Через Калмыкию я ехал на Кавказ по работе в конце июня 2024 года и получилось проехать ее на машине почти всю, начиная от Волгоградской области, через Элисту и заканчивая Ставропольским краем. Со мной был один из моих сыновей. Регион крайне редко появляется в сводках новостей или блогах, по сравнению с соседними кавказскими народами , в связи с чем для меня был неизвестен. Калмыкия словно скромная девушка среди буйных подруг, которая тоже хочет понравится тому самому парню, но стесняется и пока затаилась в своих бесконечных степных балках.
В Калмыкию я заехал ночью... Был ли там указатель, в стиле "добро пожаловать в Калмыкию", не помню. Либо я его не заметил, либо его вообще не было. Запомнил только очень мощный и какой-то приятный запах, когда навигатор показывал, что мы в Калмыкии. Долго соображал, откуда это, хотел было даже остановится, посмотреть, может что разлилось в машине. Потом подумал, что выветрится, но запах не прекращался. Вскоре обнаружил, что запах идёт с улицы, и это был собственно запах цветущей полыни, разбавляемый другими травами. Но не такой полыни, которая растет у нас в средней полосе. Калмыцкая полынь маленькая, по другому пахнет и ей усеяна практически вся территория республики. Хотя в соседних Ставропольском крае и Волгоградской области она тоже есть, но в гораздо меньших объемах, поскольку в этих регионах большинство полей распаханы, и запаха такого не было, а этот запах сопровождал меня весь путь, потом наверное привык и не обращал внимания. Так вот я ее запомнил, запахом трав. Думаю, если бы у нас в Пензенской области не пахали массово землю, запах тоже бы был, особенно когда цветет чабрец, душица, созревает полевая клубника, а с соседнего леса добавляет запаха липа, в воздухе стоит аромат получше калмыцкого, но сейчас этого нет, коров мало кто держит.
В Калмыкии, как я уже сказал, вместо растениеводства отдают приоритет животноводству, там бесконечные поля пастбищ, с бесконечными стадами овец и коров. Таких стад я не видел никогда в жизни, хотя в детстве даже приходилось пасти коров.
Шоссе почти на всем протяжении огорожено проволокой, скорее всего электро пастухом, что бы коровы не выходили на дорогу. Но также попадаются предупреждающие знаки о животных, если кто поедет, будьте внимательны. В некоторых местах коровы щипали траву прямо на обочине.
Ещё одна особенность, которую тоже не встречал - пастухи. Они пасут их на мотоциклах, Нивах и Ладагрантах. Благо ровная и сухая местность позволяет. Обойти стада пешком, некоторые из которых растянулись на несколько километров не представляется возможным.
За окном проплывали какие-то строения, дома, даже памятники коровам, которые как правило интересуют меня во вторую, третью и даже десятую очередь как и все продукты человеческой деятельности на земле.
В первую очередь интересна сама земля, везде такая разная и не похожая ни в одном месте мира, вызывающая только благоговение перед мощью её Создателя и сам народ, которому она дана для жизни.
Природа Калмыкии как и все творение прекрасна, но для постоянной жизни на любителя и явно не европейца. Как арабы любят жить в пустыне, а ненцы в тундре, калмыкам их родственникам бурятам, монголам и прочим по сердцу оказалась их степь. Здесь бедная и низкая растительность, практически выжженная жарой, нет леса, достаточно ровная местность, иногда разрезаемая сухими балками и редкими природными озёрами. Есть где разогнаться ветру, скакать на лошади и пасти скот, чем и занимаются местные жители. Правда лошадей, как я писал выше заменили на мотоциклы и машины. Лошади и верблюды все же попадаются, но вероятно живут в качестве просто домашних питомцев, а также на них катаются заезжие туристы, чем мы тоже воспользовались.
С народом получилось познакомиться поближе. Сейчас калмыки живут в обычных квадратных домах, но юрты иногда строят для заезжих туристов.
Калмыки имеют очень характерную монголоидную внешность, узкий разрез глаз и не сильно высокий рост. Калмычки стройные и симпатичные, как и мужчины впрочем, если к ним это применимо. Все разговаривают на чистом русском языке без акцента даже между собой. И хотя в википедии прочитал, что там живут много других народов, я никого не встречал, кроме калмыков.
Первое знакомство состоялось на газовой заправке, где без обмана добрые калмыки накачали нам газу и пожелали доброго пути. Для сравнения в соседнем Ставропольском крае, при объеме баллонов 55 литров мне умудрились закачать 58 и это при том что топливо ещё оставалось. Затем на ночлег мы заехали в гостиницу "Лотос" недалеко от поселка Кетченеры.
Там все было очень чисто и довольно уютно. На нижнем этаже было кафе, где нас очень вкусно накормили едой с национальным оттенком и напоили калмыцким чаем. Как мне объяснили, это чай с травами, солью, сахаром, маслом и молоком. Здоровая чашка стоила 40 рублей, а бублик к нему 10 рублей.
В гостиницу мы приехали в 2 часа ночи, заранее ее не бронировали, просто уже не было сил ехать. В 3 поели, но не смотря на столь поздний час, там кипела жизнь. Молодые калмыки постоянно ездили туда-сюда на мотоциклах, более зрелые пары обедали в кафе, решали свои дела, делали звонки, в общем жизнь била ключом. Возможно, у них как у арабов во время жары рабочий день превращается в рабочую ночь. А жара там была не маленькая. Степь в конце июня, кроме полыни была сухой.
Город Элиста показался мне уютным. Там нет широких проспектов и каменных джунглей, а в основном состоит из частных домов или малоэтажного жилья, улицы в основном имеют двухполосные дороги. Возможно меня навигатор не там вел.
Уже в июне там продавали арбузы и дыни.
По пути попадались различные буддистские строения. Я честно плохо в них разбираюсь, знаю есть дацан, пагода, хурул, но что есть что не знаю, и особо не интересовался, поскольку являюсь убежденным верующим одной авраамоистической религии. Но было интересно посмотреть на них, ибо Как говорит Писание "и в каждом народе Ему угоден тот, кто боится Его и поступает по правде!" (Деяния 10:35) В общем мы с сыном решили, что калмыки народ верующий и пока ищут истинного Бога, строят такие интересные строения. Собственно я их увидел впервые в жизни.
Внутри была надпись, что фотографировать запрещено, поэтому мы ничего не фотографировали, только снаружи.
Внутрь мы тоже заходили, но никакого чувства облегчения и покоя я не испытал.
Недалеко от таких строений на верёвках прикреплены разноцветные флажки.
Как я позже узнал это такая молитва.
Вот такая мне открылась Калмыкия, небольшой осколок когда-то могучей империи Чингиз Хана, но сейчас чем-то похожа на эту песню: