Рассказывает британский писатель, телеведущий и правозащитник Крейг Мюррей
По окончании выступления Джулиана Ассанжа перед Судебным комитетом Парламентской ассамблеи Совета Европы 95 % всего зала, состоящего из 220 человек, аплодировали стоя.
Аудитория состояла из членов Парламентской ассамблеи, которые являются делегированными членами национальных парламентов со всей Европы. Кроме того, среди них были представители всего европейского политического спектра, включая доминирующие национальные партии.
В зале присутствовали сотрудники и эксперты Совета Европы, а также представители мировых СМИ. Обратите внимание - и я никогда не был свидетелем ничего подобного - 100 или около того представителей СМИ встали и присоединились к аплодисментам. Я должен подчеркнуть, что это были в основном не альтмедиа, а унаследованные СМИ во всей их пышности.
Если поднять взгляд на уровень выше, то они даже стояли и аплодировали за стеклом кабинок переводчиков.
Достоинство и ясность подготовленного Джулианом заявления и суровая честность его выступления вызвали такую реакцию в сочетании с сочувствием к человеку, который несправедливо страдал от крайних трудностей и лишений на протяжении многих лет. Я надеюсь, что для Джулиана это был ценный и утверждающий момент, столь заслуженный.
Но должен признаться, что, глядя на аплодирующие СМИ, я думал о том, как Джулиана оклеветали и оболгали, а его дело полностью исказили на протяжении более десяти лет. Я вспомнил, как в течение многих лет его ошибочно представляли как сексуального преступника и как сумасшедшего, размазывающего экскременты по стенам.
Ну что ж... «больше радости на небе от одного грешника, который раскаивается». Если основные средства массовой информации теперь готовы позитивно освещать мысли Джулиана, это будет хорошо, как это в основном и произошло в связи с этим событием. Его слова об убийстве журналистов в Газе и о программировании целей в Газе с помощью искусственного интеллекта были отличным указателем на то, куда движутся его мысли.
Я также очень беспокоился о здоровье Джулиана. Я ни в коем случае не хочу умалять его чрезвычайно хорошую игру и тот успех, который он имел и заслужил. Но для меня признаки того, что он еще не полностью восстановился, были очень очевидны. Его физическое восстановление кажется полным; он выглядел подтянутым и потерял тюремную одутловатость. Но после многих лет изоляции мозгу требуется больше времени, чтобы адаптироваться к раздражителям.
Прежний блеск и огонь еще не проявились. Его голос почти не менялся по тембру и тону, а при произнесении слов наблюдалось легкое колебание. Он отвечал на вопросы адекватно и вдумчиво, но ему не хватало быстроты реакции, и иногда казалось, что он не улавливает суть вопроса.
Когда ему задала вопрос член парламента Германии Севим Дагделен - постоянный друг и активный участник его многолетних кампаний, - он явно не узнал ее и в этот момент заявил, что слишком устал, чтобы продолжать.
Я хорошо знаю, что такое смена часовых поясов - и дело было не в них.
Я также хорошо знаком с последствиями одиночного заключения, выдержав четыре месяца. Джулиан выдержал в 17 раз больше, ему предшествовали восемь лет в посольстве, и к этому добавилось еще и экстремальное давление, когда он не знал, когда это закончится и закончится ли вообще. Как сообщил профессор Нильс Мельцер, специальный докладчик ООН по вопросам пыток, а теперь подтвердил Совет Европы, обращение с Джулианом было равносильно многолетним пыткам.
Сам Джулиан в начале своего выступления заявил, что «годы изоляции взяли свое». На пресс-конференции после выступления Стелла заявила, что, не нарушая частной жизни Джулиана, его выздоровление еще далеко не завершено.
Я надеюсь, что поддержка Совета Европы дала реальный толчок моральному духу Джулиана, но я также надеюсь, что теперь он вернется и сосредоточится на своем выздоровлении и не будет стремиться слишком быстро вернуться в общественные дела.
Я вижу большое давление на Джулиана со стороны тех, кто из лучших побуждений хочет вовлечь его в различные дела в этот критический момент кризиса, не просто вооруженного конфликта, а кризиса ценностей и убеждений, усугубляемого технологиями.
Джулиан отметил, что в будущем его основными интересами могут стать ИИ, криптология и нейротехнологии, их использование и злоупотребление ими. На пресс-конференции без Джулиана главный редактор Wikileaks Кристинн Храфнссон сказал, что будущее Wikileaks и роль Джулиана в нем будут обсуждаться, но Джулиан находится на свободе всего несколько недель, и необходимо больше времени, чтобы принять важные решения.
Я уверен, что это правильно, и, пожалуйста, воспринимайте эту статью как мою просьбу ко всем оставить Джулиана в покое и дать ему больше времени - столько, сколько он захочет, - чтобы полностью восстановиться. Он человек, а не причина или принцип.
Я могу добавить, что, очевидно, моя собственная 14-летняя работа по освобождению Джулиана завершена. Это была триумфальная кода. Вот я, выглядящий очень помолодевшим, произношу речь у здания посольства Эквадора в день, когда туда вошел Джулиан:
Вот я, спустя более десяти лет, выступаю с речью после последнего слушания апелляции на экстрадицию в Высоком суде:
Это был долгий, трудный путь, который пролегал через весь мир, на котором я встретил столько замечательных активистов и завел столько прекрасных друзей, каждый из которых внес свой вклад в создание атмосферы, которая в конечном итоге привела к освобождению Джулиана.
Наслаждаюсь шампанским в Страссбурге с @Stella_Assange, президентом @IFJGlobal @DomPradalie, бывшим послом Великобритании @CraigMurrayOrg и юридическим наблюдателем @deepa_driver в честь резолюции @coe по Джулиану Ассанжу, основанной на докладе @sunnago pic.twitter.com/1wT46p2KuR
- Стефания Мауризи (@SMaurizi) 2 октября 2024 г.
Полностью выступление Джулиана и сессию вопросов и ответов можно посмотреть здесь:
Совет Европы - прародитель европейских институтов. Это не Европейский союз и не Организация по сотрудничеству и безопасности в Европе. Мандат Совета Европы заключается в продвижении демократии и прав человека, и он был ключевым инструментом разрядки, хотя Россия недавно вышла из него в знак протеста против лицемерия в целеполагании Совета.
В отличие от Европейского союза, Совет Европы не играет никакой экономической роли. В отличие от Европейского парламента ЕС, который принимает законы совместно с Советом и Комиссией, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) не является законодательным органом. Она также не избирается напрямую.
Национальные парламенты стран-членов Совета Европы направляют в ПАСЕ делегатов из числа своих членов. Таким образом, она состоит из членов национальных парламентов.
В случае с Великобританией некоторые из них являются членами Палаты лордов. Поэтому мы столкнулись с аномалией: судебный комитет, перед которым Джулиан предстал в европейском органе, призванном содействовать развитию демократии, возглавлял британский политик, за которого никто никогда не голосовал, - лорд Ричард Кин, шотландский тори.
В ходе последующих дебатов была принята резолюция, в которой конкретно признавалось, что Джулиан Ассанж был политическим заключенным. Это был единственный аспект доклада и резолюции, по которому атлантисты попытались провести арьергардную атаку. Они не пытались убрать элементы о свободе слова и информации, о военных преступлениях США и прекращении безнаказанности, о защите информаторов, о злоупотреблении судебным процессом или об ужасающих условиях содержания Джулиана под стражей. Но они попытались убрать фразу «политический заключенный».
Это им не удалось. За соответствующие поправки проголосовали только крайние атлантисты, в основном из британской Консервативной партии и польской партии «Право и справедливость». На финальном голосовании по резолюции они смогли набрать всего 13 голосов против 88 голосов «за».
Причина, по которой делегаты от АЛДЕ и ЕНП поддержали резолюцию в ПАСЕ, в то время как их коллеги в Европарламенте блокировали подобные действия, заключается в том, что партийное руководство имеет гораздо меньший контроль в ПАСЕ. Поэтому она смогла создать комитет для расследования этого дела, и исландский докладчик подготовил прекрасный отчет.
Я беседовал с тремя членами комитета, и все они сказали мне, что были потрясены тем, насколько сильно истинные факты дела расходятся с сообщениями СМИ.
Европейский парламент, напротив, вообще отказался рассматривать дело Ассанжа, а ЕНП и АЛДЕ наотрез отказались обсуждать его даже на внутренних заседаниях группы.
Этот доклад ПАСЕ не имеет принудительного воздействия, но он может реально изменить восприятие. Например, доклад и резолюция ПАСЕ о пытках и чрезвычайной выдаче, по которым я сам давал свидетельские показания, оказали большое влияние на общественное и политическое мнение и заставили СМИ принять эти события как факт.
Европейский суд по правам человека является органом Совета Европы. Резолюции ПАСЕ представляют интерес для ЕСПЧ. От Джулиана мы узнали, что его соглашение о признании вины содержит положения, запрещающие ему обращаться в ЕСПЧ по поводу его лечения и делать запросы о свободе информации.
Я предполагаю, что если он нарушит эти условия, то в США существует механизм, с помощью которого его преследование или, по крайней мере, вынесение приговора может быть возобновлено. Но я не представляю, как это может быть применено к нему в Европе. ЕСПЧ не согласится с тем, что право на обжалование основных прав может быть подписано под принуждением, и я не вижу, чтобы даже Великобритания пыталась экстрадировать кого-то в США из-за того, что он обратился в ЕСПЧ.
Это кажется немыслимым.
Возможно, имеет значение тот факт, что среди странно большого окружения Ассанжа были бельгийские и французские адвокаты, которым было поручено подготовить его апелляцию в ЕСПЧ, если бы британские суды приняли решение о его экстрадиции. Так что следите за развитием событий...
Следует также отметить, что ПАСЕ выбрала Швецию для периодического обзора соблюдения прав человека, который начнется в следующем году. Те, кто стоит за этим выбором, предложили его специально для того, чтобы можно было подготовить доклад, в котором будет подробно рассмотрена необыкновенная фабрикация обвинений в сексуальном насилии против Ассанжа и их неправомерное использование властями, как это подробно описано в замечательной книге Нильса Мельцера. Так что, повторюсь, следите за новостями...
© Перевод с английского Александра Жабского.