О чем я: Банан и тюрбан, как символы экзотики и экзотизации
Чтение в тему: Франс Фанон "Черная кожа, белые маски"
Смотреть: "Копакабана", 1947
Как головной убор превращается из элемента сценического костюма сначала в произведение костюмерного искусства, затем в музейный экспонат и наконец, в символ, то есть в социально-культурный знак? А став символом, не боится уже никаких границ и существует в общем смысловом поле. Прекрасный пример такого символа - тюрбаны бразильской певицы, танцовщицы и актрисы Кармен Миранды.
От головного убора к короне славы
Кармен Миранда, моя сегодняшняя героиня, родилась в Португалии, но в возрасте десяти месяцев была перевезена родителями в Бразилию. Актриса, певица, чье имя есть на "Алее славы" в Голливуде, она прожила короткую, но невероятно яркая, как она сама, жизнь.
В 1929 году записала свой первый альбом с композитором Жозуэ де Баррушем. В 1930-х завоевала народную любовь, как ведущая исполнительница самбы. Слава пришла к певице с песней «Pra Você Gostar De Mim» (Чтобы нравиться тебе). В то время она стала первой артисткой, подписавшей трудовой договор с радиостанцией в стране.
С 1939 по 1953 год работала в Голливуде, где достигла значительных успехов. Была представлена президенту Рузвельту и получила его благосклонность. В 1940 году подписала контракт с киностудией "Fox" и снялась в восьми фильмах, таких как "Ночь в Рио". Всего фильмография актрисы состоит из 21 фильма. В 1946 году была одной из самых высокооплачиваемых голливудских звезд.
Из произведения костюмерного искусства в музейный экспонат
В возрасте 15 лет Кармен Миранда получила свою первую работу в магазине галстуков. Потом работала в шляпной мастерской. Этот опыт в итоге привел ее к открытию своего дела по изготовлению карнавального реквизита. Не трудно догадаться, что многие первые свои сценические костюмы она делала сама. В последствии – активно участвовала в их дизайне, а после съемок фильма, обычно выкупала, кастомизировала и использовала для своих шоу. Сложные и объемные головные уборы Кармен стали ее визитной карточкой.
Корни образности сценических нарядов Кармен лежат в карнавальной культуре. И наоборот, в итоге образ актрисы, который она создавала иногда буквально своими руками, оказал влияние на эту самую карнавальную традицию, а еще – способствовал популяризации этого праздника по всему миру.
Именно благодаря визуальной и концептуальной целостности, образ Кармен Миранды сам по себе стал культурным артефактом, и не только для Бразилии, а ее наряды – музейными экспонатами.
Музей Кармен Миранды находится в Рио-де-Жанейро и был учреждён в 1956 году, через год после ее смерти. Но по разным причинам открылся только в 1976 году. Его коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов, в том числе 461 предмет одежды.
Из музейного экспоната в символ
А вот тут начинается самое интересное.
Прославившись в США, актриса в какой-то момент встретилась с резкой критикой на родине. Обвиняли ее в том, что она «американизировалась». Это удивительно, учитывая, что в Америке актриса активно эксплуатировала свое происхождение. После освистывания на шоу в Бразилии, она даже выпустила песню-ответ «Говорят, я американизировалась». Хотя такая реакция и была вызвана скорее политическими причинами, нежели недовольством и характером культурной репрезентации Бразилии за рубежом, из XXI века понятно, что почему зачастую она играет в фильмах либо саму себя, либо латиноамериканскую певицу.
В Бразилии ее называли и называют A Pequena Notável (Маленькая яркая – рост Кармен был всего 154 см.). А вот в США она получила прозвище "Бразильская бомба" и даже The Chiquita Banana Girl. Испано-английское прозвище демонстрирует, что, в общем-то, из какой именно страны актриса, не так уж и важно, главное – латиноамериканская экзотика и блеск.
И причина не в том, что Другой является конечной целью его действий с точки зрения человеческих взаимоотношений, ... , но лишь в том, что именно Другой удовлетворит его потребность в установлении собственной значимости.
Ф. Фанон, Черная кожа, белые маски
А теперь щепотка российского современного искусства, призванная иллюстрировать, как именно символ ломает географические, культурные и языковые границы.
Так что, если увидите где-то связку бананов на голове, буквально, знайте, что это незабвенная Кармен Миранда и все смыслы, которыми нагружен ее образ.
Буду рада лайкам и, конечно, разговорам в комментариях!
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал про латиноамериканское искусство "Тропики за углом" https://t.me/tropikizauglom