Ребенок рождается с незрелым ЖК. Ближе к 6 мес железы начинают созревать нарастает их активность. Лучше начинают работать сфинктеры пищеварительной системы. С перевариванием грудного молока ребенок справляется,так как там есть ферменты в его составе .
Для сравнения в 2 месяца у ребенка 2 млн желудочных желез,в 2 года 8 млн, а у взрослого 25 млн .
Важно понимать, что несмотря на то,что ребенок в год уже переходит на общий стол, его пищеварение еще не достаточно совершенно, чтобы усваивать пищу, как взрослый человек и с этой точки зрения помощь грудного молока может быть не лишней .
А в 6 месяцев переваривать еду кусочками он еще не способен и скорее всего они выйдут у него в неизменном виде. Поэтому важен этап размятой или пюрированной пищи,не смотря на то,что еда лучше с семейного стола.
Помимо количества желудочных желез,пищеварение в кишечнике ребенка и взрослого тоже отличается.Внутренняя поверхность кишечника имеет.
Площадь0,65 кв.м.,ворсинки увеличивают площадь кишечника до 4-5 кв.м.На каждой ворсинке находится 1500—3000 микроворсинок,что увеличивает почти до 500 кв.м.
Полостное пищеварение (в полости кишки)
Перистальтика - мышечные сокращения, способствуют передвижению и перемешиванию пищи .
Мембранное пищеварение (на мембранах клеток, между ворсинками)
У взрослого это полостное пищеварение за счет ферментов в полости тонкой кишки. А запуск выработки ферментов происходит за счет
соляной кислоты, которая вырабатывается в желудке. Но,как мы помним,у младенцев снижено количество и активность желудочных желез, а значит, что и фирментативная активность снижена и переваривание в просвете кишечника будет затруднено.У детей пристеночное пищеварение.Оно происходит на поверхности
микроворсинок кишечника.Соответственно сложно перевариваются крупные кусочки,особенно сложно белки и углеводы.Легче перевариваются жиры.Чем младше ребенок,тем легче переходит белок в неизменном состоянии в кровь и вызывает аллергические реакции. После года переваривание белков становится примерно аналогичным взрослому человеку.
И, конечно, ребенку можно сразу предлагать куски пищи (например кусок огурца, моркови, рисинку, греченку и даже что-то, что еще рано по возрасту, например, кусочек мяса или сыра] для того, чтобы он с ними знакомился,облизывал,получал новый опыт,новые вкусы, обучался взаимодействовать, поддерживать пищевой интерес. Но для того, чтобы восполнить дефицит витаминов, энергии и микронутриентов ребенку он будет способен переварить. Причем необязательно делать еду гомогенной. Достаточно хорошо разварить и размять хорошо вилкой.
Условия для слаженной работы пищеварительной системы
Для того, чтобы поддержать работу организма питание должно быть максимально разнообразным. Но, чтобы все это хорошо усваивалось,
также нужны следующие условия.
- ✓Отсутствие или минимальное количество патологических микроорганизмов [грибы, бактерии и вирусы) - если ребенок все время на сладких перекусах, вероятнее всего у него будет много грибов в кишечнике
- ✓Достаточная выработка ферментов и пищеварительных гормонов . Если дефицит белка, возникает нехватка ферментов .
- ✓Отсутствие паразитарных инвазий (дети могут даже рождаться уже с паразитами].
- ✓Нормальная микрофлора кишечника (после инфекций и
использования а/б нужно ее восстанавливать)
- ✓Отсутствие хронических стрессов
- ✓«Здоровый гормональный фон (если у ребенка слишком большие прибавки, нужна консультация эндокринолога; если запоры, также можно исключить проблемы с щитовидкой)