Найти тему
Тропики в Москве

Кармен Миранда. "Бразильская бомба" и ее взрывоопасные шляпки

О чем я: Банан и тюрбан, как символы экзотики и экзотизации

Чтение в тему: Франс Фанон "Черная кожа, белые маски"

Смотреть: "Копакабана", 1947

Как головной убор превращается из элемента сценического костюма сначала в произведение костюмерного искусства, затем в музейный экспонат и наконец, в символ, то есть в социально-культурный знак? А став символом, не боится уже никаких границ и существует в общем смысловом поле. Прекрасный пример такого символа - тюрбаны бразильской певицы, танцовщицы и актрисы Кармен Миранды.

Кармен Миранда, фотограф Джон Филипс, 1939
Кармен Миранда, фотограф Джон Филипс, 1939

От головного убора к короне славы

Кармен Миранда, моя сегодняшняя героиня, родилась в Португалии, но в возрасте десяти месяцев была перевезена родителями в Бразилию. Актриса, певица, чье имя есть на "Алее славы" в Голливуде, она прожила короткую, но невероятно яркая, как она сама, жизнь.

В 1929 году записала свой первый альбом с композитором Жозуэ де Баррушем. В 1930-х завоевала народную любовь, как ведущая исполнительница самбы. Слава пришла к певице с песней «Pra Você Gostar De Mim» (Чтобы нравиться тебе). В то время она стала первой артисткой, подписавшей трудовой договор с радиостанцией в стране.

С 1939 по 1953 год работала в Голливуде, где достигла значительных успехов. Была представлена президенту Рузвельту и получила его благосклонность. В 1940 году подписала контракт с киностудией "Fox" и снялась в восьми фильмах, таких как "Ночь в Рио". Всего фильмография актрисы состоит из 21 фильма. В 1946 году была одной из самых высокооплачиваемых голливудских звезд.

Головной убор байяны (жительницы штата Баия, Бразилия) из фильма "Копакабана", 1946
Головной убор байяны (жительницы штата Баия, Бразилия) из фильма "Копакабана", 1946

Из произведения костюмерного искусства в музейный экспонат

В возрасте 15 лет Кармен Миранда получила свою первую работу в магазине галстуков. Потом работала в шляпной мастерской. Этот опыт в итоге привел ее к открытию своего дела по изготовлению карнавального реквизита. Не трудно догадаться, что многие первые свои сценические костюмы она делала сама. В последствии – активно участвовала в их дизайне, а после съемок фильма, обычно выкупала, кастомизировала и использовала для своих шоу. Сложные и объемные головные уборы Кармен стали ее визитной карточкой.

Корни образности сценических нарядов Кармен лежат в карнавальной культуре. И наоборот, в итоге образ актрисы, который она создавала иногда буквально своими руками, оказал влияние на эту самую карнавальную традицию, а еще – способствовал популяризации этого праздника по всему миру.

Именно благодаря визуальной и концептуальной целостности, образ Кармен Миранды сам по себе стал культурным артефактом, и не только для Бразилии, а ее наряды – музейными экспонатами.

Музей Кармен Миранды находится в Рио-де-Жанейро и был учреждён в 1956 году, через год после ее смерти. Но по разным причинам открылся только в 1976 году. Его коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов, в том числе 461 предмет одежды.

Головной убор Кармен Миранды, 1940
Головной убор Кармен Миранды, 1940
Головной убор Кармен Миранды, 1940
Головной убор Кармен Миранды, 1940
-5

Из музейного экспоната в символ

А вот тут начинается самое интересное.

Прославившись в США, актриса в какой-то момент встретилась с резкой критикой на родине. Обвиняли ее в том, что она «американизировалась». Это удивительно, учитывая, что в Америке актриса активно эксплуатировала свое происхождение. После освистывания на шоу в Бразилии, она даже выпустила песню-ответ «Говорят, я американизировалась». Хотя такая реакция и была вызвана скорее политическими причинами, нежели недовольством и характером культурной репрезентации Бразилии за рубежом, из XXI века понятно, что почему зачастую она играет в фильмах либо саму себя, либо латиноамериканскую певицу.

В Бразилии ее называли и называют A Pequena Notável (Маленькая яркая – рост Кармен был всего 154 см.). А вот в США она получила прозвище "Бразильская бомба" и даже The Chiquita Banana Girl. Испано-английское прозвище демонстрирует, что, в общем-то, из какой именно страны актриса, не так уж и важно, главное – латиноамериканская экзотика и блеск.

И причина не в том, что Другой является конечной целью его действий с точки зрения человеческих взаимоотношений, ... , но лишь в том, что именно Другой удовлетворит его потребность в установлении собственной значимости.
Ф. Фанон, Черная кожа, белые маски
-6

А теперь щепотка российского современного искусства, призванная иллюстрировать, как именно символ ломает географические, культурные и языковые границы.

А. Цикаришвили, из проекта «Funny Soil Frutti Land», 2018. фото VLADEY
А. Цикаришвили, из проекта «Funny Soil Frutti Land», 2018. фото VLADEY

Так что, если увидите где-то связку бананов на голове, буквально, знайте, что это незабвенная Кармен Миранда и все смыслы, которыми нагружен ее образ.

Кадр из фильма Вся банда в сборе  (1943)
Кадр из фильма Вся банда в сборе (1943)
Кадр из фильма "Вся банда в сборе" (1943)
Кадр из фильма "Вся банда в сборе" (1943)

Буду рада лайкам и, конечно, разговорам в комментариях!

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал про латиноамериканское искусство "Тропики за углом" https://t.me/tropikizauglom