В преддверии ярмарки Cosmoscow, которая пройдет уже на этой неделе, я решила поделиться с вами некоторыми соображениями о том, как не потерять себя в чужеродной среде при знакомстве с современным искусством, и может быть даже вынести из этого знакомства пользу.
«1+1»
На написание статьи меня вдохновил замечательный французский фильм «1+1». Он буквально пронизан искусством, причём во всех его проявлениях: здесь вам и богатое убранство особняка главного героя с его антикварной живописью и скульптурой, и классическая музыка, и оперная постановка. Создатели фильма не обошли стороной и современное искусство, которое часто становится объектом шуток и даже нападок.
Я думаю, все из-за его провокативного характера: кажущаяся простота современного искусства (всеми любимое "я-тоже-так-могу"), помноженная на его высокую стоимость, обычно вызывают бурю негодования. Поэтому немудрено, что поклонники растащили этот фильм на цитаты, среди которых пальму первенства получает шутка про бесплатный синий цвет. Шутки шутками, но как говорится в одном анекдоте, есть нюанс.
ЛИКБЕЗ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ В КУРСЕ
Для тех, кто не смотрел или подзабыл, кратенько перескажу фабулу: Филипп – богатый аристократ, проживающий в роскошном дворце в респектабельном районе Парижа. Он прекрасно образован, начитан и ведёт активную светскую жизнь. Одна недолга – Филипп парализован и прикован к инвалидному креслу, так что ему требуется помощник, который совместит в себе функции сиделки и компаньона. Работу получает Дрисс – молодой, красивый, полный жизни эмигрант... с криминальным прошлым и пристрастием к лёгким наркотикам, который не образован, не начитан и никогда не был в опере.
Филипп и Дрисс – это две параллельные вселенные, которые волею судеб столкнулись, и, вопреки законам физики, это повлекло за собой не разрушительный коллапс, а настоящую дружбу и искреннюю привязанность.
«У чувака кровь пошла из носа, и он просит тридцатку?!»
В одном из эпизодов Филипп приводит своего помощника в галерею современного искусства. Он, Филипп, намерен купить абстрактную картину, на которой изображены... брызги красной краски. Стоит эта картина ни много ни мало 41 500 евро. Дрисс, амбиции которого до недавнего времени не простирались дальше получения пособия по безработице, не может поверить в реальность происходящего и реагирует в свойственной ему манере: выдаёт целую серию непосредственных комментариев и искромётных шуток, призванных образумить своего работодателя.
«Фигня это, Филипп. Я сейчас куплю красок на полтинник и наслежу на полную катушку. Еще синий добавлю бесплатно»
Это и правда очень смешная шутка (была двенадцать лет назад, когда фильм вышел в прокат), но, пожалуйста, хватит! Я понимаю, что соприкосновение с искусством не всегда бывает комфортным, и дело тут не обязательно в самом искусстве: сложно чувствовать себя уверенным, когда разодетые в пух и прах люди вокруг готовы платить астрономические суммы за что-то не соответствующее вашим понятиям ценного и прекрасного. Желание разрядить обстановку в такой ситуации абсолютно естественно, а способ добиться этого, выступив в роли Дрисса, кажется беспроигрышным: ведь тогда наверняка все посмеются, разговор потечёт сам собой, а вы вроде как сойдёте за своего.
Но нет.
Открою страшную тайну, всё произойдет с точностью до наоборот. И вот почему:
1) Это самая избитая шутка, которую средний галерист слышит по несколько раз в день. Согласитесь, еще ни одна острота не стала смешней от большого количества повторений.
2) Даже если вы искренне верите, что намерения ваши самые миролюбивые – расположить к себе собеседника и выстроить с ним диалог – подтекст этой шутки далеко не так безобиден, как вам кажется. По сути, вы ставите себя в позицию «я один умный, в белом пальто стою красивый», что автоматически делает идиотом и вашего собеседника, и автора работы, и всех её потенциальных покупателей.
3) "Своих" обычно отличает единство культурного бэкграунда и социального положения, то есть, грубо говоря, причастность к единой тусовке и схожий уровень дохода. В данном случае "свои" – это те, кто интересуется современным искусством, причём в своё увлечение они готовы вкладываться серьёзными деньгами. Так что шутки на манер фильма «1+1» не просто выдадут в вас человека несведущего, но скорее всего навсегда отрежут пути в касту "своих".
ЧТО ЖЕ ОТКРОЕТ ПУТЬ К СЕРДЦУ ГАЛЕРИСТА?
Как ни странно – искренняя заинтересованность в предмете.
И не надо думать, что в вас видят исключительно кошелёк. Это не так, или, по крайней мере, не всегда так. Уверяю вас, после десятка шутников про "кровь из носа" и "бесплатный синий", пары городских сумасшедших, которые всегда наводняют подобные мероприятия (даже закрытые предпоказы, на которые пускают по приглашениям, ага) адекватный посетитель воспринимается глотком свежего воздуха.
Даже если этот посетитель не является экспертом в предмете.
Даже если у этого посетителя нет денег на покупку представленных на стенде или в галерее вещей.
Даже если этому посетителю что-то непонятно и/или не нравится – между "мне это не близко, но я хочу понять, объясните, пожалуйста" и "чё за фигня, я тоже так могу" лежит пропасть.
Если вы тоже так можете, продайте своё творение за 41 500 евро :-)
В общем, я призываю вас не бояться ни неприступности холёных галеристов, ни длинных цифр на ценниках, ни непонятного искусства – ваша открытость и неподдельная любознательность откроют все двери.
ВЕРНЁМСЯ К ФИЛЬМУ
Всё не так просто
Я прям-таки слышу, как многие из вас с негодованием выдохнули: «Ну а что делать, если я и правда так могу? Разбрызгал краску, и всего делов». Именно вам, дорогие товарищи, посвящена последняя часть моей статьи.
Мне трудно тягаться с фильмом, завоевавшим сердца миллионов, поэтому я не стану с вами спорить, а просто адресую вас к этому самому фильму.
Когда Дрисс понял, что искусство может быть очень прибыльным и вознамерился таким образом заработать, он взялся за дело. Но, вопреки ожиданиям, «шедевр» получился у него далеко не с первого раза.
Неужели не заметили?
В середине фильма присутствует очень красивый монтаж, призванный показать зрителю сменяемость дней и сделать акцент на продолжительности временного отрезка. И на протяжении этого временного отрезка Дрисс пишет свою картину, причем раз на разом берёт для этого чистый холст. Если пойти вместе с режиссёром простым логическим путём, то можно прийти к такому выводу: просто разбрызганной или размазанной по холсту краски недостаточно, чтобы этот холст стал картиной; более того, это было достаточно очевидно для человека без специализированного образования и насмотренности, чтобы возобновлять свои попытки снова и снова, прежде чем показывать результат Филиппу.
Это художественный фильм, не претендующий на правдоподобность, но режиссёр, так или иначе, решил сделать на этом акцент.
Так что всё действительно не так просто, как может показаться на первый взгляд.
И помните: не стыдно не знать, стыдно не учиться. Так что желаю вам сохранять широту взглядов, которая непременно подарит вам множество интересных открытий!