В предыдущем материале – За вторжением в Курскую область Украина готовит удар по Крымскому мосту мы рассмотрели силы и средства, которые противник может использовать для нанесения ударов по Крымскому мосту или иным высокоприоритетным объектам, расположенным на территории России.
Теперь поговорим о том, как можно этому помешать.
Меры противодействия
Отразить такой массированный удар будет очень и очень непросто. Перехватить наряд средств воздушного нападения (СВН), включающий 40-60 крылатых ракет (KP) Storm Shadow, SKALP-EG u JASSM, a также оперативно-тактических ракет (ОТР) АТАСМS и противокорабельных ракет (ПКР) «Нептун», которых совокупно может быть несколько десятков, позиционными средствами противовоздушной обороны (ПВО) будет крайне сложно, если вообще возможно.
При этом, количество не перехваченных KP Storm Shadow, SKALP-EG и JASSМ, ОТР ATACMS и доработанных ПКР «Нептун» может быть достаточным для уничтожения Крымского моста или нанесения ему значительных повреждений, исключающих его эксплуатацию в течении длительного периода времени.
Можно предположить, что наилучшим решением является вынос рубежей перехвата на максимальное удаление от Крымского моста.
Теоретически для перехвата низколетящих КР на дальних подступах могли бы использоваться корабли Черноморского флота, однако, они сами могут стать мишенью для ВСУ и ГУР, учитывая их низкую защищённость от атак безэкипажными катерами (БЭК) камикадзе.
Остаётся только авиация.
Казалось бы, логично, если для первичного обнаружения низколетящих КР противника будут использоваться самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У – у нас их немного, всего 8 машин, но ведь и угроза является достаточно серьёзной? Однако, здесь есть несколько проблем – вообще, применение самолётов ДРЛОиУ в ходе СВО – это тема, покрытая мраком, вопросов здесь больше чем ответов.
В конце октября 2023 года появилась информация, что в зоне СВО была обеспечена совместная боевая работа зенитно-ракетной системы (ЗРC) С-400 и самолёта ДРЛОиУ А-50У, в результате чего за одну неделю было уничтожено 24 летательных аппарата противника, привыкшего безнаказанно летать на малой высоте в глубине своей территории.
Однако, в дальнейшем информация о подобных достижениях в открытых источниках как-то не появлялась. То ли самолёты ДРЛОиУ берегут, не рискуя приближаться к зоне действия украинских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot американского производства, то ли они плохо видят цели на фоне земли, но украинская авиация, хоть и не особенно часто, но добирается даже до линии боевого соприкосновения (ЛБС), а в глубине территории Украины и вовсе чувствует себя весьма вольготно.
А ещё украинские БПЛА-камикадзе, зачастую выполненные из фанеры и известной субстанции, заходят уж слишком далеко в глубину российской территории, в общем, что-то здесь не так.
Также самолёт ДРЛОиУ, который гарантированно будет обнаружен средствами разведки стран Запада, может сам стать целью для атаки – по открытым данным пока США не поставили ВСУ ракеты «воздух-воздух» AIM-120D с дальностью стрельбы до 180 километров, но уверенности на 100% в этом нет, да и поставить они их могут в любой момент.
Тогда, какие у нас тогда есть варианты?
Патрулирование самолётами тактической авиации в конфигурации «охотник-убийца» воздушных целей.
Предположительно оптимальным решением может стать привлечение многофункциональных истребителей Су-35С, вооружённые ракетами «воздух-воздух» Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН) в количестве до 12 единиц.
Их радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис» способна обнаруживать цели с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) 0,01 м2 на расстоянии порядка 100 километров. У ракет Storm Shadow и SKALP-EG ЭПР как раз составляет порядка 0,01-0,03 м2, у КР JASSM ЭПР может быть несколько меньше.
Предположительно, патрулирование может осуществляться парами, для того, чтобы обеспечить постоянный контроль угрожаемого направления. В случае обнаружения атаки одним из самолётов, второй делает разворот и пара осуществляет последовательное уничтожение низколетящих КР противника, атакуя одновременно до 8 целей каждым самолётом.
Предполагаемая продолжительность дежурства до 4 часов, то есть для круглосуточного контроля воздушного пространства, при вылете один раз в сутки, потребуется не менее 12 истребителей Су-35С, возможно больше, с запасом на случай отказов, каких-либо происшествий или внештатных ситуаций.
Потенциально для противодействия удара низколетящими КР по Крымскому мосту могут использоваться и новейшие многофункциональные истребители Су-57.
Предположительно, пара истребителей Су-57 может находиться в готовности к вылету на аэродроме базирования. При получении информации о массированном взлёте украинских самолётов и предполагаемом запуске низколетящих КР, истребители Су-57 должны на крейсерской сверхзвуковой скорости выдвигаться в район патрулирования Су-57.
Это значительно увеличит совокупные противоракетные возможности объединённой группы вследствие наличия на Су-57 РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), потенциально куда более эффективной в части решения задачи обнаружения малозаметных низколетящих целей. Может это и цинично, но в случае потери Су-57 противник по крайней мере не сможет это доказать, поскольку самолёт упадёт в воды Чёрного моря.
Выводы
В настоящее время война между Россией и Украиной вышла на новый уровень эскалации, ВСУ получили новые вооружения и готовы применять их для нанесения максимального ущерба Российской Федерации.
Крымский мост уже давно является вожделенной целью для ВСУ и ГУР Украины, в ГУР Украины прямо заявляют о том, что готовятся его уничтожить – не стоит относиться к их словам без должного внимания.
На момент написания данного материала ВСУ разрушили мост в Курской области, при этом, Россия до сих пор проявляет удивительную, необъяснимую толерантность к украинским транспортным сооружениям.
Возможность защитить Крымский мост у нас есть, хоть это будет и не просто.
Вопрос в том, когда мы перейдём от активной обороны к нападению, без каких-либо ограничений и компромиссов – Украина и страны Запада не остановятся, пока их не остановят.
За мостами могут последовать и куда более опасные цели, например, АЭС. О других потенциальных целях даже говорить не хочется, дабы не давать противнику пищу для размышлений, но, будем реалистами, вряд ли он о них не знает.
Подписывайтесь!
- канал Телеграм: Войны и технологии
- канал на Дзен: Войны и технологии