Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

КАЗАХСТАН ПРОГОЛОСОВАЛ ЗА АТОМНУЮ СТАНЦИЮ

Оглавление

Казахстан является второй страной в мире по объёму запасов урана. По его извлечению из недр Казахстан – мировой лидер. На долю этой страны приходится 41% мировой добычи.

Казалось бы, имея такое богатство, Казахстан давно бы мог построить свою атомную электростанцию. И не одну. Тем не менее АЭС в Казахстане до сих пор нет.

Почему атомную станцию не построили в советский период?

Во-первых, в силу относительно небольшого количества жителей в Казахской ССР и отсутствия там промышленных гигантов, нужды в сверхвысоких объемах электроэнергии не имелось. К тому же наиболее населённый юго-восток республики находился рядом с враждебным тогда Китаем.

Тем не менее, в наследство от СССР Казахстану досталось богатое ядерное хозяйство. Но оно было частью военной инфраструктуры единой державы. Казахстану, не имеющему атомного оружия, она была не нужна.

Речь прежде всего идёт о Семипалатинском ядерном полигоне с городом Курчатовым при нём (между Семипалатинском и Павлодаром). Там испытывались советские атомные бомбы.

  • Упомянем также реактор на быстрых нейтронах БН-350. С 1972 по 1999 год этот секретный объект успешно функционировал на казахстанском берегу Каспия близ Шевченко (Актау) и за сутки опреснял немалое количество воды. А ещё давал тепло и свет, а также мог вырабатывать оружейный плутоний.

Из-за последней способности реактор и был остановлен.

Вместо него планировалось создать «мирную» АЭС. В 1998 году правительство Казахстана объявило о своих намерениях построить новый реактор на берегу озера Балхаш. Однако эти планы не осуществились.

Реализовать их можно было только с помощью России. Но при Ельцине она была не очень-то настойчива в этой сфере. Тем более, что активность в области атомной энергетики всегда наталкивалась на противодействие Запада. Особенно Англии, которая под шумок взяла под контроль практически весь казахстанский уран.

Так главным предприятием отрасли – Степногорским горно-обогатительном комбинатом – на 100 % владеют британские фирмы Ganberg UK Ltd (60%) и Gexior UK Ltd (40%).

Только в 2006 году Казахстан наконец приступил к обсуждению планов строительства АЭС совместно Россией. В практическую плоскость эти намётки встали в 2013 году, когда в Астане взяли курс на переход к «зеленой энергетике», предусматривающий отказ от угля, нефти и газа.

В 2014 году Росатом и Казахстан даже подписали меморандум о намерении создать атомную станцию. Но, как мы помним, в том году началось обострение отношений между Россией и Западом. Против России вводятся санкции, и от российско-казахстанского атомного проекта Назарбаев отказался.

В 2019 году Нурсултан Абишевич начал транзит власти. Его преемник, Касым-Жомарт Токаев, вскоре после своего избрания президентом заявил, что строительство АЭС в Казахстане пока не планируется. А если такие планы появятся, то вопрос будет вынесен на референдум. Так он прокомментировал появившиеся в 2019 году сообщения том, что казахстанскую АЭС намерены построить на берегу озера Балхаш, около села Улькен.

Алмасадам Саткалиев. Это и другие изображения взяты из открытых источников
Алмасадам Саткалиев. Это и другие изображения взяты из открытых источников

За этим проектом стоял председатель правления фонда «Самрук-Казына», объединившего все государственные компании Казахстана, Алмасадам Саткалиев. В октябре 2022 г. он сказал, что строительство АЭС необходимо начать. И поручить это МЕЖДУНАРОДНОМУ КОНСОРЦИУМУ.

Если говорить о «ядерной начинке», то, по словам Саткалиева, «наиболее эффективные технологии могут предоставить Россия, Корея, Франция». В плане энергетического оборудование, Саткалиев назвал лучшими технологии General Electric и корейских производителей. Что касается автоматики, системы учета, насосов, то в этой сфере Саткалиев хотел видеть среди партнеров Францию, Германию (Siemens). Таким образом Саткалиев фактически отказал РОСАТОМУ в заключении полноценного большого контракта на строительство АЭС.

4 апреля 2023 года этот человек получил очень важный пост министра энергетики Казахстана. Недоброжелатели Саткалиева сразу обратили внимание, что это произошло после помолвки его дочери Анадэль и внебрачного сына Нурсултана Назарбаева Таумана.

Тауман и его избранница
Тауман и его избранница

Став министром, Саткалиев стал проводить мысль, что никакой референдум не нужен: решение по строительству АЭС в Казахстане может быть принято по итогам слушаний в регионах.

Однако президент Касым-Жомарт Токаев настоял на своём. 1 сентября 2023 года в своем послании народу Казахстана он предложил вынести вопрос о строительстве АЭС на общенациональный референдум.

-3

Тем не менее, Саткалиев вёл себя так будто вопрос с атомной станцией уже решён. За несколько месяцев до референдума, 28 мая 2024 года министр объявил, что на конкурс по постройке первой в Казахстане атомной электростанции заявились Россия, Южная Корея, Китай и Франция. Кто станет подрядчиком – решит тендер. Как отметил министр, потенциальными участниками конкурса могут стать также США и Япония.

Затем Саткалиев стал говорить о строительстве уже не одной, а нескольких атомных электростанций компаниями из разных стран, одной из которых может быть РОСАТОМ. Это следовало из выступления Саткалиева на брифинге в правительстве 16 июля 2024 года. Министр выразил мнение, что для надежного энергоснабжения страны в будущем необходимо подготовить три площадки для строительства АЭС — при условии, что этот вопрос будет поддержан на референдуме.

Нужно сказать, что в Казахстане немало противников атомной энергетики.

Они полагают, что озеро Балхаш не годится для такого рода проектов и утечка радиации со станции приведёт к экологической катастрофе. К варианту построить АЭС в других местах, например, в Актау или в Курчатове, активисты также относятся отрицательно. По их мнению, в Казахстане очень высокий уровень коррупции во всех эшелонах власти, значительно повышающий риски некачественного строительства и обслуживания станции.

С другой стороны, после переноса из Китая майнинг-ферм, потребляющих огромное количество электроэнергии, нехватка электричества в Казахстане приобрела критические размеры. Руководству страны стало ясно, что без АЭС не обойтись.

В начале сентября 2024 года премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов побывал на Степногорском горно-химическом комбинате, который является флагманом по переработке урансодержащего сырья. На встрече с сотрудниками Бектенов заявил, что строительство АЭС будет способствовать энергетической безопасности Казахстана. В ходе обсуждения выяснилось, что работники предприятия также одобрительно относятся к этой инициативе. В свою очередь министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев заявил, что число граждан, поддерживающих строительство АЭС выросло.

Среди сторонников АЭС и жители Улькена. Это выяснилось на слушаниях, проведенных в поселковой школе.

В бюллетень для голосования, которое состоялось 6 октября 2024 года был внесён один вопрос: «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?».

На него можно было ответить либо

  • «Да, согласен», либо
  • «Нет, не согласен».
-4

Токаев заявил, что его личное видение данного вопроса состоит в том, что в Казахстане должен работать международный консорциум. Таким образом президент фактически однозначно высказался за АЭС. Как и 71,12% участвовавших в референдуме. Против, соответственно, проголосовали 28,88% участников голосования.