(далее следите за подчёркнутыми словами — это ссылки на видео уроки по ходу повествования)
Основа Проекта – индоевропейская школа шахматной эволюции.
Инструментарий:
- 31 шахматная доска разных размеров 4-х видов игровых структур:
квадратные - тетрагональные; шестиугольные – гексагональные; треугольные – тригональные; круглые – радиальные.
2. 11 видов шахматных фигур с краткими нотационными обозначениями. В Проекте названия фигур прописываются всегда с заглавной буквы:
классические: Король - Кр ; Ферзь - Ф ; Ладья - Л ; Слон - С ; Конь - К ;
космические:
Дракон - Д ; Медуза - М; Рыба - Р ; Птица - П ; Змея - З ; Учитель - У
3. Два вида шахматных фигурантов. В Проекте фигуранты прописываются всегда с прописной буквы:
классические шахматные фигуранты -- пешки - п ;
космические шахматные фигуранты -- собачки - с.
Оба вида фигурантов не являются полноценными фигурами.
Предложения:
- Более 1000 шахматных игр, которые мы называем партиями, согласно стартовым построениям фигур на конкретных шахматных досках.
2. #Суперкаталог - представляет исчерпывающий перечень образцов построений шахматных партий для двоих, троих, четверых и шестерых игроков.
Общие Правила Проекта
Общие Правила Проекта органично вплетены в устоявшиеся в веках правила классической шахматной игры индоевропейской шахматной культуры. Для краткости изложения здесь базовый курс классических шахматных правил детально рассматриваться не будет из расчёта на первично подготовленных шахматистов для классической игры. В этой связи ниже будут рассматриваться преимущественно только модернизационные нововведения, появившиеся в результате комплексной эксплуатации различных игровых структур и нового фигурного материала в единых рамках Общих Правил Проекта.
Шахматные фигуранты – пешки и собачки не являются полноценными фигурами потому, что в сравнении с последними, имеют ряд принципиальных ограничений в своих действиях на шахматной доске. Например, фигуранты не способны перемещаться ниже своего местоположения. В отличие от фигур, фигуранты наделены комплексом разобщённости простого (холостого) и ударного (со взятием) хода, к тому же бить врагов фигуранты способны только при непосредственном расположении к ним впритык. Простые ходы пешек и собачек одинаковы – они имеют ортогональный (как у Ладьи) вектор направленности с перемещением вперёд, выше своего местоположения, в сторону лагеря противника. Ударный ход собачки так же имеет ортогональную направленность, но не ниже местоположения самой собачки. На своей половине шахматной доски длина простого хода фигурантов ограничивается только границами этой самой своей половины доски. Существуют такие шахматные доски, где линия раздела досок пополам проходит не по междурядью игровых клеток, а непосредственно по общему центральному ряду игровых клеток. Например, на тетрагональных (квадратных) досках нечётного ряда с объёмом клеток: 49 (7х7); 81 (9х9); 121 (11х11) клетки центрального горизонтального ортогонального ряда могут быть заняты фигурантами только в фазе краткого перехода с соседнего нижерасположенного ортогонального ряда клеток. На вражеской половине шахматной доски фигуранты ограничены в длине хода, то есть, за один ход могут переместиться только на одну клетку. Если пешки способны превращаться в любую фигуру в конце доски, то собачки имеют ограничения в превращениях до уровня тяжёлых фигур, если выступают в партии совместно с пешками. То есть, собачка неспособна переродиться в Ладью, Ферзя, Дракона, Медузу, Учителя в партиях со смешанным представительством фигурантов. Если в партии заявлены в качестве фигурантов только собачки, то тогда они могут превращаться в любые фигуры, заявленные в партии. На досках с размерностью от 100 клеток и более пешки по желанию игрока способны превращаться уже и на предкрайних рубежных линиях в фигуры лёгкого и среднего класса ( Конь, Слон, Рыба, Птица, Змея). Собачки способны тоже превращаться, но только в Коня или Слона, на предкрайней линии шахматной доски (от 100 клеток и более).
Пешки и собачки могут брать на проходе друг друга. Кроме того, бить на проходе любых фигурантов ( пешек и собачек) способна единственная шахматная фигура Птица, разумеется - брать на проходе (пролёте) саму Птицу фигуранты не имеют права, как и любую другую фигуру.
Птица – единственная фигура, обладающая характерными признаками как фигур, так и фигурантов. В отличие от всех остальных шахматных фигур Птица, по аналогии с фигурантами, наделена определённым комплексом неполноценности в части единства направленности ударного и безударного хода. Простые (холостые) ходы Птицы в большинстве случаев не совпадают с ударными. Птица способна ударить по диагонали только рядом стоящего, впритык к ней расположенного неприятеля. Этот факт обнаруживает самый слабый ударный потенциал Птицы среди остальных шахматных фигур (кроме фигурантов). Однако, Птица фигура летающая. Её простые безударные ходы осуществляются по траекториям, как диагональных направлений, так и ортогональных направлений. Кроме того Птица способна совершить ход Конём, правда, в безударной фазе. Таким образом, Птица способна перелетать на большие и малые расстояния через многие фигуры по-ладейному, по-слонячьи и прыгать по-конски с одним условием: для её приземления необходимо свободное поле (клетка). Такие качества наделяют Птицу званием самой сильной из фигур в свободе перемещений по шахматной доске.
Резюме: Птица самая слабая из всех шахматных фигур по ударной силе, но самая сильная в свободе перемещений + берёт на проходе фигурантов = шахматная фигура средней весовой категории. Птица сильнее Слона или Коня, но слабее тяжёлых фигур. Птица по своему потенциалу примерно равна любой из двух других фигур средней весовой категории: Рыбе или Змее.
Рыба – нелинейная, дискретно ходящая, короткоходная универсальная фигура средней весовой категории. Ходит Рыба двояко: либо кратко на соседнюю клетку по ортогонали (как Ладья), либо разовый перескок через одну клетку как в ортогональном направлении, так и в диагональном. Все холостые и ударные ходы у Рыбы совмещены как и у всех остальных шахматных фигур (кроме Птицы).
Змея – линейная фигура средней весовой категории. Её движения непрерывны (безотрывны от поверхности), как и у всех линейных фигур. Линии перемещения Змеи имеют синусоидальную форму вдоль общей прямой ортогональной направленности. Перспективный длинный ход Змеи дискретно, через одну клетку, совпадает с прямой, по которой перемещается Ладья. В то же время все межклеточные связи кривой змеиной синусоиды сплошь сотканы из звеньев цепи, состоящих из 2-х или 3-х клеточных прямых диагональных отрезков. Змеи всегда однополярны, как и классические Слоны. То есть, каждая фигура ходит по одному однажды предназначенному ей цвету полей (клеток) шахматной доски.
Дракон – универсальная тяжёлая шахматная фигура, обладающая ходами Коня и Слона.
Медуза - универсальная нелинейная тяжёлая шахматная фигура, обладающая ходами Короля или прыжком через две клетки на третью (четвёртая с места старта), как по диагонали, так и по ортогонали. Эксплуатируется преимущественно на больших досках от 100 клеток и более.
Учитель - универсальная линейная тяжёлая шахматная фигура, обладающая природными качествами Ферзя, но с ограничением по дальности действия в две предстоящие клетки. Это своеобразный «миниферзь».
Процесс выполнения так называемой вольной рокировки в целом соблюдает основные постулаты правил классической рокировки, но с некоторыми нововведениями:
К рокировкам с Королём, кроме Ладьи, допускаются Рыбы, Птицы и Учитель.
Король выбирает любую клетку на ортогональной линии с рокируемой фигурой вплоть до поля её месторасположения. То есть, Король может, например, занять место Ладьи, а та, в свою очередь, перескочит ему за спину, или же при расположении впритык Короля с рокируемой фигурой они могут просто поменяться местами, и это зачтётся как вольная рокировка (типичный случай в радиальных партиях - в круглых шахматах). При рокировке Короля с Ладьёй или с Птицей Король волен выбирать любую свободную клетку между рокировщиками, но при рокировке с Рыбой или Учителем Король должен вплотную подойти к фигуре (или занять её место) с последующим перемещением фигуры ему за спину. Это обусловлено фактом короткоходности этих двух фигур (Рыба, Учитель).
При проведении вольной рокировки стартовое расстояние между фигурами не имеет значения: главное чтобы Король пока ещё никуда не ходил и между ними никто не стоял на линии рокировки. Рокироваться из под шаха можно. Рокироваться в «простреливаемой» врагами линии рокировки ( через битые поля) - можно. Главное, при производстве рокировки, Короля не поставить под шах. Рокируемая фигура (не Король) до производства рокировки может гулять по доске сколько угодно, главное чтобы она выстроилась на свободную от других фигур ортогональ напротив Короля на любой дистанции их взаимного положения и тогда можно осуществлять акт вольной рокировки в любой проекции на доске. То есть, возможны рокировки не только в горизонтальной проекции, но и в вертикальной, например, на привычных нам всем квадратных досках.
Генеральные поля превращений.
1.1. Тетрагональные (квадратные) шахматные доски предоставляют крайнюю противолежащую горизонтально ортогональную прямую линию клеток для превращения шахматных фигурантов в шахматные фигуры. Такая линия называется генеральной линией превращения. Это на досках ТОП - с ортогональным позиционированием клеток между игроками.
1.2. Тетрагональные шахматные доски с так называемой диагонально-развёрнутой тетрагональной структурой (ромбовидное расположение квадратных клеток на шахматной доске) предоставляют фигурантам к превращению в фигуры крайний диагональный ряд полей. Это доски ТДП - с диагональным позиционированием клеток между игроками.
2.1. Гексагональные (шестиугольные) шахматные доски с диагональным позиционированием клеток между игроками , так называемые доски-ГДП, предлагают крайний противолежащий ортогональный горизонтальный ряд полей для превращения фигурантов, по аналогии с п.1.1.
2.2. Гексагональные доски с ортогональным позиционированием клеток между игроками, доски-ГОП (с угловым позиционированием доски по отношению к игрокам), с V-образным, или ромбообразным, построением фигур в шахматной партии, предоставляют в качестве генеральной линии превращения усечённый с флангов по одному полю (клетке) зеркально отражённый крайний /\ - образный ряд полей. То есть, там генеральная /\-линия превращения несколько усечена по бокам посредством «неволшебных» угловых фланговых клеток для партий с V-образным построением фигур, а для партий ромбообразного построения фигур и вовсе усечена до мест крайнего стартового расположения фигур на последнем /\-ряду.
3.1. Тригональные (треугольные) шахматные доски при игре вдвоём предоставляют в качестве генеральной линии превращения половину крайнего ортогонального ряда клеток королевского фланга без зачёта центрального поля (клетки) всего ортогонального ряда.
3.2. При игре втроём на тригональных досках, с угловым расположением фигур, генеральная линия определяется на всех клетках противолежащего крайнего ортогонального ряда.
4. Радиальные (круглые) шахматные доски имеют особую специфику определения так называемой своей половины доски для фигурантов. Здесь единых и неделимых общих границ нет. Здесь разделительные линии плавающие. Скорее всего, можно привести такую аналогию: в длинном динамичном ходе через несколько клеток фигурантам на вторую линию «буйков» не заплывать! В данном примере все «буйки» расположены на круглых клетках прямых ортогональных связей, где сами клетки помечены жирными точками (буйками). Практически на все клетки объединённых диаметров нанесены крупные точки их определения. Сделаем допущение, что это и есть так называемые буйки. Таким образом, двигаясь по своим радиусам, пешки и собачки до второй линии буйков вольны криволинейно вылетать свободно, а далее: один ход – одна клетка. Если фигуранты выходят на диаметрально помеченные поля первой линии буйков, то могут так же динамично перемещаться за один ход на несколько клеток по прямой ортогонально связанных клеток в сторону центрообразующей клетки всей шахматной доски без заступа в центр. Далее перемещение осуществляется поклеточно за один ход.
Необходимо отметить особо, что радиальная структура шахматной доски полностью однополярна, а значит, не имеет диагональных межклеточных связей. (Зато здесь образовались два разных вида ортогональных связей: прямолинейные и криволинейные.) Таким образом, ни в одной шахматной партии на радиальных досках не найдётся ни одной шахматной фигуры, работающей по диагоналям. Здесь нет и не может быть Слонов и Змей. Ферзь и Дракон упразднены в пользу Ладьи и Коня. Остальным фигурам отказано в прежних диагональных способностях. Из адаптировавшихся в новой среде обитания более всего пострадали Птицы и пешки. Они вообще утратили способность ударного боя.
Что касается генеральной линии превращения фигурантов, то здесь их превращения в фигуры происходят на клетках стартового расположения противоборствующих фигур (но не фигурантов).
Многосторонние партии
Игры вчетвером производятся на тетрагональных досках. Игры втроём и вшестером на гексагональных. На тригональных досках также разработаны многосторонние партии — на троих.
Порядок выступления фигур каждого игрока осуществляется по очереди, с передачей хода каждому сопернику по кругу с направлением против часовой стрелки. Установленный цикл передачи ходов сопернику справа не может быть нарушен в течение розыгрыша всей шахматной партии, невзирая на возникающие различные шаховые положения. Соперники играют каждый за себя. Заматованный Король не снимается с доски и со всей своей фигурной дружиной там остаётся и замирает в качестве немого свидетеля бушующих баталий. Продолжающие игру соперники могут фигуры заматованного Короля безответно сбивать или прятаться за ними, но самогО, даже заматованного, Короля бить никому не положено. Его стоянка – памятник, будет являться непреодолимым препятствием для всех на протяжении розыгрыша всей партии. Мат считается объявленным, если выполнен полный круговой цикл ходов всеми соперниками без его аннулирования. Если зафиксирован пат, то запатованный Король теперь уже очень гордо остаётся на своём месте до окончания розыгрыша всей партии и как непреодолимое препятствие для продолжающих сражение соперников всем машет ручкой.
В четырёхсторонних партиях на квадратных досках-ТОП фланговые фигуранты на своей половине доски неспособны бить соперника в сторону ближнего фланга. На второй половине шахматной доски фланговые пешки, или собачки, становятся полностью полноценными фигурантами, то есть, могут бить и в ближайший фланг.
По всем остальным нерассмотренным вопросам поведения фигур на шахматных досках Общие Правила Проекта отправляют к первоисточникам начального курса классических шахмат и на предметные видеоуроки канала Youтube, а также на следующие сайты проекта «Космические шахматы от Александра Ерохно»:
#Суперкаталог — САЙТ № 7 с наглядной демонстрацией сотен видов шахматных игр (партий);
САЙТ № 2 — стартовый рассказ о Проекте;
САЙТ № 3 — подробно о треугольных шахматах;
САЙТ № 4 — всё о шахматах с ромбовидными клетками;
САЙТ № 6 — вводная часть о круглых шахматах.
Смотрите также видео о «Космических шахматах» и в Youтube.
Мастер Проекта Александр Ерохно.