Продолжение. Начало: Часть 1
"Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят".
Доктор Геббельс
До 1918 г. территории к северу от реки Аракс, на которые претендовала созданная на турецких штыках "Азербайджанская Демократическая Республика" (с завоеванной для неё турецкой армией столицей - преимущественно русским по населению губернском городе Баку), никогда не назывались "Азербайджаном". Они назывались Ширазом, Ширваном, Шемахой, Ленкоранью, Русской Арменией, а проживающие здесь тюрки до 1937 г. именовались кавказскими или адербейджанскими татарами (см. словарь "Брокгауз и Ефрон", МСЭ 1930-х годов издания, энциклопедии "Британика", "Ираника" и т.д.).
А до 1937 года ранее азербайджанцами (адербейджанцами) называли жителей одноименной северо-западной провинции Ирана. Причем этот термин не имел какого-либо этнического содержания. Также и мы говорим "рязанец", "ярославец", "помор", "сибиряк" и т. п., имея в виду регион, откуда кто-либо родом, а вовсе его не национальную принадлежность.
В 1936 ГОДУ В ЛЕНИНГРАДЕ БЫЛ ИЗДАН СБОРНИК АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РУССКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАКАВКАЗЬЯ "Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в.". Среди всех документов, относящихся к территориям, вошедшим после советизации Закавказья в АзССР, на 460-ти страницах слово "Азербайджан" ("Азербиджан") упоминается лишь единожды. Разумеется, в отношении персидского Азербайджана! ("Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в.". Часть I, АН СССР, М.-Л., 1936 г , стр. 300)
В 1918 году новоиспеченные османские марионетки - азербайджанские власти сразу же, где только было для них возможно, приступили к этническим чисткам армянского населения.
Борис Байков, деятель русского Национального Совета Баку в 1918-19 гг. свидетельствовал: "Зато армянству была объявлена определённо война. Не скрывали вовсе, что никакая армянская самодеятельность, ни конкуренция в какой-бы то ни было отрасли деятельности не будет терпима.
Некоторые шовинисты, как например, доктор Хосров-бек Султанов (министр земледелия и государственных имуществ) и др. открыто говорили, что в Азербайджане или вовсе не будет армян, или же они будут на положении турецкой райи (существ безправных; армянам у нас делать нечего, пусть уходят к себе, говорили господа из числа ярых националистов". (Архив Русской революции. TERRA-Политиздат. Т. 9-10. Москва. 1991, с. 143).
В условиях тотальной революционной смуты, этнической чересполосицы населения Восточного Закавказья и на фоне продолжающегося геноцида армян на территории Турции всё это вызвало ответную реакцию и привело к межэтнической войне, которая, несмотря даже на значительные затухания в советский период, тлела всегда, периодически вспыхивала и, по сути, продолжается по сей день.
Опыт Советской власти в Восточном Закавказье в плане межнациональных отношений, к сожалению, тоже был далеко не образцовым. Более того, сама так называемая национальная политика большевистского руководства в Закавказье с ее принципом национально-территориального деления и титульными нациями активно способствовала тому, чтобы межнациональная рознь здесь постоянно подспудно тлела. Административные границы в Закавказье были нарезаны не просто по живому, а как бес на душу положит, исключительно в ущерб народу Армении.
Весь советский период в Нахичевани, НКАО и населенных армянами районах АзССР имел место тихий и ползучий этноцид* армянского населения и армянской культуры, особенно усилившийся с начала 1970-х гг., когда к власти в Баку пришел Гейдар Алиев (отец нынешнего президента Азербайджана).
(* "Этноцид" в международной юридической терминологии означает намеренное создание государственными институтами условий, способствующих либо изживанию какого-либо этноса с территории его исконного проживания, либо его насильственной ассимиляции. Тогда как "геноцид" означает физическое истребление населения, либо определенной его группы по национальному или религиозному признаку.)
А после того как, в результате приема, оказанного дорогому товарищу Леониду Ильичу Брежневу в ходе его визита в Баку в 1982 г., Г. Алиев стал членом Политбюро ЦК КПСС, этноцид армянского населения в Азербайджане принял уже совершенно нетерпимые формы. Хорошо помню как Алиев откровенно лизоблюдствовал, буквально стелился, перед Генеральным секретарем ЦК КПСС. Все это безо всякого стеснения тогда показывалось по ТВ. Но, как известно, дорогой Леонид Ильич был падок на лесть. А Г. Алиев знал, как поддерживать теплые отношения с нужными людьми. Именно этим в значительной степени объясняется сугубо антиармянская позиция советского руководства, когда в последние годы существования СССР армяно-азербайджанский конфликт вспыхнул с новой силой.
ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО В 1960-е И ДО СЕРЕДИНЫ 1980-х ГОДОВ открытых гонений армянского населения в АзССР не было. Внешние приличия соблюдались. Но, однако, государственный бюджет распределялся непропорционально - в ущерб регионам с преобладающим армянским населением, дороги, ведущие в армянские села и районные центры, не ремонтировались. Эти села зачастую объявлялись неперспективными и отключались от инженерной инфраструктуры, что вело к оттоку из них населения. Когда же в селе оставалось два с половиной старика, их выселяли, и опустевшее село заселялось азербайджанцами, после чего оно снова становилось перспективным. Всячески притеснялся армянский язык. Власти искали любой повод, чтобы закрывать армянские школы, газеты, армянские радио и ТВ программы.
И если азербайджанская пропаганда яростно и отрицает массовость подобных фактов, то уж общеизвестным и непреложным остается то, что из Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) АзССР с преобладающим армянским населением проехать в Армению до 1992 г. было можно в лучшем случае через Гянджу, а зачастую через Баку. И это при территориальном зазоре между Армянской ССР и НКАО всего лишь в 6 километров! Это все равно как ехать из Москвы во Владимир через Санкт-Петербург!
Так что о том, что на деле означает "счастье жить с азербайджанским народом", о котором говорит господин Эльбай Гасымзаде, вам расскажет любая армянская семья. Не говоря уже о том, что нет армянских семей, которые либо сами, либо чьи родственники еще в недавнем прошлом не пережили погромы Сумгаита, Гянджи и Баку, а потом и ковровые обстрелы жилых кварталов Степанакерта, Мартакерта или Гадрута. Нет таких, кто не потерял бы там близких.
Гейдар Алиев, ставший в 1990-е годы президентом независимого Азербайджана, не стесняясь, и даже с гордостью публично говорил о том, как он в свою бытность партийно-советским руководителем АзССР выдавливал армянское население из республики: "Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось. Те, кто работал в то время в Нагорном Карабахе, знают об этом" (газета "Зеркало", Баку, 23 июля 2002 г.)
В результате, если в 1913 г. армянское население Нахичеванской области АзССР составляло почти 42 %, являясь относительным большинством на фоне разноплеменных групп "татар", курдов и цыган-мусульман, то к 1989 году прошлого века его там вообще не осталось (последние армянские сёла были депортированы в 1988 году). А армянское население НКАО, составлявшее в 1921 г. более 90%, снизилось в 80-е годы до 75%.
Невольно возникает вопрос, откуда в Азербайджане и Турции столь стойкая, культивируемая столетиями, арменофобия? Думаю, это тема не одного исследования для науки психологии. Но, не будучи психологом, все же замечу, что прежде всего арменофобия, как и любая фобия вообще, это вещь иррациональная. Объяснить ее логически вряд ли возможно. Однако смею допустить, что в данном случае на бытовом уровне в ее основе лежит элементарное чувство зависти. И как любое чувство, оно тоже иррационально. Тем не менее, поводов для зависти своим соседям армяне давали немало.
СТОЛЕТИЯ ГОНЕНИЙ И ЖИЗНИ В ЗАЧАСТУЮ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГОРЬЯ, где даже плодородную землю надо приносить снизу на своем горбу, выработали в этом народе способность выживать в самых неблагоприятных обстоятельствах, приспосабливаться к ним и добиваться в этих обстоятельствах возможно наилучших для себя результатов. При этом опять же веками выработанная массовая работоспособность в созидательных видах деятельности, невероятная оборотистость в торговле и финансах, чувство локтя и взаимопомощь в критические моменты истории - все это приводило к тому, что даже лишенный своей государственности армянский народ умудрялся жить лучше, чем его османские или "татарские" соседи.
Интересно свидетельство крупного партийно-советского функционера В. Е. Семичастного, в 1961-1967 годах возглавлявшего КГБ СССР. В 1959 -1961 гг. он был вторым секретарем ЦК КП Азербайджана. В своей книге воспоминаний "Беспокойное сердце" (Москва, Вагриус. 2002 г) он пишет об азербайджанском селе: "… все хозяйственные хлопоты — на плечах женщин. Приезжаешь на хлопковое поле — одни женщины убирают. На хирман — ток… женщины приходят порой с детьми. Их привязывают к спине и таким образом собирают хлопок или работают на хирмане... А рядом чайхана с самоваром в рост человека, у которого сидит краснощекий мужик-чайханщик. Туда женщины не заходят, чай пьют только мужчины…"
И там же: - "…в деревне — работают одни женщины. Мужчины шаляй-валяй, не очень напрягаются, не очень утруждают себя работой. Вот поторговать, овец попасти, шашлык смастерить — это они умеют и делают с охотой…"
При этом, будучи убежденным догматиком-интернационалистом, не имеющим никаких национальных пристрастий и не испытывающим никакой симпатии к армянам Семичастный не может не отметить, что "… у армян в этом отношении было все организовано идеально.". И далее: "…Как же так: там — Советский Союз и здесь — Советский Союз. Там — Азербайджанская республика и здесь — она же. Ну как не стыдно вам, азербайджанцам, так "хозяйничать" у себя в республике?"
Еще раз приношу извинения за столь пространный историко-политический экскурс. Но без этого контекста рассматривать заявленную тему происхождения и сохранения памятников архитектуры Нагорного Карабаха не представляется возможным. Конечно же, в основном трагическая история Армении не могла не отразиться самым негативным образом на сохранности её всемирно значимого культурно-художественного наследия. Но за всю ее более чем 2.5 тысячелетнюю историю, этому наследию не было нанесено такого ущерба, как за последние 100 лет.
Памятники материальной культуры, и прежде всего памятники архитектуры, являются самым неопровержимым и недвижимым маркером исконной принадлежности той или иной территории тому или иному народу. И если до XX века международная политика на это просто не обращала внимания, в силу ограниченности источников информации, и это сберегало их от целенаправленного разрушения, то в наше время, когда каждый может при желании получить полную и объективную картину по вопросам культуры, этот фактор приобретает особое политическое значение.
С одной стороны, это становится инструментом борьбы за Правду. Но с другой, это ставит культурное наследие гонимых народов под удар.
Теперь любая националистическая идеология, претендующая на захват чужой земли, любой шовинизм стремится не только истребить и изгнать с нее коренной народ, но и стереть о нем всякую память, уничтожить все следы его созидательной деятельности, хранящуюся в творениях его материальной культуры. И именно поэтому сегодня мы наблюдаем со стороны сил мирового глобализма откровенно циничное игнорирование и даже попрание культурного фактора в мировой политике. Мы видим это по Косово, по Сирии, по Малороссии и, конечно, по отторгнутым от Армении ее историческим землям. Но это вовсе не означает, что культурный фактор не работает. Можно наплевать на стук подшипника и продолжать нестись на полной скорости к вожделенной цели, но это не значит, что в какой-то момент вы не потеряете колесо и не сыграете в кювет.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО XX В. В ТУРЦИИ И В АЗЕРБАЙДЖАНЕ С НЕИСТОВЫМ УПОРСТВОМ власти уничтожали памятники армянского зодчества. Об их потерях на территории Турции точно судить сложно, поскольку до недавнего времени ее восточные регионы были малодоступны и для туризма и, соответственно, для независимых экспертов. Но очевидно, что эти потери исчисляются сотнями объектов. В общих чертах их масштабы можно оценить, сравнивая статистику по объектам Армянской Апостольской Церкви в Турецкой империи в начале XX в. с тем, что нам известно на сегодняшний день.
Согласно данным, официально собранным по запросу турецких властей архиепископом Магакией Орманяном, в 1912 г. количество армянских храмов, действующих на территории одной только Западной Армении (не считая историческую армянскую Киликию, Константинополь и другие регионы) составляло 2200. Из этого числа 2150 храмов были разграблены и повреждены (некоторые — уничтожены) в годы геноцида.
Доктор Раймонд Геворгян в работе "Les Arméniens dans l’Empire Ottoman à la veille du génocide", вышедшей в 1992 году в Париже, основываясь на данных из архивов Константинопольского патриархата ААЦ (по сей день официально не опубликованных), пишет, что всего в Турции вначале XX в. было 2528 армянских церквей, 451 монастырь и около 2000 армянских школ.
На сегодняшний день, в Турции известно лишь о 6 действующих армянских церквях. Ни одного армянского монастыря, не говоря уже об армянских школах, в современной Турции нет.
А по данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913-ти сохранившихся на территории Восточной Турции (она же Западная Армения) армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в срочных противоаварийных работах и капитальном восстановлении.
Особо вызывающим, варварским и циничным было уничтожение турецкими властями шедевра средневекового армянского зодчества ансамбля монастыря Хцконк. Он поражал не только высочайшим качеством архитектуры X-XI вв., но и уникальным даже на фоне других знаменитых ансамблей древнеармянского зодчества художественным единством, органически сочетавшимся с окружающим горным пейзажем.
С 1920-х годов вся прилегающая к монастырю территория была объявлена закрытой военной зоной. Там проводились артиллерийские стрельбы, мишенью для которых служили храмы Хцконка. А в 1956 г. ансамбль монастыря был просто взорван. Взрыв был такой силы, что ощущался на территории Армянской ССР, до границы с которой от монастыря около 20 км. Обломки строений обители до сих пор находят на расстояние до 5 км от нее.
Трагическая судьба Хцконка наглядно свидетельствует о проведении турецким правительством форменного геноцида армянской культуры, который последовал вслед за геноцидом армянского народа в Османской империи, и его полном игнорировании со стороны мирового сообщества.
ПО СОХРАНИВШИМСЯ НА СЕГОДНЯ ПАМЯТНИКАМ АРМЯНСКОГО ЗОДЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ТУРЦИИ Википедия приводит список из порядка ста объектов. Из них мне известны лишь три, которые являются туристическими объектами и сохраняются в относительно неплохом состоянии. Это церковь Святых апостолов в Карсе (X в.), превращенная в мечеть, храм Сурб Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар озера Ван (X в.) и по большей части руинированные памятники древней армянской столицы Ани (X-XII в.).
В последние годы в Ани ведутся противоаварийно-реставрационные работы. Насколько к ним допущены армянские специалисты, хотя бы представители мировой армянской диаспоры, мне неизвестно. Но многие мои коллеги – архитекторы, что из московских армян, что из граждан Республики Армения, говорили мне, что характер этих реставрационных работ у многих специалистов вызывает немало вопросов и профессиональной критики. Самому мне судить об этом сложно, поскольку пока у меня не было возможности побывать в Западной Армении.
Остальные объекты армянского зодчества на территории Турции, судя по имеющимся в интернете фото, либо руинированы, либо существенно искажены современными перестройками. Большинство из сохранившихся армянских храмов превращено в мечети. Так или иначе, никакого отношения к ним, как к объектам культурного наследия, в Турции со стороны государства не просматривается.
Никита ШАНГИН, архитектор, Почетный архитектор РФ, профессор МАрхИ (2010-2020), старший преподаватель кафедры архитектуры Донбасской Национальной академии строительства и архитектуры; Лауреат премии СА РФ "Золотое сечение" и Национальной архитектурной премии РФ "Хрустальный Дедал"
Статья была завершена автором за неделю до 19 сентября 2023 года – начала последнего этапа Геноцида армян в Нагорном Карабахе.
Продолжение следует.