Найти тему
Исторический шик

13 цветов Зимнего дворца. Как императорская резиденция выглядела до революции (фото)

Оглавление

Современные жители России привыкли видеть одно из самых знаменитых зданий страны – Зимний дворец, окрашенным в нежные бирюзовые тона. Именно в таком виде Эрмитаж предстает вот уже практически четырем поколениям петербуржцев.

В бирюзовом цвете дворец действительно смотрится необыкновенно стильно и привлекательно. Однако на самом деле этот симпатичный легкий оттенок вовсе не является для Зимнего «родным».

13 слоев краски

Впервые после революции Зимний дворец был отреставрирован еще в 1927 г. Несмотря на то, что молодая республика в то время нуждалась в деньгах, а экономика – в восстановлении, новые власти уделяли много внимания также и культуре и просвещению масс.

Во время реставрации в 1927 г. исследовали обнаружили на стенах Зимнего дворца ни много, ни мало – 13 слоев краски разных оттенков.

-2

Творение Растрелли

Построен Зимний дворец, как известно, был в период с 1754 по 1762 г. То есть строить его начали еще во времена Елизаветы Петровны. Любимым архитектором дочери Петра Великого был Растрелли. И именно ему императрица и поручила строительство нового дворца. Принять работу Растрелли Елизавета однако не успела. Императрица скончалась за полгода до окончания строительство.

Бюст Растрелли
Бюст Растрелли

Закончено возведение Зимнего дворца было уже при царе Петре III. Причем следила за выполнением работ супруга императора – Елизавета Алексеевна. В этот период за проведение работ отвечал уже другой архитектор – любимый Екатериной Ринальди. С момента окончания строительства и на долгие годы дворец в последующем стал главной зимней резиденцией российских императоров. В таком статусе он существовал вплоть до 1904 г.

Ринальди
Ринальди

Пожар

Первыми владельцами Зимнего дворца, проживавшими в его стенах, оказались Екатерина Алексеевна и Петр III. После переворота, совершенного императрицей в 1762 г, ее покои по ее приказу были перенесены в юго-восточную часть дворца. Прямо под ними при этом оборудовали покои Григория Орлова.

В 1837 г. в царствование Николая I в Зимнем дворце произошел сильнейший пожар. По воспоминаниям современников, здание горело целых три дня. Восстановление дворца стало очень тяжелой работой и привело к значительной трате средств. Известно, что восстанавливали Зимний дворец после пожара целых два года.

Пожар в Зимнем  дворце
Пожар в Зимнем дворце

Государственная тайна Николая II

Предпоследний русский царь – Александр III, любил проживать в Гатчине и в Аничковом дворце. Но все же во времена его правления Зимний дворец продолжал считаться главной императорской резиденцией России.

Взойдя на трон, после кончины Александра III, Николай II также в первое время отдавал предпочтение именно Зимнему дворцу. Здесь императорской семейство проживало постоянно до 1904 г, до рождения у императрицы Александры Федоровны сына – цесаревича Алексея.

Практически сразу же после рождения цесаревича выяснилось, что он болен гемофилией. Александра Федоровна и Николай II до этого перенесли немало нападок по поводу отсутствия в России наследника престола. Ведь много лет подряд у Александры Федоровны рождались только дочери. Если бы подданные узнали, что долгожданный наследник болен, наверняка разразился бы скандал.

Цесаревич Алексей
Цесаревич Алексей

Поэтому Александра Федоровна и Николай II решили скрыть недуг сына от общественности. Из гемофилии Алексея государь и государыня сделали настоящую государственную тайну. Царская семья, чтобы быть подальше от любопытного петербургского света, переселилась в Царское Село. Своей основной резиденцией отныне Николай II считал Александровский дворец.

Временное правительство

Зимний дворец некоторое время стоял осиротевшим. Лишь в 1915 году здесь открыли госпиталь для солдат, получивших ранение в Первой мировой войне. Этот госпиталь в последующем проработал в здании вплоть до 1917 года.

Через полгода после февральской революции в Зимнем дворце обосновалось Временное правительство.

-7

Советский музей

После октябрьской революции здание Зимнего было навсегда передано Эрмитажу. В помещениях дворца разместили постоянную музейную экспозицию.

-8

Сразу же после постройки Зимний дворец представлял собой поистине грандиозное архитектурное творение. Известно, что изначально в здании было оборудовано целых 1500 помещений разного назначения. Самые большие парадные залы при этом располагались на втором этаже. Их окна выходили на Неву.

-9

В последующем дворец часто перестраивался и реконструировался. Каждый новый император вносил в интерьеры и экстерьер здания что-то свое. Но тем не менее, несмотря на все нововведения, до наших дней Зимний дворец сохранил именно ту изначальную планировочную схему, которую заложил в него архитектор Растрелли.

Кирпичные стены и металлические перекрытия

Зимний дворец по-прежнему, как и во времена Елизаветы и Екатерины, имеет три этажа. Кроме того, в здании есть и еще один – полуподвальный этаж, а также антресольные этажи. Стены у Зимнего дворца, как у одного из самых грандиозных сооружений страны, очень массивные. Сложены они Зимнего из кирпича на известковом растворе.

-10

Перекрытия в здании изначально были дощатыми на деревянных балках. При этом утеплялись и шумоизолировались перекрытия уже во времена Елизаветы Петровны едва ли не по современной технологии. Единственное, вместо минеральной ваты строители использовали толстый войлок. В начале XIX в. старые деревянные балки и стропила Зимнего дворца были заменены на металлические фермы.

Армейская система отопления

Проектируя новый дворец для Елизаветы Петровны, архитектор Расстрелли, конечно же, позаботился и о том, как будут отапливаться помещения в здании. Изначально во дворце просто установили 450 обычных голландских печей. Позднее была реализована гораздо более совершенная армейская система отопления.

Старые голландские печи снесли, а в подвале поставили 80 небольших пневмопечей. В стенах дворца при этом продолжили длинные отопительные каналы. Поднимаясь от разогретых печей, через эти каналы теплый воздух проникал в помещения.

-11

Разумеется, Зимний дворец стал одним из первых зданий в России, куда провели и электричество. Заменены свечи на лампочки в здании были в 1886 г, еще при императоре Александре III.

Меняя Зимний дворец «под себя», российские императоры могли изменять назначение помещений, убирать и ставить перегородки, что-то пристраивать или сносить. Однако известно, что вплоть до пожара 1837 г, здание дворца ни разу практически не меняло свой цвет. Вернее подобные изменения в экстерьер Зимнего вносились, но касалось это только цвет крыши, которая могла быть грязно-белой или красной.

-12

Стены же Зимнего дворца более 70 лет после постройки оставались выкрашенными в один и тот же цвет – легкий и нежный персиковый, усиленный чисто-белой отделкой. Кто именно выбрал такой приятный для глаз оттенок фасадов Зимнего, доподлинно осталось неизвестно. Возможно, это была задумка самого архитектора Растрелли. А может быть, использовать персиковый решила Елизавета Петровна.

В любом случае сохранилась легенда, согласно которой изначально Расстрелли вообще не хотел красить стены Зимнего дворца. Архитектор планировал не штукатурить их и оставить в природном кирпичном цвете. Однако такой темный цвет, видимо, не совсем устроил Елизавету Петровну, которая, как известно, предпочитала нежные оттенки.

Как бы там ни было, после пожара 1837 г. цветы Зимнего довольно-таки заметно изменились. Специалисты, отвечавшие за реставрацию дворца, использовали более яркую и насыщенную охристым пигментом краску. В гашеную известь при реконструкции фасадов сыпали охру и олонецкую землю. Олонецкая земля добавляла краске легкий оттенок слоновой кости. Крышу во время реставрации дворца окрасили в красно-коричневый цвет.

-13

Почему дворец "темнел" со временем

Во времена Александра II Зимний дворец стал еще более темным. Связано это постепенное «потемнение» стен дворца, видимо, было с тем, что за более темными фасадами было и гораздо проще ухаживать. Стены первоначального светло-персикового же цвета очень быстро становились грязными и серыми.

Для окраски Зимнего дворца во времена Александра II использовался состав уже плотного охристого цвета. Элементы отделки до этого красили исключительно белый краской с той целью, чтобы выделить их на фоне фасадов.

Во времена Александра II однако эти элементы начали окрашивать краской практически такого же цвета, что и сами фасады. Оттенок, выбранный для отделки, был лишь слегка светлее основного. Поэтому зрителю фасады Зимнего дворца казались монохромными.

При Александре III Зимний красили практически в тот же цвет, что и при его отце. Но окрашивание при этом проводили в два тона – более красный для стен, и более желтый – для отделки.

-14

Николай II решил окрасить главную царскую резиденцию в легкий и спокойный цвет красного песчаника. В этой приятной расцветке Зимний оставался и во время революции и несколько лет позже. Кто посоветовал императору выбрать такой цвет для стен Зимнего, неизвестно.

Возможно, это была вдовствующая императрица Мария Федоровна. Но, скорее всего, выбрал красный песчаник Николай под влиянием своей супруги Александры Федоровны, которая, как и Елизавета Петровна когда-то, любила нежные и светлые тона. Причем предпочитала императрица именно такие легкие лиловые оттенки, какой имеет красный песчаник.

-15

Также существует мнение, что Николай вообще не стал особо заморачиваться с выбором цвета стен главной царской резиденции. Император просто приказал покрасить здание в тот же цвет, что и недавно установленный забор вокруг сада Зимнего дворца.

Серый, коричневый, оранжевый

В таком розово-лиловом цвете Зимний дворец оставался вплоть до революции и несколько лет после нее. В 20-е годы прошлого века Новые власти наконец обновить царский дворец и перекрасить его в другой цвет. Назначенные ответственными за эту процедуру лица начали подбирать для Эрмитажа наиболее подходящую цветовую гамму.

С этой целью в последующем советскими специалистами был проведен целый ряд экспериментов. В 1927 г, к примеру, во время реконструкции фасады Зимнего дворца были выкрашены в серый цвет.

-16

Горожанам этот цвет не понравился и уже в 1928 г. Зимний перекрасили в коричнево-серый цвет. Этот оттенок в последующем также не прижился. Через 4 года фасады Зимнего дворца попытались окрасить оранжевой масляной краской с выделением элементов оформления в белом цвете. Однако вскоре было замечено, что масляная краска негативно влияет на кирпич исторического здания.

Масляную краску с фасадов убрали. В ВОВ Зимний дворец в целях маскировки был окрашен в обычный серый цвет, схожий с цветом окружающих его зданий. В 1947 г. специальная комиссия наконец приняла окончательное решение, какими должны быть фасады самого главного исторического здания страны. Фасады было решено окрасить оксидом хрома с добавлением изумрудного пигмента. Элементы оформления сделали белыми, а лепнику окрасили охрой.

-17

Куда делись балконы

В советское время не только кардинально поменяли цвет Зимнего дворца, но и внесли определенные изменения в его архитектуру. Если посмотреть на фото здания царских времен, можно заметить, что на ризолитах дворца в некоторых местах имелись балконы. В советское время эти балконы были демонтированы.

Подобная реконструкция при этом не была самоуправством советских специалистов с целью внести изменения в творение Растрелли. Убирая балконы, советские архитекторы просто придали зданию его первоначальный вид. Дело в том, что никаких балконов в Зимнем дворце изначально не было. Оборудовали их лишь во времена последних царей.

-18

Пропавшая башенка лифта

На некоторых старых фотографиях Зимнего дворца также можно видеть небольшую башню, которая когда-то возвышалась на северо-западном ризалите здания. Эта башенка также была демонтирована в одну из реконструкций советского периода. Особой исторической ценности, как и балконы, она не представляла. Построили эту башенку при Александре III под специальный подъемный механизм лестницы, находящейся ниже.

-19

Сам этот подъемный механизм существовал в Зимнем дворце еще со времен Николая I. Известно, что этот лифт соединял покои царских дочерей Александры и Ольги, находящиеся на пером этаже, с комнатами императора и императрицы, оборудованными на третьем и втором. Башенка Александру III понадобилась потому, что в его время механический подъемник было решено заменить на гидравлический.

"Новые" интерьеры

Если в плане экстерьера Зимний дворец дошел до нас со времен Елизаветы Петровны практически в нетронутом виде, то сказать того же об интерьерах, к сожалению, нельзя. Залов, оформленных по задумке Растрелли в Зимнем дворце практически не сохранилось. После пожара 1837 г. оригинальными остались лишь кладка стен здания и полуколонны на первом этаже.

Смотрите галерею старых фото с интерьерами Зимнего дворца (листайте):

Зимний глазами петербуржцев XIX – начала XX в

Современные жители и гости Петербурга, таким образом, привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым легким и величественным зданием. Безусловно, в этом цвете Эрмитаж смотрится просто великолепно. Однако петербуржцам прошлых веков все же более привычным был совершенно другой цвет фасадов Зимнего. Множество поколений современников видели стены главной императорской резиденции приблизительно в том же цвете, который выбрала для нее императрица Елизавета Петровна.

Фасады Зимнего могли быть более темными или светлыми, красными или желтыми. Но на протяжении столетий основная гамма у стен дворца оставалась практически неизменной - охристо-персиковой.

Смотрите галерею фото Зимнего дворца XIX – начала XX вв:

Зимний дворец в советское время: