Найти тему
Босиком по лужам

Он валяется раненный на полу, летает на самолёте, строит с детьми окопы - и всё это прямо в классе. Книга "Обучение как приключение"

Расскажу о полезной и вдохновляющей книге для тех учителей и родителей, которые хотят не просто учить детей, а делать это интересно, захватывающе и качественно. Для тех, кто понимает, что те модели обучения, которые сейчас в ходу, уже не актуальны, и если мы хотим вырастить креативных, всесторонне развитых и счастливых людей, то надо что-то менять. Например, себя.

"Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными" написал преподаватель истории США Дэйв Берджес. Не спешите плевать и говорить, что нам, русским, ни к чему эта американщина, что там вообще всё по-другому. Во-первых, не всё там по-другому, проблемы в педагогике у нас с ними похожие, а во-вторых, уже толпа русских педагогов-новаторов выступают за те же самые ценности, что и Дэйв. И вообще, если опыт хорош, то какая разница, кто им поделился, американец или русский?

А теперь ближе к делу. Дэйв Берджес учит не только детей, но и педагогов. Он ездит со своими потрясающими лекциями по стране и заряжает других преподавателей креативом и огнём, рассказывая о своей системе "Учи, как пират".

-2

Что это за система, Дэйв подробно изложил в книге "Обучение как приключение". Мне, человеку, видевшему всего одного учителя, страстно любящего свой предмет и умеющего им зажечь детей, первые страницы книги с описанием уроков Дэйва показались немного сумасшедшими. Он переодевается в различные костюмы, он драпирует стены класса, делая декорации, он показывает фокусы, устраивает среди учеников битвы в окопах, "летает" на самолёте, валяется, подстреленный, на полу и делает ещё много чего, на первый взгляд дикого и неадекватного. А в итоге ученики просто бегут на его уроки, сплетни об этих уроках передаются по всей школе, его обожают и... считают чудаком. А дети приходят в школу по выходным, класс всегда забит так, что ученикам не хватает места и они сидят прямо на столах, и, главное, все эти дети не только знают историю своей земли, но и любят эту историю, горят ею.

Теперь про книгу. Она состоит из двух частей. В первой части Дэйв рассказывает о том, как загореться своим предметом и своими уроками, где и откуда черпать страсть и вдохновение, как педагогу не выгореть.

Согласитесь, не каждую тему хочется рассказывать с горящими глазами и в костюме Красной Шапочки. Кажется, что некоторые скучные темы проще просто дать и скорее переключиться на следующие. А Дэйв против такого подхода. Он за то, что каждый урок вы должны гореть. Для этого он предлагает, во-первых, подключить профессиональную страсть, то, что вы любите помимо предмета, который преподаёте, но всё из той же оперы. Это может быть любовь к тому, что вы осознаёте - ваши уроки поднимают самооценку учеников и повышают их уверенность в себе. Или то, что вы делаете ваших учеников не машинами, для сдачи ЕГЭ, а думающими и рассуждающими людьми. А может, вы просто любите готовить какие-то необычные материалы к уроку! Используйте всё это, чтоб настроиться на рабочий и творческий лад, и не просто отсидеть "от звонка до звонка", а сделать маленькое, но великое дело.

-4

Во-вторых, это включать в уроки что-то из своей личной страсти. Вообще, Дэйв говорит, что своими хобби учителю заниматься просто необходимо, чтоб привносить свежую струю в уроки и просто не выгореть. Если играете на гитаре - сыграйте на уроке. Если вы любитель биографий - расскажите соответствующую. Если любите книги - зачитайте отрывок из подходящей и так далее.

Третье - погружение. Тут всё просто: вы или с учениками, вот здесь и сейчас, либо в своих мыслях и телефоне.

Дальше - контакт. Лучше всего за меня скажет цитата из книги:

-5

И последнее в статье, но не последнее в книге. Вопрос и анализ. Но я бы назвала это развитием собственного творческого мышления. Это некорректно, но всё же приведу в пример себя. Мне очень часто говорят: "Как повезло твоим детям! У них такая творческая мама!". Мама не была такой творческой от рождения. Мама не была такой творческой вообще очень долго. Она и до сих пор не особо, знаете ли. Но я этот навык тренировала. Сначала, когда родился первый сын, я проводила с ним скучные занятия по методичкам для воспитателей в ясельных группах. Сыну эти занятия не нравились. Потом познакомилась с блогами увлечённых мам, мы со Святом с головой ушли в сенсорику и мелкую моторику, дело пошло, шестерёнки закрутились. Но моего творчества здесь было мало. Было просто копирование чужого опыта. Но я не копировала бездумно, а анализировала каждую игру, смотрела, что больше всего нравится Святу, на что имеется самый эмоциональный отклик, комбинировала эти вещи... Потом родился второй сын, третий... А я продолжала копировать, комбинировать и вот сейчас, спустя 12 лет моего материнства, я могу сказать, что начала творить. Творить - создавать что-то своё, абсолютно новое.

Ну и Дэйв говорит о том, что этот навык можно и нужно прокачивать.

-6

Самое потрясающее, что для Дэйва его уроки не необходимость, не противное лекарство, которое просто надо принять, сдать анализ и забыть как дурной сон. Нет! Для него уроки - это что-то потрясающее. То, во что вкладывается душа, сердце и ум. И никаких готовых шаблонов и сценариев он не даёт. Но даёт массу правильных вопросов, которые помогут любому преподавателю или увлечённому родителю сделать свои уроки такими же потрясающими. Я приведу фото лишь нескольких таких "крючков", в книге же их намного больше.

А ещё Дэйв учит реагировать на критику, учит тому, что профессия педагога - это великая профессия, что её нужно уважать и делать своё дело, несмотря на скептиков и на тех, кто хочет наших детей усадить на короткий поводок, и чтоб они не вякали, не шумели, не имели собственного мнения и не дышали. Он за то, чтоб дети росли грамотными, креативными, чтоб учились не потому, что надо, а потому что интересно. Ах, если бы у меня был не один такой учитель, а хотя бы два...

Книга для преподавателей, для родителей на семейном образовании, и просто для неравнодушных родителей, которые хотят своим детям счастья.