Найти в Дзене

Коронакризис и его последствия

Коронакризис принес в Словакию новое иностранное слово. Так называемый «короткая работа» — кузарбайт — известна преимущественно в немецкоязычных странах.

Kurzarbeit призван помочь сохранить занятость и преодолеть кризисные периоды с минимальными потерями. Однако этот инструмент обходится государственному бюджету значительными ресурсами. В этом тексте мы подробнее рассмотрим, что означает курсарбайт, каких результатов он уже достиг и является ли он эффективным экономическим инструментом или, скорее, дорогостоящим политическим решением.

Суть курсарбайта

Kurzarbeit — это рабочий режим, который уже много лет известен в таких странах, как Германия и Австрия. Он также применялся во время последнего кризиса 2009 года. Условия немного различаются в отдельных странах, но в основном в рабочих отношениях есть два изменения:

1. Значительное сокращение рабочего времени

2. Возмещение части зарплаты государством.

Каковы основные цели курсарбайта? Прежде всего, это сохранение рабочих мест. Здравый смысл подсказывает, что сохранение рабочих мест лучше, чем поддержка безработицы.

Однако это применимо не во всех обстоятельствах; содержание городов также должно быть экономически эффективным. Например, поддержка сохранения рабочих мест в компании, которая специализируется на внедрении фиксированной телефонной связи, сегодня не имеет особого смысла.

Другая цель – сокращение издержек работодателей на отмену рабочих мест и повторный прием сотрудников. Многие из этих расходов связаны с обязательствами государства (обязательные медицинские осмотры, обучение по охране труда и технике безопасности или установленные законом сроки уведомления и выходное пособие). Другие, с другой стороны, связаны с обычным процессом трудоустройства, например, вводный процесс, передача повестки дня или приобретение вспомогательных средств, которые всегда должны быть новыми по гигиеническим соображениям.

Однако помимо этого курсарбайт преследует и другие цели, которые иногда труднее выразить количественно. Таково, например, сохранение человеческого капитала, специфичного для данного предприятия. Продолжительность обучения на обычной «конторской» работе не обходится без затрат, и существуют специфические технические профессии, требующие нескольких месяцев или лет самостоятельного и совершенного мастерства, соответствующего образования и редких ноу-хау.

Еще одним таким моментом являются рабочие навыки, которые человек не может приобрести «в бюро по трудоустройству», либо у него отсутствует личная мотивация прикладывать больше усилий на одном из тренингов в бюро.

Щедрое субсидирование (не)работающих

Поддержка компаний в режиме курзарбейта варьируется в зависимости от размера зарплаты работника, наличия у него детей и в какой налоговой группе он находится. Таким образом, в Австрии сотрудники получают не менее 80% своей чистой зарплаты, независимо от того, насколько сокращено их рабочее время. Компания там может сократить рабочее время сотрудников до 90%, и из первоначальных 40 часов в неделю они работают всего 4 часа, т.е. всего полдня, но зарплату им платят так, как если бы они работали за четверых. дни.

Более того, в случае с Австрией компаниям не нужно доказывать, что их продажи упадут. Во имя быстрого и небюрократического процесса государство решило утвердить льготы практически для всех компаний, подавших на них заявки.

Не будет ли это дороже? Этот вопрос, вероятно, возникает не у одного читателя. Выплата заработной платы сотням тысяч сотрудников из государственных фондов без знания того, были ли компании, о которых идет речь, уже обречены до кризиса, определенно является амбициозным планом.

Компании логично будут следовать девизу «когда дают, берут». Что ж, не только среди соседей, но и в Словакии раздаются голоса, что надо быстро экономить и не смотреть на потери. Однако словацкая кладовая пуста и то, что могут себе позволить австрийцы или немцы, может оказаться для нас дорогим удовольствием.

Австрия и Германия: Kurzarbeit для миллионов людей

Давайте внимательнее посмотрим на цифры в Австрии и Германии во время коронакризиса.

По состоянию на 29 апреля 2020 года австрийцы зарегистрировали более 98 тысяч заявлений на краткосрочную работу. Эти запросы охватывают почти 1,2 миллиона рабочих мест, а их стоимость превысила семь миллиардов евро.

Всего в Австрии работает около 3,5 млн сотрудников (без учета государственной администрации, которая не может применять режим kursarbeit), поэтому поддержка в настоящее время оказывается каждому третьему работнику частного сектора.

Сумма, первоначально выделенная правительством на поддержку Kurzarbeit, за месяц выросла в двенадцать раз. Сегодня мы уже знаем, что Австрия объявила о поддержке рабочих мест на сумму 10 миллиардов евро, при этом она еще не одобрила все зарегистрированные заявки (пока около 87 000), поэтому государственные расходы на kursarbeit могут увеличиться еще больше.

В Германии до 23 апреля зарегистрировали 751 тысячу запросов на краткосрочную работу. Сколько рабочих мест пострадает от краткосрочной работы, пока точно неизвестно, первоначальные оценки составляли около 2,1-2,4 миллиона евро.

Некоторые источники говорят, что при таких цифрах резерва Министерства труда в размере 26 миллиардов евро хватит более чем на два года. Однако сегодня уже идут разговоры о более чем 10 миллионах рабочих мест в режиме курсарбейта и резервных минутах уже в этом году. В таком случае поддержку получит каждый третий сотрудник. Минтруд уже обсуждает с правительством возможное увеличение пакета еще на 10 миллиардов евро.

По другим оценкам, средние затраты при сокращении рабочих мест составят 79 миллионов евро на 100 000 рабочих мест.