В прошлой статье мы с вами говорили о декоре из шпаклевки, выполненном в стиле ваби-саби. Сегодня я расскажу вам об еще одном бюджетном способе изготовления предметов декора в том же стилистическом направлении.
Бумажная глина или папье-маше, как ее чаще всего называют – это масса, которая получается в результате смешения волокнистых материалов (бумаги, картона) и клеящихся веществ (клей ПВА, крахмал, гипс и т.д.), легко поддающаяся формовке.
Papier mâché с французского буквально переводится как «жеваная» или «рваная бумага». Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. При археологических раскопках именно в Китае были обнаружены первые изделия из папье-маше и это были ДОСПЕХИ и ШЛЕМЫ. Находки датируются III веком до нашей эры. Доспехи и шлемы из папье-маше выдерживали попадание стрелы и скользящий удар меча, при этом они были очень лёгкими.
Сам же термин, возник в Великобритании в XVIII веке. Считается, что некий английский мастер, который занимался производством изделий из бумаги, нанял на свою мануфактуру француженок. Материал они изготавливали новым, необычным способом — жевали бумагу. В Россию эта техника появилась при Петре I.
Ну что, вы готовы научится чему-то новому? Тогда приступим! Для начала я расскажу о видах папье-маше:
1. Оклеивание множеством слоев бумаги выбранной формы.
2. Лепка из бумажной глины.
3. Прессовка картона. Этот вариант мы использовать не будем.
Сегодня мы изготовим вазу, используя первый вид папье-маше и декоративную тарелку на ножке из бумажной массы.
Начнем с тарелки. Подготовим бумажную глину, для этого нам понадобятся: серая туалетная бумага из целлюлозного сырья (брала в магазине «Ашан»), клей ПВА в большом объеме (приобретала на WB арт:8758282) и погружной блендер.
Для начала разматываем и рвем туалетную бумагу в емкость, слишком мелко не нужно. Далее, ВАЖНО, небольшое количество воды добавляем к бумаге, можно добавить воду в несколько заходов. Если воды будет слишком много бумага просто разойдется по волокнам, а нам нужно, чтобы каждый кусочек бумаги просто пропитался водой. Слегка отжимаем бумагу от лишней влаги. Сильно сжимать и утрамбовывать бумагу не нужно, иначе на следующем этапе с ней будет сложно работать.
Дальше понадобится ваш кулинарный талант. Берем погружной блендер и начинаем «пюрировать» бумагу, добавляя понемногу клей ПВА (поначалу можно добавить чуть-чуть воды смешанной с клеем, это облегчит процесс изготовления). Масса должна получится, как глина, эластичной и податливой.
Будьте осторожны работая с блендером! Очищая лезвия, я случайно машинально нажала на кнопку и чуть не лишилась пары пальцев, так что выключайте блендер из розетки или для очистки используйте столовые приборы, шпажки.
На просторах интернета множество рецептов по приготовлению массы папье-маше из такого же или большего количества ингредиентов. Вы можете воспользоваться любым из них, так как я не замеряла пропорции, а делал все на глаз. Примерно, на 5 рулонов туалетной бумаги у меня ушло чуть больше половины 1000 гр. банки клея ПВА.
Массу я хранила в плотно закрывающемся контейнере более двух месяцев.
Теперь нужно определить с изделием, которые вы хотите получить по итогу. Для создания можно использовать уже имеющийся предмет, как образец для формы, или вылепить самим.
Я хотела сделать плоскую тарелку гнутой формы на толстой ножке. Я взяла круглую стеклянную форму для духовки с низкими бортами и пластиковый стаканчик. Форму я застелила пищевой пленкой, чтобы бумажная масса не пристала после высыхания. Бумажную глину я распределила тонким слоем (примерно 0,5 см) по всей форме включая борта. Масса сохла у меня примерно восемь часов (я оставила на ночь). Я не дожидалась полного высыхания, так как в мои планы не входило получить идеально ровную поверхность. Аккуратно достав изделие, я придала ему нужную форму и оставила на сутки до полного застывания.
Пластиковый стаканчик я обрезала до нужной высоты (примерно 10 см), заполнила его бумагой для плотности формы и покрыла массой. Будущую ножку я оставила рядом с тарелкой на сутки. После высыхания я вынула стаканчик из ножки.
Дальше необходимо скрепить между собой ножку и тарелку, для этого я использовала первый вид папье-маше. Салфетки нарвала на удобные кусочки (серая туалетная бумага не подойдет из-за плотности и жесткости), а затем прикладывала их на места соединения тарелки и ножки, промазывая каждый слой клеем ПВА с помощью плоской жесткой кисти. Изделию необходимо полностью просохнуть (я оставила тарелку еще на сутки).
Теперь тарелку можно задекорировать. Для декора я использовала акриловую краску, смешанную с манкой для придания изделию еще большей фактуры, неровностей и кратеров. Для придания изделию объема я использовала несколько оттенков серой краски (смешала черную и белую краску в разных пропорциях). После высыхания краски я покрыла изделие акриловым лаком.
Тарелка получилась точно такой, как я задумывала. Я использую ее в интерьере в качестве самостоятельного декора или хранения, а также на кухне для красивой сервировки и необычной подачи.
На очереди у нас ваза, чтобы составлять композиции вместе с тарелкой или с другими предметами декора. Вазу я делала с помощью первого вида папье-маше, с которым я вас уже немного познакомила.
Я давно положила глаз на емкость от кондиционера для белья «Ласка магия черного». Очистив ее от этикеток и обезжирив, я приступила к делу. Запаслась салфетками (из магазина «Ашан»), остатками клея ПВА и плоской синтетической кистью. Я наносила слой за слоем, пока результат меня не устроил. С помощью увеличения количества слоев на определенных участках, я немного изменила форму емкости, чтобы не было явного сходства с кондиционером для белья.
Изделие сохло двое суток. После того как влага полностью испарилась, а масса затвердела, я приступила к покраске. Для этого я использовала те же серые акриловые краски в разных оттенках, смешанные с манной крупой. После высыхания слоя краски я покрыла изделие акриловым лаком.
Теперь изделием можно украшать ваше пространство. В вазу можно поставить сухоцветы или живые цветы.
ЛАЙФХАК от меня: если вы поставите изделие из бумажной глины близко к источнику тепла, оно может деформироваться. Изделие должно просыхать медленно, по необходимости можно сбрызгивать его водой с клеем из пульверизатора. Для того чтобы ускорить процесс высыхания слоев акриловой краски и лака я использовала духовой шкаф (режим конвекция, температура 50 °C, приоткрытая дверца). ВАЖНО! Не оставлять изделие без присмотра, работать в хорошо проветриваемом помещение.
Таким образом, из туалетной бумаги и клея ПВА можно получить красивые, стильные, нетривиальные и многофункциональные вещи. Если у вас система открытого хранения ваза и тарелка в технике папье-маше их отлично украсят.
Кстати, в следующей статье я как раз расскажу вам об извечной дилемме: открытое или закрытое хранение.
Мои контакты:
Мой сайт https://gauzydesign.tb.ru/
ТГ канал https://t.me/gauzydesign
Для связи https://t.me/ulyanablatova