Мы продолжаем рассказ об истории общего подъема ремесленного производства и блестящего расцвета искусства, который в силу исторических причин пережил в XVII-XVIII веках средневековый «город умельцев» Великий Устюг – один из важнейших торговых городов Русского Севера.
Сегодня мы остановимся на художественном литье и кованом металле.
Шкатулка "Диана", трансформирующаяся в зеркальце, браслет и брошку
Великоустюжские мастера литейного и кузнечного дела по уровню мастерства ни в чем не уступали ювелирам по части виртуозности и филигранности обработки деталей.
Распространенной техникой обработки черных металлов (чермет – любые металлы, содержащие железо) было крупное литье: отливка пушек и церковных колоколов, практически идеальных по «звонкости» звучания и художественному оформлению.
Массивные литые чугунные плиты пола в устюжском Прокопьевском соборе и проступи наружной лестницы террасы в церкви Симеона Столпника – дело рук местных мастеров-литейщиков. Входы в Спасо-Преображенскую церковь в виде легких металлических навесов, наставленных на витые чугунные колонки, создали также местные мастера-кузнецы.
Подвески-крестики от мастеров-ювелиров "Северной черни"
В каменных и деревянных домах устюжан в церквях и монастырях повсеместно использовались печные дверцы и так называемые вьюшки – печные заслонки, уровень художественного исполнения которых, безусловно, высок.
Глядя на множество церквей, колоколен и часовен Великого Устюга и окрестностей, невозможно не оценить высокий класс художественного ремесленного изготовления замысловатых силуэтов металлических крестов. Интересны также характерные для XVIII века сложнофигурные церковные главы, помещавшиеся на обручах и железных дугах, осталось немало и специальных кованых накладок на двери и сундуки.
Религиозные предметы из сееребра 925 пробы
Пожалуй, наиболее показательный пример устюжского кузнечного искусства – это кованые решетки жилых зданий и церквей, среди них - сохранившиеся решетки середины XVII века в старых окнах придела (специальная пристройка к основному зданию храма) Всех Святых церкви Вознесения, и в нижнем окне западного крыльца переходов Михайло-Архангельского монастыря.
И еще один нетривиальный местный художественный промысел, безусловно, заслуживает всяческого внимания. Техника его заключалась в специальном химическом воздействии на поверхность жестяного изделия кислотами в условиях высоких температур. Таким образом поверхность деформировалась, приобретая фактуру, напоминающую морозные узоры на стекле. «Мороз по жести» прославил устюжские сундучки и шкатулки по всей России и за границей.