Цель: расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев и о процессах, происходящих в природе.
Программные задачи:
- обучающие: учить конструировать из бумаги в технике оригами поделку, используя известные приемы складывания; закреплять умение работать с бумагой (сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба); уметь ориентироваться на листе бумаги.
- развивающие: расширять и уточнять представление детей о природе; уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.); продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи изменения сезонных условий с жизнью деревьев (листопад); упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.
- воспитательные: воспитывать у детей доброе отношение ко всему в природе; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе; воспитывать эстетические чувства.
Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая, речевая.
Словарная работа: дуб - дубовый, клен - кленовый, береза - березовый, осина – осиновый.
Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться, как шуршат листья, рассматривать листья различных деревьев.
Материалы и оборудование:
- слайды с изображением деревьев (рябина, береза, осина, дуб, клен)
- слайды с репродукциями картин русских художников Левитана И. И. «Золотая осень», Бродского И. «Золотая осень», Поленова В. «Осень».
- бумага желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов
- лист бумаги с изображением ствола дерева без листьев
- салфетки, клеёнки, клей
- листочки деревьев разных размеров и форм
- аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года».
Ход НОД:
1. Вводная беседа.
- Ребята, по дороге в детский сад я набрала букет из листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные.
Листья: клен, береза, рябина, осина, дуб.
- Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
(о листьях, об осени.)
2. Закрепление пройденного материала.
- Какие осенние приметы вы знаете?
(Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются).
- Какая погода бывает осенью?
- Все верно, осенью выдаются и теплые солнечные деньки, и пасмурные. Небо то сверкает синевой, то порой оно серое и совсем нет солнца. Ребята, а еще осенью есть такая пора, когда воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Кто из вас знает, как называются такие денёчки? («бабьим летом»).
Обращаем внимание детей на репродукции картин:
– Посмотрите на эти чудесные картины русских художников, какое разнообразие красок на этих работах. Ребята, давайте вспомним нашу прогулку по осеннему саду. Как приятно было ходить по опавшей листве, собирать их в букетики. Один такой букетик у меня сохранился на столе. Посмотрите, какие листочки красивые, резные, разноцветные. А с каких деревьев листочки? (с березы, осины, рябины, клена, дуба).
- Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
- Все ли деревья изменили окраску листьев? (еще не все).
- Почему листья осенью желтеют?
(Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, с его помощью на свету у растения идут обменные процессы. Но в листьях есть и другие красящие вещества, они не видны летом, так как хлорофилла очень много. С наступлением осени дни становятся короче, а ночи удлиняются. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться ночью. Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый).
- Что в природе служит сигналом для листопада? (сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение долготы светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени).
- Сразу ли желтеют листья на всём дереве одновременно или как-то иначе? (листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках.)
- У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (первыми становятся золотыми листья у берез)
- У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада?
(у березы)
- Какое значение имеет для деревьев листопад? (деревья готовятся к зимним холодам, так они защищают свои ветви от поломок, с листьями дерево отдает ненужные ему вещества)
- Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (нет, дерево продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с новыми листьями)
3. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».
– Молодцы, ребята, вы много знаете об осенних изменениях с деревьями. У вас на столах лежат листочки с разных деревьев. Посмотрите, Незнайка гулял в парке и тоже собрал огромный красивый осенний букет, но не знает с какого дерева листики. Помогите Незнайке определить, какому дереву они принадлежат. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы не зевайте, свои листочки поднимайте, к нужному дереву прикрепляйте.
Проводится игра – «Помоги Незнайке» (дети должны определить, какому дереву принадлежат их листочки и укрепить их под картинкой с нужными деревьями, расположенных на стенде).
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок. (осины).
Весной роняет слезы
Белая. (береза).
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (рябина).
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет. (клен)
И гадать не надо даже –
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (дуб)
4. Дидактическая игра «Какой лист?»
- Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Я прошу вас подобрать нужное слово к листикам деревьев.
(Дети подбирают нужное название дерева по описанию лист)
- У этого дерева лист крупный, с очень длинным и толстым черешком, форма его похожа на ладошку, он может быть желтого, оранжевого, красного цвета – клён;
- У этого дерева лист округлой формы, похож на маленькое сердце с заостренным кончиком, на длинном черешке, слегка шершавый сверху и гладенький снизу с отчетливыми прожилками, край листочка зубчатый, листочки этого дерева первыми окрашиваются в жёлтый цвет – береза;
- У этого дерева лист кругленький, гладенький, с волнистым краем, черешок у него длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке, осень окрасила его в багряный цвет – осина.
Физкультминутка
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
5.Практическая часть.
- Сегодня я научу вас очень интересному способу создания листьев. Мы с вами уже знакомились с техникой «оригами». Именно в этой технике мы будем делать осенние листья. Для этого нам понадобятся: листы желтого, красного, зеленого и оранжевого цвета, лист с изображением ствола дерева, салфетка, клей, ножницы.
Демонстрируем технику выполнения. Дети смотрят, затем приступают к работе.
- Складываем лист пополам, проглаживаем линию сгиба. С помощью ножниц отрезаем лишнее. Складываем полученный треугольник гармошкой. Складываем гармошку пополам. Промазываем одну сторону клеем и соединяем. Получился листок. Точно так же делаем и с оставшимися листьями. Затем наклеиваем их на лист бумаги. Так у нас получится осеннее дерево.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
- Вот мы и подготовили наши ручки к работе. Можем начинать.
6. Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- Что интересного вы узнали о деревьях и листьях?
- А какую интересную технику вы использовали?