Леонид Филатов — один из самых ярких актёров советского и российского кинематографа. Его имя ассоциируется с культовыми ролями и сложными личными отношениями, а также с драмами, которые сопровождали его жизнь.Филатов был одним из тех, кто буквально притягивал к себе внимание. Для женщин он был кумиром, а для мужчин — примером для подражания.
О любви, которая оставила след в его судьбе, о творческих достижениях, сделавших его звездой, и о том, почему Филатова называли секс-символом Советского Союза.
Меня сочтут обманщиком,
Да только я не лгу:
Вином из одуванчиков
Торгуют на углу.
Уж если одурачивать —
То как-нибудь хитро:
Вино из одуванчиков —
Да это же ситро!
Детство
24 декабря 1946 года на свет появился Леонид Филатов в семье военного связиста. Детство его прошло в постоянных переездах, так как служба отца требовала частых перемещений. Мать будущего актёра, устав от такого образа жизни, развелась с мужем и вместе с сыном переехала в Ашхабад. Именно там, среди восточного колорита, маленький Леонид начал проявлять свои творческие наклонности.
Первая любовь с Натальей Варлей
На третьем курсе Щукинского училища Леонид познакомился с Натальей Варлей, которая тогда уже была звездой советского кино благодаря роли в фильме «Кавказская пленница». Молодой актёр был по уши влюблен в Варлей, но их отношения остались безответными. Варлей никогда не ответила Филатову взаимностью, что стало для него первым серьёзным разочарованием в личной жизни.
Брак с Лидией Савченко
Несмотря на неудачи в любви, личная жизнь Филатова продолжала развиваться. В 1969 году он женился на актрисе Лидии Савченко, с которой они вместе играли в Театре на Таганке. Брак был недолговечным: через несколько лет их пути разошлись. Савченко вспоминала, что быт их не интересовал, а Леонид был погружен в творчество, что и стало причиной их разрыва.
Роман с Ниной Шацкой
В конце 70-х Филатов начал встречаться с Ниной Шацкой, которая на тот момент была замужем за Валерием Золотухиным. Их отношения длились десять лет, и только в 1985 году они узаконили свои отношения. Этот роман был полон страсти и драм, но именно Нина стала его второй женой и поддерживала его до последних дней.
Звезда экрана: «Экипаж» и статус секс-символа
Настоящий успех пришел к Филатову в 1980 году после выхода фильма «Экипаж», где он исполнил роль Игоря Скворцова бортинженера.
Этот фильм стал первым советским блокбастером, а Филатов — новым кумиром зрителей. Благодаря роли в «Экипаже» Леонид неожиданно для себя стал символом мужской привлекательности.
Особенно обсуждаемой стала постельная сцена с героиней Александры Яковлевой, которая по тем временам была весьма смелой для советского кино. Филатов всегда относился к своей внешности критически и стеснялся сниматься в подобных эпизодах, но режиссёр Александр Митта убедил его. В итоге этот момент в фильме стал одним из самых запоминающихся, а Филатов — секс-символом. Его мужественный образ и обаятельная сдержанность пленили сердца миллионов женщин.
Сам Филатов с иронией говорил о своём новом статусе: «Ну какой из меня секс-символ?» Его естественная скромность и внутреннее напряжение только усиливали этот образ — он стал воплощением внутренней силы и уверенности, скрытых за внешней простотой.
Другие известные роли
После фильма «Экипаж» Филатов сыграл ещё множество запоминающихся ролей в кино. Среди них:
- «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983) — Филатов исполнил роль Степана Петровича Слепнёва — шофёра-дальнобойщика, бывшего вора «Разгуляй».
- «Забытая мелодия для флейты» (1987) — ироничный и трогательный фильм Эльдара Рязанова, где Филатов предстал в роли чиновника, разрывающегося между долгом и чувствами.
- «Город Зеро (1988)» в роли – Алексея Михайловича Варакина, инженер московского машиностроительного завода.
Филатов умел быть разным: и серьёзным героем, и ироничным рассказчиком, и человеком, который за ширмой интеллекта прячет неразрешимые внутренние противоречия.
Классика: «Про Федота-стрельца»
Одной из самых ярких страниц в творчестве Леонида Филатова стала его сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Написанная с острой сатирой, эта сказка высмеивала человеческие слабости и была невероятно популярна как среди зрителей, так и в театральных кругах. Сам Филатов поставил по ней спектакль и снялся в главной роли.
К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол,
А у нас в дому закуски —
Полгорбушки да мосол.
Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного нам добудь —
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь — кого винить? —
Я должон тебя казнить.
Государственное дело —
Ты улавливаешь нить?..
Последние годы жизни
Тот клятый год уж много лет,
я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки
и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер,
ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле,
туда, на жизнью пахнущий простор.
Леонид Филатов — человек-легенда, чья жизнь и карьера были насыщены успехами и драмами. Его называли секс-символом не только за внешние данные, но и за способность передавать на экране глубину чувств и внутреннюю силу.
К сожалению, последние годы жизни Филатова были омрачены тяжёлой болезнью. Он боролся с инсультом, перенёс несколько операций, но в конце концов болезнь взяла верх.
Филатов ушёл из жизни в 2003 году, его фильмы и работы в театре остаются классикой советского искусства, а образ сильного, но уязвимого мужчины навсегда останется в памяти зрителей.
Как вы думаете, насколько события личной жизни Леонида Филатова повлияли на его творчество? Делитесь своими мыслями в комментариях – какие моменты его биографии, на ваш взгляд, нашли отражение в его ролях и режиссёрских работах?
Еще почитать интересное 👇
Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и оставляйте комментарии — буду рада видеть вас среди моих подписчиков