Введение
К Одессе, как к городу моей юности и жизни в Советском Союзе, я испытываю теплые чувства. И не только потому, что это мой родной город. Здесь, по выражению К. Паустовского, живут жизнерадостные люди «без памяти, влюбленные в свое Черное море, в сухое солнце, портовую жизнь, в «Одессу-маму», в абрикосы и кавуны, в пестрое кипение береговой жизни». А еще для меня Одесса – это отпуск, море, кафе «Алые паруса» и крем-брюле на Дерибасовской, брынза «с Привоза» и «шмотки с толкучки», малосольная сардель (хамса) и платанка из скумбрии под искристое Алиготе или домашнее Каберне. Не удивительно, что в моих литературных заметках часто упоминается этот город и многие одесситы, прославившие его и оставившие созидательный и культурный след в стране и мире. С удовольствием читаю авторов – знаменитых и пока еще неизвестных – о легендарном городе и многих мифах, пронизывающих его историю.
Хочу представить еще одну мифическую историю, не столь яркую и светлую, а скорее мрачную и трудную для города и ее жителей. Тем не менее, талант и героизм в ней присутствует. Замечу, под понятием миф я понимаю истории, до конца неизвестные и не всегда точные, но в основе их всегда существуют истинные события. Моя история состоит из двух частей с вступлением и примечаниями.
Исторический контекст
Двадцатый век принес России разрушительные войны и революции. Российская империя, втянутая в губительную Гражданскую войну, перестала существовать. Новой власти под руководством партии большевиков удалось сохранить территорию большой страны, и бывшая Россия «под знаменем Марксизма-Ленинизма стала прокладывать путь к Коммунизму». Этот путь был связан с напряженным трудом нескольких поколений трудового населения и большими испытаниями. Такими явились годы Первой мировой войны, Гражданской войны и Великой Отечественной войны, из которых Советский Союз вышел с победой, но с огромными людскими потерями и разрушениями.
Гражданская война многое изменила в Одессе. Наряду с революционными тенденциями город познал нашествия вооруженной интервенции западных «союзников», разного толка военизированных группировок, черносотенных погромов и налетов криминальных бандитствующих элементов.
Изменения власти в Одессе
Вот как менялась власть в Одессе в течение двух лет:
- До 10.12.1917 г. – Одесса – уездный город России.
- 10.12.1917 – Провозглашение в Одессе Советской власти (выход из состава Украинской НР - псевдогосударства, объявленного на части территории бывшей России).
- 19.02.1918-26.02.1918 - Вторжение войск Румынии.
- 14.03.1918-12.12.1918 - Захват Одессы войсками Германии и Австро-Венгрии.
- 12.12.1918-18.12.1918 - Захват Одессы бандами Петлюры.
- 18.12.1918-8.04.1919 - Захват Одессы войсками Великобритании и Франции.
- С 8.04.1919 – В Одессе Советская власть.
Период жизни города, когда власть менялась таким образом, проще характеризовать как «безвластие». Неудивительно, что в это смутное время город был наводнен криминальными элементами различного толка – от мелкого жулья до бандитских организованных структур.
Еще одна одесская история на тему фильма «Ликвидация»
В начале двадцатых годов в стране продолжалась Гражданская война, в Одессе свирепствовал голод. Окраины города: Молдаванка, Слободка, Пересыпь – стали прибежищем налетчиков и прочих лихих людей. В припортовой зоне процветала контрабанда, в городе прочно обосновались представители британской и румынской разведок, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь. Действовала «махновская подпольная ячейка», в пригородах насчитывалось до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Именно в те годы город получил криминальную кличку «Одесса – мама». В то же время порт выполнял важную государственную функцию – источник грузов и товаров для жизни не только Одессы, но и всей территории новой Советской России.
Когда стало очевидно, что на местные силы одесской милиции полагаться не представляется возможным – в одесском Уголовном розыске, так же, как и в местной ЧК, процветала коррупция, – в центральном аппарате ЧК и МУР*а было принято историческое решение: направить в Одессу несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа с целью обезвредить местных главарей банд, навести порядок в органах советской власти и продемонстрировать жителям «кто в городе хозяин». В Одессу из столицы еще в 1919 году прибыл начальник особого отдела ВЧК Ф. Фомин. Чуть позже туда же из Москвы отправляется Стас Реденс, чекист, а с ним прибыла команда чекистов и милиционеров. Вскоре Реденса сменил сам Макс Дейч (близкий друг Ф. Дзержинского) - могущественный «серый кардинал» центрального аппарата ЧК. Он прибыл с особой миссией: собрать всю информацию для проведения крупномасштабной «зачистки» Одессы от криминального элемента.
В 1920 году в Одессу приезжала так называемая особая ударная группа под руководством одного из самых известных московских милицейских начальников Фёдора Мартынова. Тогда «ударный рейд» на Одессу закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах города. Теперь такой сценарий не годился – криминал в Одессе усилился и организационно оформился под единым руководством.
Информационный банк данных с подробными досье на лидеров криминального мира Одессы был составлен к началу 1922 года. При этом "варяги с Лубянки" не должны рассчитывать на местные силы одесской милиции и Угро. Вся информация о готовящейся операции была строго засекречена. За основу плана проведения операции был принят оригинальный сценарий – легенда для местных уголовников.
Так как лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – чекистские агенты и осведомители не знали в лицо, действовать необходимо было более осторожно, учитывая местные условия. Сценарий предполагал, что в Одессу отправятся оперативники МУРа под видом «гастролирующих бандитов». При этом в ЧК прекрасно понимали, что появление в Одессе такой «залетной» банды могло привести к нешуточному противостоянию и маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые не воевали между собой и даже соблюдали «воровскую концессию». Этот негласный свод правил среди прочего предполагал и «сдачу» чекистам тех представителей криминального мира, которые отказывались платить свою долю в воровской «общак».
«Гастролерам» в Одессе пришлось бы столкнуться с самыми жестокими представителями бандитского подполья, которые при желании могли навести на незваных гостей и местную ГубЧК. Поэтому по разработанной легенде оперативной группе должно было предстать перед лидерами местного криминального сообщества в виде разведгруппы, присланной в город самим Нестором Махно. Но была и еще одна деталь плана, разработанного на Лубянке. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Женщина. Звали ее Мурка.
Появление в опергруппе МУРа женщины в то время было не только возможным, но даже необходимым явлением. Женщина в банде не могла, правда, играть роль главаря. Скорее, она была подругой лидера, как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Также женщина, красивая и обольстительная воровка, могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, гадалкой, да кем угодно – примеров того времени хватило бы на целую книгу. Решение о включении в «банду из МУРа» оперативной сотрудницы принимало высшее руководство ЧК. Москве было известно, что Бриллиант неравнодушен к представительницам слабого пола, и Мурка должна была изначально сыграть роль приманки в этой «операции прикрытия» (так и сейчас называются мероприятия спецслужб, когда оперативники всю операцию проводят в штатском, действуя по легенде – заранее продуманной истории). Важно отметить, что, как часто бывает и сейчас, главная героиня не знала об отведенной ей роли. Но легенда была ей придумана такая, что внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам.
Кстати, на истинную роль героини песни «Мурка» автор песни Яков Ядов намекал нам строкой, описывая сцену опознания Мурки кем-то из бандитов в одесском ресторане: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром Одессы того времени, не стала бы сидеть в ресторане, облачившись в традиционный для ЧК наряд, да еще и с наганом наперевес.
Спецоперация состоялась – такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Как чаще всего и происходит, жизнь оказалась сильнее плана – даже секретного плана ЧК. Многое пошло не так, как планировали в Москве. Иногда московских гостей спасало чудо, иногда – обаяние и характер девушки, ставшей в процессе проведения операции лидером не только своей группы, но чуть ли не всего криминального мира Одессы. Доподлинно известно, что операция в итоге прошла успешно, хотя как можно оценить успех? Какой ценой – ценой потерянных жизней, сломанных судеб, разбитых сердец?
Песня «Мурка» и ее автор
Самая популярная песня XX века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама героиня песни - Мурка – реальный персонаж, всю жизнь проработавший в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним.
Знаменитую песню в течение всего прошлого века многие предпочитали называть «народной». Имя автора, а он, конечно же, был, со сцены вслух исполнители предпочитали не произносить. Авторство «гимна урок» сулило до некоторых пор неизвестному поэту большими неприятностями, особенно в 1930-х годах. Интересно, что даже самому знаменитому исполнителю «Мурки» – Леониду Утёсову – примерно в это время посоветовали убрать песню из репертуара. Как всегда в таких случаях и бывает, «уход в подполье» только прибавил песне популярности. Но дальше она жила без своего прародителя: многие и сейчас думают, что «Мурка» – народный эпос.
Одесские архивы, в том числе архивы уголовного розыска и криминальной милиции, сохранили не только имя автора, но и тексты песни (их было несколько) в рукописном виде. В одном из текстов содержится и первая загадка «Мурки». Как известно многим исследователям русского шансона и так называемой блатной поэзии начала прошлого века, у «Мурки» есть версии, согласно которым «банда» прибыла в Одессу «из Ростова», «с Петрограда» и «из Амура». А в одном из авторских текстов вообще написано «из-за МУРа». И этот вариант интересен больше других. Факт слежки за бандой имеет свой особый переносный смысл – а что, если ГубЧК курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа, приехавших в Одессу для наведения «мирового порядка»? Так что фрагмент песни: «прибыла в Одессу банда из амура (или из-за мура) и за ней следила губчека» расшифровывается достаточно просто: «прибыла в Одессу группа из МУРа и ее прикрывала ГубЧК». И тогда весь смысл «гимна криминального мира» пропадает, трансформируясь в ироничную пародию на блатной жанр. Кстати, данный вывод поднимает престиж автора песни, да и сама песня, отрываясь от сферы "урок", приближается к уровню народной.
Автор «Мурки» – одесский поэт Яков Ядов. Сама песня была написана в Одессе ориентировочно в 1921–1922 годах. Так считают одесские историки и краеведы, которые уже сегодня готовы проводить экскурсии по местам боевой славы героини. Яков Ядов, расскажут вам они в ходе экскурсии, не был поклонником криминального шансона, но точно и иронично описывал в своих стихах самые яркие образы Одессы времен зарождавшегося НЭПа, зашифровывая в своих песнях реально происходившие в городе события того времени. Из-под его пера вышли такие, на первый взгляд, безымянные шедевры, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Свое имя Ядов, опасаясь репрессий и гонений на авторов криминального эпоса, действительно со временем предпочел скрыть. Был у песни и композитор – знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку. Тогда историю «Мурки» знала почти вся Одесса. Но даже в то время немногие знали, что героиня песни о Мурке – агент МУРа… А слова в песне: «… ты зашухерила всю нашу малину и за это пулю получай» наводят на мысли о гибели агента МУРа в ходе операции.
Заключение
Но нет, наша мифическая история завершается на оптимистической ноте. Под кодом Мурки авторы информации, послужившие основанием для написания данных заметок, называют: Легендарная Маруся Климова прослужила в милиции до 1952 года и благополучно уволилась в звании капитана.
*Примечание: по материалам открытого Международного ежемесячника «**» (Этот источник СМИ издавался в РФ с 1988 года. Основан Юлианом Семеновым и Артемом Боровиком). Статья: МУРКА ИЗ МУРА. Опубликовано: 28 октября 2014. "++", No.26/321. Автор Андрей КАЛИТИН.
Примечание: Московский уголовный розыск был основан в 1918 году и к началу 1920-х уже доказал свою эффективность, быстро и жестко подавив разгул бандитизма в столице. Находясь под опекой центрального аппарата ЧК, московская милиция, чей костяк составляли как вчерашние рабочие, так и амнистированные новой властью бывшие уголовные элементы, не чуралась любой работы – их средства и методы в сложных боевых условиях отличались необходимой жесткостью и самоотверженностью, вытекающих из условий борьбы с бандитизмом того времени. Чекисты со временем решили «экспортировать» опыт МУРа в самые проблемные регионы страны, отправляя группы муровцев для подавления мятежей и очагов бандитизма. Губернская чрезвычайная комиссия существовала до начала 1922 года, когда была переименована в ГПУ. Фраза про ГубЧК, написанная Яковом Ядовым, позволяет нам предположить, что действие разворачивается в Одессе в период с 1918-го (дата создания МУРа) по 1922 год.