Найти тему

Как перестать бояться и полюбить современную русскую литературу: рассказывает molotok!

Оглавление

Литература, любая литература - поле огромное, распростертое и, хоть и много кем паханное, но до конца не раскрытое, фактически, никем. И совсем особенное дело - русская литература. Сколько в год издаётся книг и вручается премий, а сколько названий вы лично сможете вспомнить, опубликованных хотя бы за последние лет десять? Конечно, сейчас есть свои литературные аквилиферы, вроде Евгения Водолазкина или Дины Рубиной, издающиеся стотысячными тиражами и занимающие центральные полки во всех книжных магазинах. Правда, за исключением десятки-другой счастливчиков, полноценным общественным вниманием литература у нас не особо обласкана.

Нам недостаёт лёгкой входной точки. Ну, прочитал ты Пелевина, а что дальше? Куда дальше бежать в современной русской литературе? Дело не столько в огромной насыщенности рынка, сколько в его герметичности. Литература как будто существует сама по себе, в отрыве от остальной реальности, и писатели тоже существуют в своём тесном мирке, вручают друг другу премии и пишут друг на друга рецензии.

Представляем вам пять книг, которые покажут, насколько на самом деле глубока кроличья нора современной русской литературы.

Анна Чухлебова – «Лёгкий способ завязать с сатанизмом»

-2

Несмотря на название, сборник рассказов Анны Чухлебовой это не продолжение бессмертной серии книг Аллена Карра про курение. Мне очень не хочется говорить, что это сборник про любовь-кровь-боль. Каждый писатель, так или иначе, но пишет про любовь.

Такая вот любовь у Анны – черная, густая, макабрическая. Учительница на кладбище приносит петуха в жертву. Парень вырезает ради любимой девушки глаз и носит в глазнице цветок. Мужчина ищет место своей смерти. Молодость, рок-н-ролл и незримое присутствие чего-то большего, сверхчеловеческого даже в самых банальных фасетах нашей жизни. Отдельно парой слов удостою вниманием язык. Меня немного смущает палитра оформления обложки: для меня эта книга абсолютно и неприкаянно сангинно-красная, живая и кровавая, как бьющееся сердце. И как сердце бьется отрывистыми ударами, так и отстукивает свой ритм проза Чухлебовой. Точно, чётко, коротко и ёмко.

Михаил Гиголашвили – «Чёртово колесо»

-3

Не знаю, как вы, а я фильм Дэнни Бойла «На игле» пересматривал раз пять. А вот книгу не осилил – читал в оригинале, и продираться через загромождение английского языка шотландским говором в какой-то момент устал. И вот, небеса услышали меня, и подарили мне «На игле» русскоязычного разлива.

Оркестр сегодня играет на контрастах — Анна уместила рассказы в 200 страниц, Михаил Гиголашвили растянул повествование практически на 700. Не горячечная бесшабашность — а холодность, отрешённость, практически энтомологический интерес к грузинской опиоидной эпидемии 1980-х.

Гиголашвили не жалеет героев, застрявших в бесконечной погоне за «лекарством» , но и специально бросать их под колёса не намерен. Щедро рассыпанных по страницам героев бросает из одной переделки в другую; передохнуть хоть ненадолго удаётся только среди коротких мифологически-сказочных интерлюдий. А исход всегда один – колесо просто сделало ещё один оборот.

Мршавко Штапич – «Плейлист волонтёра»

-4

С волонтёрами я некоторое время в своей жизни работал. Могу сказать – люди специфические, образ жизни, мышление и восприятие мира у них тоже специфические — сугубо командное, иерархическое, практически примордиально-традиционное.Ткнуть пальцем и сказать «Вот поэтому у них так всё!» у меня долгое время не получалось. Не получалось, пока в моей жизни не появился Штапич.

Все персонажи, описанные в романе – в той или иной степени потерянные, надломленные люди. Успешный бизнесмен или магаданский хулиган-рецидивист, университетский профессор или дочка олигарха – социальный статус теряет свою главенствующую роль. Непреодолимое, практически нечеловеческое стремление к изменению мира ведёт, если не тяготит, всех героев.

Композиционно «Плейлист волонтёра» — набор достаточно слабо связанных между собой заметок, записок, баек о волонтёрском труде. Магистральные сюжетные линии практически не связывают текст в единое полотно. Персонажи появляются и исчезают. События практически не имеют между собой никакой связи. Всё как в жизни. Истерически смешной и болезненно-трагический роман, который перешёл в одноименный сериал. Предупреждаю: очень много мата.

Ася Володина – «Протагонист»

-5

Карантин уже три года как отгремел, а всё равно ощущение, что это было вчера. Жизнь вернулась к привычному курсу, но временами все равно себя спрашиваешь – а что это было? А как это мы сидели на парах в каком-нибудь Зуме или Тимзе и не видели друг друга месяцами?

А теперь представьте, что во время очередной такой пары по иностранному языку вам в чат прилетает сообщение, что ваш одногруппник совершил самоубийство.

Ася Володина берёт достаточно простую формулу за основу — детективная загадка, классический британский whodunnit (детектив в закрытом пространстве) и помещает её в наше время. Преступников у нас нет. Только люди, которые так или иначе причастны к жизни и смерти простого девятнадцатилетнего студента. Хотя, как люди? Скорее маски. Девять масок и девять монологов, и каждая показывает ситуацию с немного другой стороны. Ася мастерски владеет стилистикой, и каждая новая глава звучит особенным, обособленным голосом, расцветающим в полифонический древнегреческий хор в конце, оставляя тебя с одним вопросом: а что это было?

Дмитрий Данилов – «Человек из Подольска»

-6

О Данилове не слышал только глухой, до того он сейчас популярен. Выходят романы, сборники верлибров и пьес. И пьесы, как мне кажется — идеальная точка входа в современную русскую драматургию. Если позволите, больше говорить ничего не буду. Просто прочтите первые две пьесы в книге.