Исторически сложилось так, что кошки в разных странах воспринимались и использовались по-разному: от священных и почитаемых существ до источника пищи. Употребление кошек в качестве еды в современном мире встречается редко и зачастую связано с бедностью или военными конфликтами. Некоторые религии – например, иудаизм и ислам – напрямую запрещают употребление в пищу мяса хищников. Такое мясо считают «нечистым» во многих культурах. В истории нет широко известных примеров селекции кошек исключительно для употребления в пищу, как это было с другими животными – такими как куры или свиньи. Но на земном шаре такие традиции продолжают существовать, вызывая споры и этические вопросы.
В большинстве стран мира употребление кошек в пищу табуировано. На Западе это связано с моральными и этическими нормами – к кошечкам относятся как к домашним любимцам. В некоторых странах, таких как США, Австралия и большинство стран Европы, существуют законы, запрещающие употребление в пищу кошек и собак. Однако в Китае и других странах Азии законы по этому вопросу разнятся, и в некоторых местах практика не запрещена официально, хотя и подвергается все более серьезной критике.
Употребление кошек в пищу в Юго-Восточной Азии
В некоторых странах Юго-Восточной Азии, таких как Китай, Вьетнам и Южная Корея, кошки иногда употребляются в пищу. В Китае, например, существуют исторические данные о том, что в сельских районах люди употребляли кошачье мясо как источник белка. Особенно это практиковалось в южных провинциях, таких как Гуандун и Гуанси, где блюда из кошачьего мяса считались деликатесом. В Гуанчжоу, к примеру, кошек использовали для приготовления традиционного блюда «Дракон, тигр и феникс», которое также включало змеиное и куриное мясо. Считалось, что это блюдо помогает укрепить здоровье и повысить жизненные силы. На сегодняшний день научные институты КНР призывают воздержаться от употребления кошачьего мяса – по соображениям здоровья. Дело в том, что такая пища более опасна из-за возможных инфекций. После пандемии коронавируса вопрос поедания «экзотических» и «одомашненных» животных встал особенно остро.
Во Вьетнаме кошачье мясо, хотя и менее популярно, чем собачье, также употребляется в пищу – несмотря на официальный запрет с 1997 года. Такое блюдо известно как «Маленький тигр» и считается деликатесом. Несмотря на это, в последние годы наблюдается снижение популярности такой пищи из-за растущего международного давления и увеличивающегося числа активистов за права животных. Например, зооактивистка Мишель Браун в 2018 году сообщала о целом подпольном рынке кошачьего мяса в городе Хошимине. Многие из убитых животных носили ошейник – это значит, что их попросту выкрали у хозяев. У вьетнамцев до сих пор бытует поверие, что «кошачьи» блюда приносят удачу и повышают либидо. Большой спрос на блюда из кошек создают туристы, которым всегда хочется попробовать «что-нибудь эдакое».
Испаноязычные страны
В странах Латинской Америки случаи употребления кошек в пищу встречаются редко. Но в Перу, например, проводится традиционный фестиваль блюд из кошек – El Festival Gastronomico del Gato. Это двухдневный праздник в честь чернокожей католической святой Ифигении, известной также как Черная Дева. Празднество существует в память о тех временах, когда ранние поселенцы выжили только благодаря поеданию кошачьего мяса. Для фестиваля откармливают десятки кошек, которых затем готовят по различным перуанским рецептам. Например, пряное кошачье рагу или кот на гриле под уакатаем – перуанской чёрной мятой. Интересно, что и здесь – как и во Вьетнаме – мясо кота считается повышающим либидо.
Поедание кошек в военное время и кризисные периоды
Один из самых известных исторических случаев, когда люди были вынуждены есть кошек, относится к блокадному Ленинграду во время Второй мировой войны. Голод и отчаяние заставляли людей искать любую возможность для выживания, и многие вынуждены были употреблять в пищу котов и других животных. Кошки, собаки и голуби начали исчезать с улиц осенью 1941 года, когда в городе возникла острая нехватка продуктов. Блокадница Т.Б. Безладнова описывает случай, который произошел на семейном ужине: «Мама первое время отказывалась, но потом голод заставил – и ела [кошек] тоже.» В дневниках блокадного времени можно встретить записи о том, что в конце ноября кошка стоила 40 – 60 рублей, к середине декабря – 125 рублей. Закономерным итогом пропажи усатых охотников стали полчища крыс. Поэтому в 1943 году в Ленинград направляли несколько «пушистых» эшелонов – из Ярославской области и со всей Сибири. С тех пор котейки пользуются в Петербурге особым почётом: они помогли жителям выжить – и они же помогли вернуть город к нормальной жизни.
Похожие случаи имели место и в других регионах Европы во время войн и кризисов. Например, во Франции во время Франко-Прусской войны в Париже, который находился в осаде (с 19 сентября 1870 по 28 января 1871 года),жители употребляли в пищу кошек, крыс и других животных из-за нехватки продовольствия.
В 2015 году коллектив ученых из США, Танзании и Мадагаскара выяснил, что около трети населения Мадагаскара время от времени употребляют в пищу мясо кошек. В ходе исследования ученые провели опрос 512 человек в центральной части Мадагаскара. Не менее трети опрошенных хоть раз в своей жизни ели мясо кошек, причем половина из них – в последние несколько месяцев. Причина этому – бесплатный доступный белок.
Итак, употребление кошек в пищу остается противоречивой темой, которая затрагивает вопросы культурных традиций, этики и прав животных. В некоторых регионах такая практика по-прежнему встречается, но с каждым годом она все больше подвергается осуждению и запретам. Исторические примеры показывают, что это было скорее вынужденной мерой, чем обыденной традицией, а в современных условиях связано с экономическими проблемами и культурными особенностями.