1.Финляндия.
Система образования Финляндии была признана лучшей в мире, ее дети постоянно занимают лидирующие позиции в рейтингах по математике, чтению и естественным наукам. Она достигла этих впечатляющих результатов благодаря крупным образовательным реформам сорок лет назад, несмотря на то, что тратила на 30% меньше на одного учащегося, чем США, что является убедительным свидетельством эффективности совершенно иной модели образования, которую придумала страна. В то время как большинство систем образования сосредоточены на оценке с частым тестированием, финская система, полностью финансируемая государством, идет совсем против течения.
Так что же делает систему образования Финляндии такой уникальной, но при этом такой успешной? Для начала, финские дети не начинают формальное образование, пока им не исполнится семь лет (по сравнению с четырьмя или пятью в большинстве стран). Они практически не выполняют домашних заданий и не сдают экзаменов, пока не достигнут подросткового возраста, и их вообще не тестируют в течение первых шести лет. Такое отсутствие конкуренции и академического давления позволяет детям процветать, обучая их тому, как учиться, а не как сдавать экзамены. Единственный обязательный тест, который сдают финские дети, — это 16 лет, в конце обучения в средней школе.
В Финляндии дети всех способностей обучаются в одном классе, что позволяет менее одаренным детям учиться у более способных — в результате чего разрыв между самыми высокими и самыми низкими успеваемостью является самым маленьким в мире. Еще одним доказательством того, что Финляндия чрезвычайно увлечена образованием, являются небольшие размеры научных классов, которые ограничены шестнадцатью учениками одновременно, так что все ученики могут участвовать в научных экспериментах. И эта великолепная образовательная среда явно работает: 66% студентов поступают в колледж, что является самым высоким показателем в Европе. Они, очевидно, делают что-то очень правильное.
2. Великобритания и Канада: повышение уровня бдительности и сокращение прогулов путем разрешения подросткам спать
Необычное решение проблемы подростков, которым нужно больше сна, попало в заголовки газет в Великобритании в начале этого года, когда школа в Лондоне стала первой, которая позволила подросткам начинать занятия позже. Исследования показали , что разрешение подросткам начинать занятия всего на 25 минут позже повышает уровень бдительности, а это значит, что ученики могут лучше сосредоточиться на обучении, не прибегая к увеличению потребления кофеина. Академия UCL в Лондоне перенесла время начала занятий с 9 утра на 10 утра, что сделало их более бдительными: доказательство того, что если подросток в этом нуждается, то поспать в постели — это не просто роскошь, а необходимость. Однако это не первый случай, когда пропагандируется более позднее время начала занятий; еще в 2009 году школа в Кенте перенесла время начала занятий для сонных подростков на 11:30 утра, в результате чего, по словам директора, «их пунктуальность и посещаемость улучшились, они лучше задают вопросы и отвечают, потому что они более бдительны, а темп уроков зачастую намного быстрее». В одной из школ Тайнсайда количество прогулов сократилось на треть, а успеваемость выросла после того, как она ввела более позднее время начала занятий, в то время как в Канаде Eastern Commerce Collegiate в Торонто была одной из многих канадских школ, внедривших аналогичный сдвиг времени начала занятий по той же причине. Хотя такие изменения еще не были прописаны в системах образования этих стран в целом, успех, с которым были встречены эти школы-законодатели моды, говорит о том, что это заслуживает гораздо более широкого рассмотрения.
3. Китай: система образования, которая развивает удивительные математические навыки
В Великобритании математика традиционно является одним из самых ненавистных предметов среди школьников всех возрастов. С другой стороны, китайские школьники славятся своими впечатляющими математическими навыками, и это явно страна, в которой математика никоим образом не является тем предметом, о котором думают в Великобритании. Так в чем же разница? Важно решать этот вопрос, имея в виду ожидания китайской культуры, поскольку это явно влияет на отношение к образованию в целом, а не только к математике. Политика «Одна семья — один ребенок», например, означает, что родители предъявляют высокие требования к своим детям и ожидают от них высоких академических результатов по всем направлениям. Однако математика является особенно высоко ценимым предметом, и есть ожидание, что дети будут чувствовать себя комфортно в ней и что они будут усердно работать, чтобы достичь этого.
Страна достигла своих впечатляющих результатов в математике благодаря своим методам обучения и подходу к математике, отличным от методов обучения и подхода к математике в Великобритании. Китай делает упор на практику математики и на изучение концепций и логики, лежащих в основе задач, что означает, что дети вооружаются необходимыми знаниями для более успешного подхода к незнакомым задачам. Учителя иллюстрируют задачи, используя примеры разной степени сложности, подвергая детей различным математическим сценариям. Ожидается, что весь класс будет участвовать в обучении как группа, в отличие от Великобритании, где основное внимание уделяется индивидуальности, и дети должны решать математические задачи перед классом, не беспокоясь о публичном унижении, как это происходит в Великобритании в наши дни. Интересно, что учеников также учат использовать правильный математический язык, и оценки на экзаменах вычитаются, если они этого не делают.
Китайские дети обычно тратят около 15 часов в неделю на работу над математикой, что является комбинацией учебного времени и домашнего задания, и изучение математики является обязательным до достижения ими 17 или 18 лет. К концу средней школы есть различные варианты математики для тех, кто хочет изучать естественные науки на уровне бакалавриата, и тех, кто хочет изучать гуманитарные предметы, но все они должны изучать математику независимо от того, какую степень они хотят получить; редкое исключение может быть сделано для студентов театрального факультета, но это все. Учителя тоже великолепны; Они являются специалистами в своих предметах даже на уровне начальной школы и уделяют много времени собственному профессиональному развитию.
4.Нидерланды: «Образование для новой эры»
Если вы из тех, кто считает, что пришло время должным образом использовать потенциал технологий 21-го века в образовательных целях, вам понравится это следующее новшество в образовании. Доверьтесь крутым голландцам, чтобы придумать революционную новую модель обучения, подходящую для цифрового мира. Образовательная модель под названием « Образование для новой эры » (известная как «O4NT» на голландском языке) открыла одиннадцать «школ iPad» или «школ Стива Джобса» в Голландии, в которых iPad и приложения заменяют традиционные ресурсы, такие как книги и доски. Сторонники этой новой концепции утверждают, что это не только признает совершенно другой мир, в котором растут сегодняшние ученики, но и лучше готовит учеников к миру за пределами школы, снабжая их навыками, необходимыми для использования преимуществ сегодняшних (и завтрашних) технологий.
Для этих школ такие технологии, как iPad, не являются отвлекающим фактором; они играют центральную роль в процессе обучения, и сильная образовательная ценность iPad используется в полной мере. Нынешнее поколение уже хорошо разбирается в использовании таких устройств, и эти школы признают, что такие навыки могут быть использованы с пользой для процесса обучения. iPad трансформируется в виртуальный класс, и, поскольку у каждого ребенка есть доступ к своему собственному iPad, они фактически получают индивидуальное обучение, что означает, что оно хорошо удовлетворяет потребности каждого ребенка. Эти школы также отказываются от традиционных классов по возрастным группам; вместо этого дети группируются в две возрастные группы: для тех, кому от четырех до семи лет, и для тех, кому от восьми до двенадцати лет.
Поскольку обучение происходит через iPad, родители могут следить за тем, что делает их ребенок из дома через приложение, и каждый ребенок имеет доступ к портфолио своих собственных достижений. Ученики этих школ по-прежнему ходят в физическое школьное здание, в котором они обучаются в классах по разным предметам, принимают участие в образовательных мероприятиях и могут общаться и учиться с другими детьми, но есть также виртуальный школьный двор или игровая площадка, доступ к которым осуществляется через iPad. Вместо того чтобы стоять перед классом, распространяя знания, учителя в этих школах становятся «тренерами», направляя детей, когда они направляют свое собственное обучение.
Эта интригующая образовательная модель в конечном итоге также надеется предоставить решение проблемы, о которой мы привыкли слышать в Великобритании, а именно, когда родители забирают своих детей из школы во время семестра, чтобы поехать на каникулы (за что родителям теперь вручают штрафы). Обучение в школах Стива Джобса может проходить 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году, что означает, что школьные часы и каникулы очень гибкие, что позволяет родителям самостоятельно решать, в какие часы их дети должны учиться или когда отправлять их на каникулы. Холланд пока не совсем достиг этого, но это, безусловно, входит в число обсуждаемых планов, и, безусловно, не пройдет много времени, прежде чем технологии будут так же широко использоваться, чем сейчас.
5. Школы-студии Великобритании: образование, основанное на реальном мире
В Великобритании, был разработан новый тип государственных школ, называемый школой-студией. Они финансируются правительством, но их подход к образованию вряд ли мог бы более отличаться от подхода традиционных государственных школ, с упором на творчество, обучение жизненным навыкам и работу в небольших командах над практическими проектами, в отличие от учеников, которые просто сидят и слушают, как говорит учитель.
Организация учёбы походит на рабочее место, с производственными практиками наряду с традиционными предметами и рабочими часами с 9 до 17, этот новый режим обучения призван гарантировать, что образование учеников укоренено в реальном мире, лучше подготавливая их к жизни за пределами школы.
6. Barefoot College: образование для развивающихся стран
Barefoot College — это организация, которая занимается предоставлением образования бедным сельским жителям в наименее развитых странах мира. Помимо реализации таких проектов, как поставка чистой воды и солнечной энергии, Barefoot College стремится обучать людей, живущих в нищете, и расширять права и возможности женщин. Занятия проводятся вечером, чтобы дети могли работать днем, а обучение ведут сами жители деревни, которым организация предоставляет необходимую подготовку.
Это может показаться не особенно актуальным для передовых систем образования развитых стран, но подход, принятый Barefoot College, необычен и потенциально имеет ценный смысл. Колледж верит в использование врожденной мудрости, присущей людям из бедных сельских общин; «грамотность», говорят они, «это то, что человек приобретает в школе, но «образование» — это то, что человек получает от семьи, традиций, культуры, окружающей среды и личного опыта».
Таким образом, радикально отходя от традиционных школ, «каждый считается ресурсом образования, учитель и ученик, грамотный и неграмотный». Возможно, он не предлагает сертификаты и квалификации в том виде, в котором мы их знаем, и его уроки могут не выглядеть так, как мы бы узнали в Великобритании, но эта необычная организация обнажает образование до основ и дает каждому человеку шанс развиваться и улучшать свою жизнь с помощью практического образования, в котором грамотность является лишь одним из аспектов. С 1975 года колледж обучил 75 000 человек в системе, которая заслуживает гораздо более широкого применения.
От подхода Финляндии к академическому давлению до отсутствия ненависти к математике в Китае, от решения Великобритании проблемы сонливых студентов и прогулов до подхода Голландии к образованию 21-го века, мы теперь увидели, что есть много достойного восхищения в инновационных способах, с помощью которых ряд стран решают общие образовательные проблемы. Из этих необычных способов образования можно извлечь много уроков, не в последнюю очередь то, что традиционные методы не всегда являются наиболее эффективными и не обязательно лучшим способом подготовки студентов к жизни.