Ника смотрела в окно. Осенний дождик шёл тихо, деликатно, перебирая каплями жёлтую листву. Она сделала уроки быстро, не запомнив ничего. В голове было пусто, а на душе тревожно. Телефон брякнул, пришло сообщение: "Ника, ты спишь? ". Писала Аня, с которой они вместе пришли в студию дизайна.
- Ань, я не сплю. Что случилось?
- Да ничего... Просто хотелось поговорить... Ник, как ты думаешь, а Митя выживет?
- Чего ты... Конечно! - тяжело вздохнула Ника. Она сама гнала из головы такие же мысли.
- Ник, Митя сказал, что у него зарастают лёгкие... Моя мама сказала, что это смертельно...
- Не хочу тебя слушать! Сейчас всё лечат! Даже не говори мне ничего!
А ведь ещё на прошлой неделе было все иначе. Митя - добрый и тихий "очкарик" как всегда сидел в любимом углу студии и рисовал. Он не особо общительный парень, но Ника и Аня всегда старались сесть рядом с ним. Не потому что он им нравился, нет. Потому что с ним так хорошо работать! Рядом с Митей образовывалось нереальное энергетическое поле, в котором рождались интересные идеи, хотелось мечтать и действовать.
Целый месяц ребята ждали выздоровления Мити, и вот он пришёл на занятия. Сильно похудевший, уставший, но радостный, что всё закончилось и он вместе с ребятами. Посредине занятия в кабинет заглянула женщина.
- Светлана Ивановна, можно Вас на минуту?
Это была мама Мити. Я вышла в коридор. Она сказала, что Митю срочно забирает с занятий.
- Позвонил наш лечащий врач, сказал, что подозрение на фиброз лёгких... Я записалась к профессору, через полчаса нужно быть у него.
Это всегда страшный момент в моей педагогической практике. Очень тяжело переношу болезни детей. Страх, волнение, колотится сердце... Но я всегда нахожу слова для родителей, на плечи которых лег груз боли, ужаса и неизвестности.
Митя медленно собирает свои вещи, словно понимает, что вернется в студию не скоро. Старается "зафиксировать" в памяти каждую секунду.
Теплые, дружные обнимашки.
- Мить, ты выздоравливай, пожалуйста! Мы тебя ждем, Мить!
Мама заплакала в коридоре. И это видела Ника. Аня услышала обрывки нашего разговора о болезни.
Я оделась, вышла на крыльцо Дома творчества, а там ребята - все как один стоят напряжённые.
- Светлана Ивановна, нам Митя не отвечает!
Четырнадцать испуганных детей смотрели на меня так пронзительно и ясно. Я даже толком не помню, что я им говорила и как успокаивала. К этому времени они успели начитаться всякой негативной информации о фиброзе лёгких и уровень беспокойства просто зашкаливал.
Слава Богу, что Митя написал в общем чате, что всё хорошо и он не умрёт (дословно). И мы стали расходиться.
И потянулись дни, занятия, работы. Я видела, как детям было тревожно за Митю, и они успокаивались на какое-то время после его редких сообщений. Его положили в платную клинику.
- Девочки, сегодня мы с Аней едем к Мите! Вы послезавтра! Светлана Ивановна, Митя попросил его папку с работами привезти. Можно мы еще акварельных карандашей для него возьмём?
- Конечно! - и мы всей группой собираем бумагу, карандаши, точилку, кисточку с непроливайкой.
Вечером позвонила мама Мити.
- Светлана Ивановна, я даже не надеялась на такую помощь! Родители студии на лечение сыночка перечислили деньги... Это большие деньги! - и заплакала.
Я безумно гордилась и благодарила родителей студии, а детьми гордилась - ещё больше! Каждый день они записывали видео для Мити, через день приезжали к нему по очереди.
Ночью брякнул телефон и я с удивлением обнаружила сообщение от Мити. Он написал: "Светлана Ивановна, надеюсь, что я Вас не разбудил, но мне очень важно с кем-то сейчас поделиться. Я не могу привыкнуть и не знаю как себя вести... Разве я такой хороший человек? Разве я действительно так значим для ребят? Они меня так сильно опекают. И для меня важно знать - они так себя ведут, потому что Вы им сказали? ".
И я подумала о том, в какое страшное время человеческих отношений мы живём... Уже с детства мы осторожничаем и тяжело верим в искреннюю дружбу, любовь, заботу. Мы чувствуем себя должными и обязанными тем, кто о нас позаботился. И лучше вот самому, без помощи... Лишь бы не нести бремя долга ни перед кем. Ровно поэтому у каждого человека в душе живёт одиночество, недосказанность, неопределённость. Эпоха недоверия, мошенничества, обмана и манипуляций. И так важно показать детям в этом "море грязи" то самое светлое и ценное, что нужно беречь. Сконцентрировать их на хорошем. Научить распознавать мошенничество и обман, угрозу безопасности и вероятные неприятности. Так пусть эта наука станет игрой, такой стратегической и увлекательной! Это прежде всего наука наблюдать, видеть, анализировать, делать выводы.
Я написала Мите правду, что это решение ребят. И то, что он замечательный и важный человек! Важный для нас, для семьи, для общества и страны. А может и всего мира! Рассказала ему сколько задач ему предстоит решить как архитектору, сколько счастья он принесет людям в будущем! И Митя записал мне голосовое сообщение уже бодрым, радостным голосом: "Спасибо, Светлана Ивановна! Очень приятно, что ребята сами решили. Значит нужно верить. Я смогу, честно! А про архитектора... Да, хотел бы принести людям радость! Значит нужно больше работать сейчас, чтобы быть нужным потом! ".
Все хотят быть нужными - любимым, родным, себе, стране, миру. А дети - вдвойне!
Два месяца пробежали, мы лишь отлистывали дни. Я зашла в кабинет, а все дети на окнах!
- Митя, Митя идёт!!!!
- Ставьте чайник скорей!!!
- Парту его освободите!
- Где его кружка?
- Вот его бумага!
Счастье! Радость! Хлопотушки мои даже тортик купили!
После занятия уселись рядом с кабинетом на полу, я даже поругать хотела!
- Светлана Ивановна, идите к нам! Здесь чисто!
И я присела к ним в кружок. Митя раскраснелся, обнял ребят.
- Я вот тут о чем говорю, Светлана Ивановна... Знал, что болезнь опасная, всё прочитал сам. И вот, понимаете, я очень захотел жить, потому что факту ничего не сделал в своей жизни. Собаку не завел, на Эверест не поднялся, кухню маме не спроектировал, отцу на даче не помог. Смотрел я из больничного окна на старые хрущевки и так мне вдруг захотелось построить для людей что-то замечательное, основательное, красивое! Разозлился я на свою болячку и давай её искоренять! И думать, думать, думать! Если "просяду" по силе воли - не видать мне ничего! А если смогу - всё будет!
А потом окинул ребят взглядом и добавил: " И все-таки я сильный человек, а не мямля, как многие считали!"
Митя полностью уверен, что из болезни его вытащила сила духа, сила воли. В пятнадцать лет - самое время! И он постарается не предавать её, теперь знает как. Готовится осваивать горные лыжи, записался в туристский клуб.
А я смотрю на взрослых, которые не реализовались и живут как "на перекладных", и думаю о том, как жаль, что их в детстве не научили хотеть! Не мечтать. А хотеть!
Как это? Кто научит?
Тот, кто возьмет на себя ответственность показать и рассказать о жизни с нужного ракурса. Покажет широкую дорогу и возможности, что впереди у каждого. Врежет "волшебного пенделя" и скажет: "Помни, у тебя всегда есть ты! И когда ты это почувствуешь - горы свернешь!!! "
Я взяла на себя эту ответственность. И мне совсем не страшно. Потому что уже есть первые, кто прошёл по этому пути. И вторые, и третьи. Есть их поддержка и крепкое плечо. И моё. Опирайтесь, пожалуйста!