Найти тему

Как поступить, если ваш ребенок ругается и оскорбляет других

К дошкольному возрасту у ребенка уже должно сформироваться понимание основных этических принципов, достаточное для того, чтобы понимать допустимость высказывания вслух тех или иных оценочных суждений. Если такого не произошло, если ребенок может себе позволить грубо оскорбить взрослого, это может быть связано с тремя причинами.

Первое: лобные отделы мозга ребенка недостаточно сформированы для его возраста. Мы все испытываем эмоции, и, увы, не всегда они позитивные. Довольно часто недовольство какими-то событиями или действиями окружающих вызывает у нас негатив и агрессию. В норме сдерживать, оттормаживать выражение этой агрессии должны лобные отделы коры нашего мозга. Это самые долго и поздно созревающие структуры, их формирование будет продолжаться до 20 лет. Но к 5 годам все-таки лоб должен быть достаточно сформирован, чтобы регулировать проявление своих эмоций сообразно ситуации и адекватно ей. Неспособность сдержать себя, повышенная импульсивность ребенка чаще всего связана с недостаточной сформированностью его лобных отделов.

Сказать точно, так ли это, может детский нейропсихолог. Он попросит ребенка сделать ряд несложных проб и тестов, результаты которых помогут уверенно определить, нуждается ли мозг ребенка в дополнительном внимании. Если да, специалист подберет программу специализированных упражнений, которые позволят «подтянуть» лобные отделы, и подобная несдержанность ребенка прекратиться как по волшебству.

Второе: неспособность учитывать чувства и интересы окружающих в некоторых случаях бывает признаком некоторых психиатрических заболеваний, например, синдрома Аспергера. Если в поведении ребенка помимо грубости и хамства наблюдаются и другие странности и отклонения от нормы, рекомендуем показать его детскому психиатру.

Третье: если у ребенка нет проблем по линии психиатрии и физиологии мозга, мы имеем дело с недостатками и пробелами воспитания. Детям нужны границы и правила: если их не устанавливают взрослые, дети устанавливают их сами, и результат в большинстве случаев бывает удручающим.

Как только ребенок позволил выражаться с вами на повышенных тонах, сразу же твердо скажите, что такое общение недопустимо. Важно заранее договориться со всеми членами семьи, чтобы папа, мама, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки придерживались единой точки зрения.

Если ребенок продолжает хамить, повышать голос, проявляет агрессию, принимайте меры воздействия. Естественно, речь не идет о применении физической силы. Маленького ребенка можете лишить просмотра мультфильма, похода в парк. Ребенок должен понять, что он имеет право на ошибку, но при систематических нарушениях (которые он специально совершает) последует наказание.

Вот два самых эффективных метода воздействия:

-Тайм-аут. Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции. Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка — это 3 мин, 4-летки – четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

- Лишение. Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютерные игры. Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности: за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

А вот по этой ссылке вы можете скачать книгу по основам контрэволюционной психологии, там много познавательного.

Задавайте вопросы о том, что вам интересно, и подписывайтесь на канал!