24-летний опыт обучения детей русскому языку позволяет мне утверждать это. С каждым годом всё больше ребят приходят ко мне с трудностями в чтении слов, предложений, текстов.
Часто встречающиеся ошибки:
- искажение окончаний в многосложных словах;
- замена одного слова на другое, похожее по первым буквам (то есть слово дочитывается не до конца и угадывается неправильно) ;
- несоблюдение интонации знаков препинания (слова в предложении читаются подряд, без пауз, без деления на смысловые отрезки, без передачи тоном голоса завершённости фразы, без логических ударений) ;
- непонимание смысла прочитанного.
При решении тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР неправильно прочитанное слово лишает ученика балла, ведь он может вставить не ту пропущенную букву. То же самое происходит и с предложением. Прочитал с ошибками, неправильно выделяя интонационно голосом смысловые отрезки, потерял запятые или вставил лишние. Опять минус балл. Предложение мало прочитать, нужно ещё и вникнуть в его смысл, потому что от смысловой связи между словами, частями предложения тоже зависит постановка знаков препинания. И, наконец, искажённое понимание содержания текста не даёт ученику выбрать верный ответ из ряда предложенных в тесте и написать сочинение в соответствии с темой.
Когда можно говорить о том, что школьник умеет читать? Когда он делает это без ошибок и, что очень важно, понимает то, о чем он читает!
Некоторых 12-15 летних ребят прошу перечитывать предложения несколько раз, чтобы они вникли в смысл, поняли, о чем прочитали! Это не первый и второй класс, а 5-9!!!
Почему идёт такая деградация навыков чтения?
На мой взгляд, всему виной модное последние 20 лет раннее развитие. Чуть ли не с пелёнок мамы стремятся научить детей наперёд чтению, письму, счету, иностранному языку. Про курсы скорочтения вообще молчу. Считаю их вредными на этапе обучения чтению.
Нейропсихологи уже кричат отовсюду (и я с ними солидарна), что развитие ребёнка должно быть гармоничным, согласно его физиологии, его возрасту. До 6-6,5 лет обучать ребёнка символам (букве, цифре) не надо! До этого возраста у него идёт накопление сенсорно-моторного, эмоционального опыта. Ребёнок учится сопереживать, сорадоваться, играть, воображать, творчески взаимодействовать в обучающих моментах. И только с 6-6.5 лет (а у кого-то и позже) формируются те предпосылки, которые позволяют его учить чтению и письму.
Что мы видим в реальности? Отдаём ребёнка в школу дошкольника чуть ли не в 5 лет. Там учат его читать. (Только не все дети готовы это делать! У кого-то мозг ещё не созрел для этого!) С 1-го класса учим его чтению по какой-то суперразвивающей программе прямо с текстов. А зачем осмысливать, соотносить звук и букву, читать слоги, знакомиться со словами, понимать их значение, вчитываться в предложение, уяснять его смысл? Надо сразу с текстов. Прочитал набор слов, пусть без ошибок, ладно. А что прочитал? О чем? Где этот этап вдумывания?
Не в количестве прочитанных книг дело, а в качестве прочитанного. Этому навыку тоже надо учить. Сейчас школьники без дислексии и то не понимают, о чем читают.
Проверяю первое задание устного собеседования - чтение текста. Ученик справился. Прекрасно прочитал. Как переходим ко второму заданию - пересказу текста - всё, стопор! Даже в двух словах, самую суть сказать - и то не может! И это в 9-м классе!
Этому всему надо было учить в начальной школе! А не в 9-м классе.
Все современные программы, так называемые развивающие, рассчитаны на учеников, опережающих по развитию сверстников. Эти программы не развивают растущего по норме ребёнка, а заставляют его перескакивать несколько этапов обучения. Это дисгармонично! Наука, может, и идёт вперёд семимильными шагами, за скоростью внедрения технологий тоже только успевай. Но ведь развитие детей с рождения никак не ускорилось. Вынашиваем их 9 месяцев с момента создания мира, переворачиваться, ползать, сидеть и т. п. они начинают не с первого дня рождения. Так почему же школьные программы для них такие непосильные, что без родителей выполнить домашнее задание не может 90 ℅ детей? !
Я вижу ребят из начальной школы, которые вообще не готовы осмысливать ту информацию, которая изложена в учебнике. Они её не понимают не потому, что они отсталые, а потому, что не готовы её воспринимать так, как она подаётся, часто нелогично, несистемно. Некоторые абстрактные, неконкретные вещи дети ещё не могут понять, потому что они ещё ДЕТИ, потому что их мозг не созрел для этого!
В общем, иногда мне кажется, пока не вернём советские учебники по обучению чтению, истерия и нервозность родителей и детей будет продолжаться, а неумение читать будет прогрессировать. Про любовь к чтению промолчу. Её тоже нужно развивать.