент правильно понял информацию. Для лучшего запоминания терапевт напоминает записывать и повторять информацию дома.
Домашние задания вытекают из обсуждаемой проблемы: пациент должен что-то запомнить или выполнить. Этот процесс помогает изменить когниции пациента, увеличивая его оптимизм и уверенность в себе.
Терапевт: «Давайте подведем итоги: как вы понимаете взаимосвязь между мыслями и чувствами?»
Пациент: «Иногда автоматические мысли появляются ниоткуда, и я верю в них. Тогда я чувствую себя по-разному: иногда грущу, иногда волнуюсь…»
Терапевт: «Верно. Как вы отнеслись бы к тому, чтобы в качестве домашнего задания поискать такие автоматические мысли на следующей неделе?»
Пациент: «Можно».
Терапевт: «Почему, по вашему мнению, я предлагаю это сделать?»
Пациент: «Потому что мои мысли порой оказываются неверными, и если я смогу понять их, я смогу поменять свои мысли и почувствовать себя лучше».
Терапевт: «Именно так. Отлично, тогда давайте запишем задание: «Когда вы заметите резкое изменение настроения, нужно задать себе…» Вы помните, что это…
Пациент: «О чём я размышляла?»
Терапевт: «Верно! Запишите это.» В завершение сеанса терапевт предлагает пациентке подвести итоги и сформулировать новое осознание своей ситуации, вновь проговорив, как она воспринимает связь между мыслями и эмоциями. Чтобы закрепить эти знания, терапевт задаёт задание фиксировать и записывать свои автоматические мысли. Терапевт удостоверился, что пациентка понимает важность этой практики.
Для лучшего усвоения информации терапевт совместно с пациенткой разрабатывает карточку с копинг-стратегиями, в которой изложено, что нужно делать дома для развития навыка выявления автоматических мыслей.
Что делать, если пациенту сложно осознать автоматические мысли
Определение автоматических мыслей — это навык, который у одних удаётся легко, а другим может требоваться поддержка и практика. Важный вопрос для пациента: «Что вы сейчас думаете?» Если ответ затруднителен, предлагается:
подробно изложить проблемную ситуацию;
представить вызывающую беспокойство ситуацию;
разыграть сценку;
описать возникшие эмоции и физиологические реакции;
рассказать о возникающем образе;
объяснить значение ситуации.
Терапевт может переформулировать вопрос или озвучить мысли, которые могли бы прийти в голову пациенту.
Что следует помнить
В соответствии с когнитивной моделью, выявление мыслительных ошибок и их проверка на реалистичность способствуют улучшению состояния пациента и переходу к более адаптивному мышлению. Для того чтобы выявить неадаптивные мысли, достаточно обсудить ситуацию, которая беспокоит пациента, выяснить, какие эмоции она вызвала, и задать вопрос: «Что вы об этом подумали?» Определение автоматических мыслей — это обучаемый навык. Некоторым это даётся легко; другим потребуется время и поддержка. Не забывайте, что неадаптивные мысли могут проявляться как в вербальной, так и в образной форме. Если выявить автоматические мысли с первого раза не удаётся, не следует превращать сеанс в допрос; лучше смените тему. Домашнее задание поможет пациенту закрепить знания, полученные на сессии, и напомнит о новом, более адекватном взгляде на проблемные ситуации.