Найти тему

Выставочный мультимедийный проект: Герои-освободители. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в журнальной графике

В самом начале войны иностранные средства массовой информации старались изображать Турцию как объект агрессии, а на Россию переложить всю вину за развязывание боевых действий. Например, в газете «Неделя» была помещена заметка «О русских жестокостях», со ссылкой на иностранные источники, в которых красочно изображались безобразия русских солдат. Там в частности отмечалась: «Вся Европа говорит теперь о русских жестокостях. И градом сыплются на нас тягчайшие обвинения, в Пеште созывается митинг в 8000 чел. протестующих против русского способа ведения войны, английские и французские дипломаты в Шумле свидетельствуют факты жестокости, о них идет речь на каждом заседании английского парламента, палате представляются обстоятельные донесения о том же консулов, опровергающих в тоже время рассказы о турецких зверствах. Наконец, появляется известное уже заявление двадцати иностранных корреспондентов, которое первоначально телеграф зачем-то истолковал в смысле благоприятном для России и которое напротив того оказалось торжественным подтверждением жестокостей, обнаруженных на телах убитых и раненных, осмотренных лично самими корреспондентами. И вот уже зреет мысль о своевременности дипломатического протеста против нашего образа действий, и вмешательство в войну начинает иным казаться честным делом, так как оно положит предел поруганию всего человечества».

Уже в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. иностранным газетчикам приходилось в корне менять свое отношение к русской армии, слишком опасно было писать заведомую ложь. Кроме того, практически все иностранные корреспонденты, отправившиеся на места боевых действий, увидели ситуацию собственными глазами и проявили понимание в отношении целей России в этой войне. И если сравнивать материалы российской и западноевропейской прессы, то изображение непосредственно боевых действий и характеристика турецких солдат на захваченных территориях были приблизительно одинаковы. Некоторые корреспонденты, такие как Я. Мак-Гахан, не только вели репортажи на страницах своей газеты, но и делали попытки критиковать английское правительство за политику «двойных стандартов». Газета «Daily News» с правдивыми репортажами Мак-Гахана проникала во все уголки Англии.

В конечном счете, голос общества возымел свое действие. Освободительная война, начатая Россией на Балканах, избежала сценария Крымской войны, и опасения по поводу военного вмешательства европейских держав не подтвердились. Одна из причин заключалась в том, что Россия успешно вела войну не только на фронтах, но и на страницах прессы.

Российская пресса была одним из серьезнейших факторов, который формировал отношение современников к войне на Балканах. В ходе войны пресса выполняла информационную, мемориальную, идеологическую и пропагандистскую функции. Предыстория Русско-турецкой войны, идейное обоснование ее целей, восприятие хода и последствий войны, все это нашло широчайшее отражение на страницах периодической печати. Многообразие способов репрезентации войны включало в себя еще и образно-художественную составляющую, обладавшую огромным потенциалом влияния на общественное мнение. На страницах журналов и газет из номера в номер печатались поэтические тексты, гравюры и карикатуры в качестве художественных откликов на внешнеполитические сюжеты.

Сначала славянская тема, а затем прославление подвига русской армии в ходе войны 1877-1878 гг. стали ведущими в политических разделах периодических изданий, и их непременно сопровождала публикация произведений журнальной графики. Как известно, войны выигрывают не только на полях сражений и в дипломатических баталиях, но и в борьбе в сфере общественного сознания, – в войне концепций, образов культуры, мифологем и стереотипов. Среди средств формирования общественного мнения проявило себя изобразительное искусство, которое внесло серьезный вклад в формирование общественных взглядов на войну. В журнальной графике утверждался образ справедливой, благородной и жертвенной, освободительной войны России за братьев-славян и за православную веру.

Художники-корреспонденты выступали в роли настоящих «солдат информационной войны», принимая при этом самое непосредственное участие в походах и сражениях русской армии, проявляя истинный героизм и гражданское мужество. Об этом хорошо рассказано в мемуарных очерках В.В. Верещагина. Он писал о том, что художники никогда не упускали возможности запечатлеть для современников и потомков то, что они видели на войне своими глазами, и потому, когда под рукой не оказывалось полотен и красок, карандашей и бумаги, приходилось писать этюды даже на дощечках сигарного ящика. Большое впечатление производит рассказ Верещагина о его первом приезде на Шипку, когда он делал зарисовки под огнем неприятеля: «Я рисовал эту батарею, но огонь был так силен, что, каюсь, я поминутно кивал и отклонялся головою от свистевших пуль, гранат, а временем и бомб, летавших с турецких батарей из-за горы».

Ведущая роль в формировании художественных образов освободительной войны России на Балканах средствами журнальной графики принадлежала иллюстрированным журналам. «Тонкие» иллюстрированные журналы-еженедельники во второй половине XIX века пришли на смену «толстым» общественно-политическим журналам и с самого начала были рассчитаны на массовую читательскую аудиторию, а иллюстративная часть в них играла подчас определяющую роль.

Подъем российской прессы в 70-е гг. XIX в. проявился не только открытием новых периодических изданий, но и изменением самой формы информации, которая преподносилась российскому обществу. Наряду с уже зарекомендовавшими себя журналами и газетами появились новые типы изданий, в числе которых иллюстрированные еженедельники. Иллюстрированные издания быстро приобретали популярность и активно использовались как инструмент влияния на общественное мнение. В поле зрения их редакций оказывались самые разные злободневные темы политики, культуры и международной дипломатии.

В Российской империи иллюстрированные периодические издания возникли, как и в европейских странах, во второй четверти XIX в., но их настоящий расцвет пришелся на вторую половину столетия.

Традиционно считается, что страной, где появились иллюстрированные газеты, является Великобритания. В 1842 г. в Лондоне Херберт Инграм начал издавать «The Illustrated London News». Иллюстрированные лондонские новости среди периодических изданий оказались долгожителем, выходившим в свет вплоть до 2003 г. Х. Инграм ориентировался главным образом на средний класс. Цена его газеты составляла 6 пенсов. Но издатель полагал, что в будущем его газета будет интересна и для городских низов. И действительно, тираж иллюстрированных лондонских новостей быстро рос. Если в 1842 г. он составлял 26 тыс. экземпляров, то к концу Крымской войны газета выходила тиражом 200 тыс. Взлет тиража газеты был прямо пропорционален политическим событиям в Европе. Например, отклики на Всемирную выставку 1851 г., похороны герцога Веллингтона в 1852 г., Крымскую войну подогревали читательский интерес к изданию. Успех «The Illustrated London News» объясняется еще и тем, что Х. Инграм старался привлечь к работе в газете известных художников-иллюстраторов, таких как Джон Кармайкл, Джон Гильберт, Уильям Джеймс Линтон, Майлз Беркет Фостер и др. Инграм также заложил традиции издания еженедельной иллюстрированной газеты. На титульном листе газеты в обязательном порядке, помимо названия издания и фамилии издателя, помещалась иллюстрация на «злобу дня», затем шла новостная часть, отчеты о происшествиях, реклама. Даже объем иллюстрированных лондонских новостей и количество иллюстраций в газете стали своеобразным эталоном для будущих изданий (14-16 страниц текста и 32 рисунка).

Практически одновременно с «The Illustrated London News», появились подобные издания во Франции и на территории германских государств (в Лейпциге). Французский еженедельный журнал «L'Illustration», так же как и «The Illustrated London News», оказался изданием-долгожителем, просуществовавшим до 1944 г. Газета издавалась Адольфом Жоанном, который, вероятно, старался ориентироваться на деятельность Херберта Инграма. Газета была очень похожа на иллюстрированные лондонские новости, но в отличие от лондонского издания, на ее страницах было много информации о повседневной европейской жизни.

Лейпцигский иллюстрированный еженедельник назывался «Leipziger Illustrierte Zeitung» и издавался Иоганном Якобом Вебером. Газета задумывалась им как издание «общего интереса» и просуществовала до начала XX в.

-2

В России в 1835-1844 гг. выходил еженедельный журнал «Живописное обозрение», в котором были представлены иллюстрированные новости из мира науки и техники, а также публиковалась беллетристика. Традицию продолжила «Иллюстрация», издававшаяся в 1845-1849 гг. Н.В. Кукольником. Значимым явлением стал «Русский художественный листок», издателем которого был известный художник В.Ф. Тимм. Журнал выходил в свет с 1851 г. до 1862 г. Вероятнее всего, на решение Тимма издавать журнал оказали влияние его путешествия по Кавказу и Алжиру. Целью нового издания было «передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так в особенности в современной жизни русского народа, и притом передавать в рисунках верных, не вымышленных, снятых с натуры словом быть художественною летописью России». По объему «Русский художественный листок» был небольшим, всего 6 страниц и выходил 3 раза в месяц.

Основной акцент в своем издании В.Ф. Тимм делал на литографированный рисунок, перед которым шел небольшой текст по какому-либо вопросу. Подкупало читателей еще и то, что к участию в работе по изданию «Листка» Тимм приглашал известных художников: И.К. Айвазовского, М.О. Микешина, К.А. Трутовского. К тому же, сам издатель являлся превосходным художником, окончившим в 1839 г. Академию художеств. Автором текстов, помещенных в «Русском художественном листке», был Н.И. Греч, который к тому времени уже зарекомендовал себя как опытный журналист изданием «Сына Отечества». «Русский художественный листок» приобрел новый опыт в обращении к внешнеполитическим и военным сюжетам в период Крымской войны.

Вообще, Крымская война оставила значительный след в издании «Русского художественного листка». В статье, помещенной в «Военной энциклопедии» указывалось, что «эпоха Крымской кампании явилась поворотным пунктом от старых традиций к торжеству новых веяний». Автор статьи В.Н. Нечаев отмечал: «"Русский художественный листок" превратился в живую, интересную хронику войны… подвиги, типы кавказцев, севастопольцев, союзных войск, обстановка военных действий, красавцы старого флота и подвиги нового, проходят в нем в бойких рисунках Тимма… Это издание имело значительное распространение и оказало немалое влияние на популяризацию батальной живописи и на ее упрощение, приближение к жизни». Действительно, количество произведений батальной живописи в «Листке» Тимма впечатляет, кроме того они поражали читателем своим разнообразием. Знаменитый художественный критик В.В. Стасов полагал, что «Художественный листок» Тимма считал Крымскую войну «своим делом». Но одновременно с этим, он был убежден в стремлении «Русского художественного листка» «рисовать по придворной своей привычке, бравых и вымуштрованных солдатиков, сытых, довольных и веселых, одетых как на разводе, с иголочки, и счастливых безмерно».

С 1856 по 1874 гг. число иллюстрированных еженедельников в России не превышало десяти, а уже к 1882 г. их количество достигло двадцати. События Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ее предыстория получили широкое отражение в журнальной графике иллюстрированных еженедельников «Всемирная иллюстрация» (непосредственно в период войны существовало также специальное приложение к изданию «Иллюстрированная хроника войны»), «Живописное обозрение», «Нива», «Пчела», «Газета А. Гатцука», «Иллюстрированная неделя».

Еженедельный иллюстрированный журнал «Всемирная иллюстрация» стал выходить в России с 1869 г. Он существенным образом отличался не только от «Русского художественного листка», но и от «The Illustrated London News», по аналогии с которым был создан. В разделах еженедельника были представлены придворные известия, правительственные распоряжения, биографии, беллетристика, политика и современные политические события, новейшие известия, статьи исторического содержания, сведения о торговле и промышленности, хроника общественной жизни, статьи и очерки о живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и театре. Все отделы были оформлены великолепными иллюстрациями, к которым шли объяснения.

Основатель «Всемирной иллюстрации» Герман Дмитриевич Гоппе ориентировался, главным образом, на английские и французские иллюстрированные журналы, но его детище оказалось не менее интересным и актуальным, хотя и просуществовало лишь до 1898 г. Издатель позиционировал свой новый журнал как издание для среднего класса, но в первую очередь «Всемирная иллюстрация» была задумана как периодика для семейного чтения. О предстоящей работе журнала Г.Д. Гоппе писал: «Не делая никаких обещаний на будущее время, так как журнал должен заявить себя содержанием, а не рекламами, пользуемся настоящим случаем, чтобы уверить наших подписчиков, что мы употребим все усилия к усовершенствованию нашего журнала во всех отношениях, чего надеемся легко достигнуть, так как в числе сотрудников «Всемирной иллюстрации» состоят многие из лучших художников и литераторов, как русских, так и иностранных».

«Всемирная иллюстрация» была не первым издательским продуктом Г.Д. Гоппе. Еще в 1867 г. он совместно со своим коммерческим партнером Г.К. Корнфельдом издавал путеводитель «Гид по России», «Всеобщую адресную книгу С.-Петербурга» и «Всеобщий календарь». Успех дела вселил в них уверенность в правильности выбранного пути. Более того, Гоппе был уверен, что его журнал ни в чем не уступит иностранным изданиям. В первом номере «Всемирной иллюстрации» издатель отмечал: «До сих пор у нас нет иллюстрированного журнала, который мог бы соперничать с иностранными изданиями этого рода и стоял бы на уровне современного развития типографского дела и рисовального искусства. Вот причина, по которой мы стали издавать «Всемирную иллюстрацию». Журнал, который по своим достоинствам ни в чем бы не уступал таким журналам как английский «The Illustrated London News», французские «L'Illustration», «Monde illustré» и немецкий «Leipziger Illustrierte Zeitung»… «Всемирная иллюстрация», подобно заграничным такого рода изданиям, есть журнал литературно-художественный. Художественный отдел в подобном издании займет если не самое главное, то самое видное место». Но при этом редактор вносил характерное уточнение: «Таким богатством содержания еще не определяется место «Всемирной иллюстрации» в ряду других повременных изданий, не характеризуется ее значение как журнала. Сколько мы понимаем, в русской журналистике не достает литературной газеты, критического органа, стоящего вне литературных партий… настало время научной критики вступить в свои права. Научная критика явится примирителем борющихся партий, разъяснителем спорных вопросов для публики. Мы будем обращать внимание на дельность мысли, правдивость изображения и художественность изложения независимо от того, писателем какой партии написано данное сочинение».

Издателю иллюстрированного еженедельника приходилось решать массу повседневных проблем и различного рода задач. В некрологе, посвященном Г. Гоппе, указывалось: «Кто знает сколько-нибудь, как трудно ведение иллюстрированного журнала, сообщающего, как «Всемирная Иллюстрация», всякого рода события дня, интересующие публику, для того кажется подвигом редким шестнадцатилетний труд издателя, в себе одном совмещавшего всю исполнительность по заказу иллюстрации. Сношение с рисовальщиками, по выражении им требования, да с граверами, при заботе о совершенстве труда рисовальщика – только одна часть забот вечно бодрствовавшей мысли; а она обдумывала прежде всего надобность помещения того либо другого прежде забот об осуществлении. Затем хозяйственная часть обширного предприятия, с вводом необходимых улучшений, последовательно изменивших самое издание «Всемирной Иллюстрации» до неузнаваемости начала».

В журнале «Всемирная иллюстрация» был открыт специальный отдел – «Политика и современные политические события». Причем особое внимание нового издания привлекали славянские новости, получившие свое отдельное место в виде рубрики «Славянский обзор». Вероятнее всего, Гоппе побудили обратиться к славянской тематике, с одной стороны, зарождающийся очередной Балканский кризис, с другой, прошедшие в Москве в 1867 г. Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд.

Уже в самом первом номере журнала в разделе «Политика и современные политические события» отмечалось: «В Турции готовится серьезный кризис, устранить который вряд ли удастся объединенными усилиями Европейских великих держав… В настоящую минуту великие Европейские державы, не исключая и России, (которую на Западе обвиняют в подстрекательствах восточных христиан) стараются предупредить столкновение, которое, если оно произойдет, грозит разрастись в Европейскую войну». Позиция по отношению к балканской проблеме, которую выбрал журнал, отличалась умеренностью и сдержанностью. «Всемирная иллюстрация» представляла Россию в деле решения Балканского вопроса в качестве третейского судьи, стоящего над всеми противоборствующими сторонами. В очередном номере журнала за 1869 г. отмечалось: «Политика России в этих затруднениях продолжает отличаться самым примирительным характером и служит победоносным опровержением всего, что распускают на западе наши недруги о мнимых интригах русских на Востоке». И.С. Аксаков был более решителен, когда на страницах газеты «Москва» заявлял о невозможности существования Османской империи в прежнем виде «вследствие материальных и нравственных причин».

Если до 1875 г. известия о ситуации на Балканском полуострове находили отражение во «Всемирной иллюстрации» лишь в разделе «Политический обзор», а рисунки и гравюры вообще помещались лишь эпизодически, то начиная с № 347, в котором появилось сообщение о восстании в Герцеговине, эта тема становится чрезвычайно популярной. Первоначально иллюстрированный журнал изображал герцеговинское восстание лишь как «слабую революционную вспышку». Что же касается помощи Российской империи, тем более вооруженной, то на страницах «Всемирной иллюстрации» констатировалось, что такая помощь явно преждевременна. Подобные заявление шли вразрез не только с активной позицией Славянского благотворительного комитета , но и с преобладавшими настроениями в русском обществе в целом. Постепенно во «Всемирной иллюстрации», отчасти под воздействием общественных настроений, отчасти, из-за стремления редакции не отстать от других периодических изданий, стали все чаще помещать иллюстрации на балканскую тему.

-3

Иллюстрации на страницах издания Гоппе были разного характера. Причем первоначально батальные картины не доминировали. Тем не менее, они всегда были «на злобу дня». Высокой художественностью, продуманностью сюжета и образов отличаются гравюры Эдуарда Даммюллера и Августа Даугеля. Эти художники-граверы сотрудничали с «Всемирной иллюстрацией» фактически с момента ее основания. Немало гравюр «Всемирной иллюстрации», посвященных славянской борьбе за национальную свободу, создали К. Вейерман и О. Май. Журнальная графика «Всемирной иллюстрации» создавалась на основе набросков специальных корреспондентов издания, отправившихся на Балканы. Среди них были М.П. Федоров, А. Гоффман, Н.Н. Каразин. Материалы для «Всемирной иллюстрации» доставлял также сербский художник Стеван Тодорович, выступавший в период Сербо-турецкой войны 1876 г. в качестве корреспондента и военного художника в целом ряде отечественных и зарубежных изданий. С. Тодорович принимал активное участие в культурной и общественной жизни Сербии, был близок к королевскому дому Обреновичей. Художественные материалы, полученные «Всемирной иллюстрацией» от ее специальных корреспондентов, дорабатывались художниками-рисовальщиками, среди которых были С.Л. Шамота, А. Бальдингер, П.Ф. Борель, К.О. Брож.

-4

Первые гравюры А. Даугеля на балканскую тему не относились к разряду батальных. В частности, в № 347 за 1875 г. была помещена гравюра «Турецкие башибузуки в кофейной в Требинье». Представители иррегулярных военных отрядов Османской империи показаны на отдыхе. Тем не менее, они готовы уже выступить на подавление восставших. Об этом говорит наличие у них оружия, и в целом рисунок показывает обстановку подготовки к походу. На втором плане изображены башибузуки, объезжающие боевых лошадей и проверяющие амуницию. В гравюрах Э. Даммюллера сделан акцент на внутренней жизни герцеговинцев и их взаимоотношениях с османской администрацией. Особенно примечательна гравюра «Платеж боснийскими райями турецкому чиновнику».

-5

Восстание в Боснии и Герцеговине 1875 г. стало отправной точкой «большой балканской волны» на страницах русской прессы. «Всемирная иллюстрация» стремительно набирала темпы в освещении необыкновенно взволновавшей русское общество темы. На страницах «Всемирной иллюстрации», вслед за другими газетами и журналами, начинают активно печатать поэтические тексты на злободневный сюжет о восстании в Герцеговине и Боснии. В России возникла широкая общественная поддержка восставших герцеговинцев. В русской прессе публиковалось большое количество публицистических очерков, стихотворений, изобразительных материалов, из которых русское общество могло себе составить портрет героев-герцеговинцев.

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

#Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры