Найти в Дзене
Хижина дяди Ромы

Настоящий "Ведьмак". Часть 1. "Последнее желание"

Оглавление

Жанр фэнтези я не люблю. Нет, я не имею ничего против. Просто "не мое". Особенно фэнтези типичное, которое по-английски зовется словом generic. Все эти эльфы, маги, драконы и бесконечный пафос почти всегда проходили мимо меня. Как минимум в книгах. В подростковом возрасте я прочел "Хоббита", но вот "Властелин колец" не дался мне и с четвертой попытки. Исключением был разве что "Плоский мир" Пратчетта, но это все же комедия, и читал я о приключениях Ринсвинда исключительно ради юмора.

А вот с играми дело обходило несколько иначе. Я полюбил и первый Dragon Age, и Oblivion, и... первого "Ведьмака". И примерно тогда же, году в 2007 я и решил прочесть книжную серию. И проникся еще больше...

Перематываем с 2007 на 2024 год. Я — большой фанат игрового "Ведьмака", который, к своему стыду, до сих пор не осилил все 8 романов. Устав от череды весьма средненьких книг (о них будет в следующем "Прочитанном"), я внезапно вспоминаю о культовых романах Сапковского.

И вот...

Она пришла под утро...

Анджей Сапковский, "Последнее желание"

Год выхода: 1993

"Последнее желание" — сборник рассказов о Геральте из Ривии — ведьмаке, мастере меча и охотнике на чудовищ. Но на самом деле знаменитый герой появился несколько раньше, в 1986 году, когда Анджей Сапковский по предложению своего сына решил написать небольшой рассказ для конкурса фантастики. Посчитав типичные фентези-сюжеты несколько банальными, Сапковский решил переиначить одну из польских сказок, добавив в нее реализма и приземленной мрачности.

Рассказ по итогу занял на конкурсе лишь третье место, ведь жюри (по словам самого писателя) считало фентези глупым жанром для простаков. Однако публике приключения Геральта понравились, и Сапковский решил написать еще несколько рассказов.

Анджей Сапковский
Анджей Сапковский

Собственно, давайте остановимся на каждом из них поподробнее.

-3

"Ведьмак" — тот самый рассказ для конкурса. Геральт прибывает в столицу королевства Темерии, чтобы расколдовать дочь короля, превратившуюся в жуткое чудовище.

Сам рассказ довольно короток, но это и не удивительно — объем текстов на конкурс ограничивался 30 страницами. Тем не менее, история здесь весьма богата на события и персонажей, каждому из которых хватает места раскрыться. Геральт — профессиональный охотник на чудовищ, с особым ударением на слово "профессиональный". Он настоящий мастер, прекрасно понимающий, как и что нужно делать. При этом он не лишен некоторого сочувствия, ведь хочет прежде всего попытаться расколдовать чудовище, а не просто убить его.

Есть здесь и придворные интриги, и история любви, и динамичные бои. В общем, яркие вышли 30 страниц. А самое классное, что уже здесь проявляются все те черты, что делают сагу о ведьмаке столь крутой.

Во-первых, непростые с моральной точки зрения истории. Вместо пафосных и возвышенных геройских сюжетов банального фентези нам представляют весьма приземленную и даже в чем-то грязную историю в довольно мрачном мире. Сюда же добавим и довольно сложных персонажей, наблюдать за которыми — одно удовольствие (пусть временами и неприятное).

Во-вторых, переосмысление сказок. Хоть эта идея несколько поблекнет книги этак с третьей, на тот момент это было одной из главных фишек рассказов. Конкретно "Ведьмак" основан на польской сказке "Королевна-упырь", но и нотки "Вия" Гоголя отыскать тоже несложно.

В-третьих, замечательное описание боевых сцен. Лично для меня любое словесное описание рукопашных схваток в книгах почти всегда выглядело либо перегруженным, либо, наоборот, бедным. А уж если речь шла о фехтовании, то вообще швах. Но Сапковскому удалось описать бои так, чтобы сцены сами вспыхивали в воображении, оставаясь сложными, но понятными и динамичными. В итоге получается поистине зрелищное действо, за которым следишь, затаив дыхание.

В-четвертых — потрясающие диалоги. И дело не только в их непосредственном содержании, хотя и здесь всё на высоте. Здешние беседы, не пустопорожний треп ради объема, а интересные дискуссии, за которыми следить не менее интересно, чем за сражениями. Но кроме замечательного содержания увлекает также и их форма. То, КАК говорят персонажи — это просто нечто. Настолько живого, яркого языка я не встречал, возможно, больше нигде. И отдельное спасибо за это я хочу сказать потрясающему переводчику Евгению Вайсброту. Не представляю, каким уровнем таланта и мастерства нужно обладать, чтобы создавать такие переводы

Евгений Вайсброт
Евгений Вайсброт

А мы двигаемся дальше...

-5

"Крупица истины". В своих странствиях ведьмак встречает Нивеллина — человека с головой медведя, живущего в волшебном особняке. Во время беседы Нивеллин поведает историю о себе, своем проклятии и непростой жизни.

Что ж, весь рассказ — это очевидный оммаж на "Красавицу и чудовище", но с присущими саге остроумием, постмодернизмом и юмором. Да, несмотря на приземленность, мрачность и грязь историй Континента (а именно так и называется местный мир), им не чужды юмор, ирония, а иногда и полноценная сатира. И "Крупица истины" замечательно это демонстрирует. Не забывая, само собой, и о других примечательных чертах серии. Нашлось здесь место и неоднозначности, и боям, и, разумеется, прекрасным диалогам. В итоге получилась этакая "сказка для взрослых", затыкающая за пояс многие попсовые "ретеллинги", популярные в последние годы.

-6

"Меньшее зло". Чародей Стрегобор просит Геральта убить опасную разбойницу Сорокопутку, угрожающую жизни колдуна. Сама же Сорокопутка просит ведьмака помочь ей отомстить и убить волшебника. В итоге герой оказывается перед непростым выбором.

Если говорить о сказках, то "Меньшее зло" открыто ссылается на "Белоснежку". Причем ссылается на полном серьезе, из-за чего такой вот постмодерн выглядит особо забавно.

Но если отставить эти сказочные пасхалки в сторону, то "Меньшее зло" — история очень сложная, мрачная и даже тяжелая. И отчасти благодаря этому, этот рассказ — едва ли не лучшая часть саги. Первых двух книг уж точно. Да и из всех рассказов "Меньшее зло", пожалуй, самый известный. Любой человек, хотя бы немного знакомый с этой вселенной явно встречал эти слова:

Зло – это зло, Стрегобор, – серьезно сказал ведьмак, вставая. – Меньшее, большее, среднее – все едино, пропорции условны, а границы размыты. Я не святой отшельник, не только одно добро творил в жизни. Но если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще.

Среди рассказов о ведьмаке, "Меньшее зло" - самая драматичная из историй. Что много лет назад, при первом прочтении, что сейчас, рассказ врезается в память намертво. Даже если сага о ведьмаке вам неинтересна, я бы все равно советую обратить внимание на "Меньшее зло".

-7

"Вопрос цены". Каланте, королева Цинтры, нанимает ведьмака, чтобы тот помог ей совершить невозможное...

Если "Меньшее зло" — ключевой рассказ для понимания характера Геральта, то "Вопрос цены" — ключевая история для всего сюжета саги в целом. Впрочем, понять это при первом прочтении вряд ли получится. Тем не менее, сюжетные арбалеты, заряженные здесь, будут стрелять на протяжении всех остальных книг. Ибо то, что произошло тем вечером на смотринах княжны Паветты, изменит Континент навсегда.

"Вопрос цены" отлично раскрывает не только Геральта, но и весь мир вокруг него. История иронизирует над сюжетами про прекрасных принцесс и принцев, при этом не забывая про глубину и зрелищность. Потрясающий диалог Геральта и Каланты о том самой цене столь же увлекателен, как и одна из лучших, простите, экшн-сцен всей первой книги. И пусть это и не один из самых любимых мною рассказов, но точно один из самых запоминающихся.

-8

"Край света". Жители маленькой деревушки нанимают Геральта, чтобы тот помог им избавиться от чертенка, рыскающего в полях. Но все оказывается несколько сложнее...

В этом рассказе впервые (не совсем, но об этом позже) появляется другой крайне важный для всей саги персонаж — бард Лютик. Фееричнейший персонаж, в самом хорошем смысле слова. Вроде бы типичный такой юморной раздолбай-напарник. Но, как и всегда в саге, все не так просто. Но о Лютике мы поговорим позже, в одном из следующих текстов.

Кроме Лютика рассказ раскрывает перед читателем и одну из главных проблем этого — сожительство людей с другими расами Континента. Не буду спойлерить, но разговор Геральта с Филавандрелем снова просто шикарен. Ибо это не просто разговор квазигероя с квазизлодеем, а настоящее столкновение принципов, в котором читатель если и не принимает какую-то позицию, то как минимум ее понимает.

Забавно, интересно и достаточно глубоко.

-9

"Последнее желание"

Внезапная встреча с древним джинном оставляет Лютика на пороге смерти. Чтобы спасти друга, Геральт обращается за помощью к чародейке Йеннифер.

Как нетрудно догадаться, здесь нам впервые (опять же, не совсем) представляют Йеннифер из Венгерберга. И именно этот рассказ дает начало любовной линии, что протянется через всю сагу (и даже дольше). И я без сомнений назову "Последнее желание" самым зрелищным рассказом одноименного сборника. А также самым романтичным и даже самым смешным. Серьезно, здешний юмор особенно удался.

Да и вообще "Последнее желание" — один из лучших ведьмачьих рассказов в принципе.

-10

"Глас рассудка"

Раненый в схватке со стрыгой Геральт попадает в храм богини Мелителе, где и отходит от ран.

Этот рассказ понравился мне, пожалуй, меньше остальных. Но обусловлено это, прежде всего, формой его подачи и, скажем так, его функцией. Дело в том, что "Глас рассудка", подобно цементу, скрепляет между собой все остальные рассказы. Он разбит на сегменты, которые, подобно интерлюдиям, возникают после каждого рассказа. И именно здесь де-факто впервые упоминаются Лютик и Йеннифер. Бард навещает поправляющегося ведьмака, а чародейка... Ну, Йен и правда лишь упоминается.

Но нельзя сказать, что "Глас рассудка" скучен. Отнюдь. Здесь есть все то же самое, что и в остальных рассказах — морально-сложные ситуации, интересные персонажи и яркие диалоги. Даже для боевой сцены место нашлось.

Это все еще хорошая история. Просто впечатление от нее лично у меня несколько смазалось из-за раздробленности. С другой же стороны, такой подход дает понять, что все эти приключения происходят в большом мире, который живет по своим законам не зависимо от Геральта и его приключений. И что там, за стенами храма, на том конце большака, есть что-то еще. Что-то, что читателю чертовски захочется увидеть.

-11

Если вам показалось, что я пробежался по рассказам первого тома совсем уж вскользь, то вам не показалось. Просто истории это довольно короткие, а спойлерить их абсолютно не хотелось. Я действительно советую познакомиться с этими историями самостоятельно. Даже если вам не хочется вникать в какие-то сложные материи, то в первом томе саги о Геральте вы найдете отличное развлекательное и увлекательное чтиво. Всяческий эпик, политические интриги и пафос с древней магией в серии тоже будут, но позже...

Наконец, хотелось бы отметить еще кое-что. Эту книгу (как и все последующие в серии) я воспринимал в аудиоформате, в озвучке Всеволода Кузнецова (голос Геральта из игр). И вот что мне есть сказать. Это просто великолепно! Всеволод — не просто очередной чтец, а настоящий актер дубляжа, один из лучших в стране (его голосом говорит, например, Том Круз). И то, как он отыгрывает (именно отыгрывает) персонажей Сапковского, в сотни раз усиливает весь колорит, созданный автором. А его там изначально выше крыши. В общем, если читать бумажный вариант для вас — не вариант, то озвучка Кузнецова подойдет на ура. К счастью, он озвучил все 8 книг серии.

А пока вы читаете первый том, я начну собирать свои мысли касательно второго. Но нужно быть осторожным, ведь у меча предназначения два острия...

А если вам понравилась моя работа, то подписывайтесь на этот канал и на мой телеграмм: https://t.me/romanscabin