Найти тему
Вечерняя Казань

Максим Беляев продлил казанский «курорт» пожизненно осужденному Курицину

Дело лидера зеленодольской группировки «Курицинские» отправляется на пересмотр после жалобы прокуратуры. Верховный суд Татарстана отменил «списание» эпизодов убийств для Виктора Курицина и его предполагаемых сообщников.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Не более 15 минут потребовалось коллегии из трех судей во главе с председателем уголовной коллегии ВС РТ Максимом Беляевым, чтобы вынести решение по возвращению дела Виктора Курицина обратно в районный суд с неизменным обвинительным заключением.

В конце августа Приволжский райсуд Казани вынес постановление, согласно которому уголовное преследование самого Курицина, а также так называемого лидера ОПГ «Грязь» Рифката Вахитова прекращалось за истечением сроков давности.

Вахитов и его сообщник Вячеслав Степанов оказались на свободе, а Курицин из подсудимого стал свидетелем. За решеткой по новому делу «птичьей бригады» находятся лишь двое – это Олег Зубарев и Сергей Берендеев. Им вменяется статья о незаконном хранении оружия и взрывчатки.

Они вместе с Курициным участвовали в рассмотрении апелляционной жалобы прокуратуры по ВКС.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Надзорное ведомство посчитало незаконным «списание» столь тяжких эпизодов до официального приговора – по мнению обвинения, суд должен учитывать характеристики подсудимых, которые «являются лидерами и активными участниками ОПГ «Курицинские», «Зининские», «Грязь» – и периодически устраняли неугодных лиц, совершали особо тяжкие преступления на территории России, оставаясь безнаказанными».

СИЗО или все же курорт?

Дело Курицина и сообщников попадает в Верховный суд Татарстана не в первый раз – в июле сторона защиты обжаловала решение «района» о его передаче по подсудности в Зеленодольск, на малую родину главаря «курицинских».

Но, оставшись в Казани, оно так и не приблизилось к старту – в деле успели разрешить ходатайство защиты о применении сроков давности по эпизодам убийства и продлении меры пресечения обвиняемым. На сегодня для Зубарева и Берендеева она сохраняется до 25 января 2025 года.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

При этом Виктор Курицин, этапированный из «Полярной совы», находится в казанском СИЗО-1 с 2022 года. Пожалуй, не стоит и говорить, что условия в следственном изоляторе после тюрьмы для пожизненников походят скорее на курорт.

В чем обвиняются Курицин и Ко?

Пункт «ж» части второй статьи 105 УК РФ: убийство Андрея Николаева, одного из лидеров ОПГ «Зининские». По версии следствия, 1 июня 2001 года Николаева в подъезде дома на проспекте Победы расстрелял некто Анатолий Кудрявцев по прозвищу Тухлый. Убийца сделал не менее восьми выстрелов из пистолетов «ПМ» и «ТТ». Организацию преступления вменяют Курицину – тот якобы помогал еще одному лидеру «Зининских», Французу, устранить конкурента. Оружие Тухлому передал Берендеев по просьбе лидера «птичьей бригады».

Пункты «а, ж, к» части второй статьи 105 УК РФ: убийство Марса Гиматова (Марсика), одного из «старших» ОПГ «Курицинские». По данным силовиков, в 2003 году Виктор Курицин, оказавшись в СИЗО, решил, что его может выдать сообщник – Марсик. Тогда из следственного изолятора главарь «курицинских» отдал распоряжение Зубареву и Берендееву расправиться с ним, чтобы устранить лишнюю угрозу. Гиматова выманили из дома, вывезли из Казани в Спасский район Татарстана, где закололи жертву, а после расчленили и сожгли тело.

Пункт «ж» части второй статьи 105 УК РФ: убийство Александра Репина, одного из активных членов ОПГ «Грязь», 29 июня 2004 года. Следствие полагает, что исполнителем убийства стал подсудимый Степанов – он якобы действовал по указу еще одного лидера «грязевских», Рифката Вахитова. Мотив убийства: устранение конкурента в расколовшейся группировке.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань», на фото Берендеев, Степанов, Зубарев, Вахитов
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань», на фото Берендеев, Степанов, Зубарев, Вахитов

Часть четвертая статьи 222 УК РФ: незаконное хранение оружия. В апреле 2023 года силовики обнаружили схрон с оружием, который принадлежал «зининским». В нем нашли снайперскую винтовку Драгунова, ряд деталей к ней, был обнаружен также карабин «Сайга» и многочисленные патроны разных калибров. Эпизод вменяется Зубареву и Берендееву.

Часть четвертая статьи 222.1 УК РФ: незаконное хранение взрывчатки. По версии следствия, Зубарев и Берендеев также причастны к организации схрона с четырьмя механическими дистанционными трубками ДТМ-75, начиненными взрывчаткой и двумя 30-миллиметровыми осколочно-фугасными снарядами. Также силовики нашли в схроне более шести килограммов пороха для формирования снарядов и четыре запала.

Позиция защиты

На последнем процессе адвокаты подсудимых просили отказать прокуратуре в удовлетворении апелляционной жалобы – решение Приволжского районного суда Казани сторона защиты считает законным. Так, например, защитники Вахитова заявили, что срок давности по эпизоду убийства Репина истек в 2019-м и следователь не имел законных оснований возобновлять расследование в июле 2022 года. На что, собственно, и ссылался Приволжский районный суд, отмечают адвокаты.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Защитник Зубарева, Вадим Максимов, поддержал коллег и также заявил, что в Уголовном кодексе России на момент совершения преступления не было статьи, которая предусматривала бы наказание по эпизодам хранения оружия.

Ранее «Вечерняя Казань» писала, что никто из обвиняемых вину по делу не признал, а показания главного фигуранта этой «уголовки» Виктора Курицина защитники называют оговором – тот якобы надеется на УДО после 25 лет отсидки.

Что будет дальше?

В резолютивной части постановления ВС РТ ничего не говорилось о немедленном взятии под стражу Вахитова и Степанова. Оказавшиеся на свободе по решению Приволжского райсуда, они теперь сами должны прийти на предварительное слушание в суд, где им уже изберут или не изберут меру пресечения.

Автор: Андрей Мартыгин